Рекомендации, о которых нужно помнить, чтобы избегать конфликтов между детьми




Вспомните передачи про детенышей животных. Как мило тигрята треплют друг друга, скатываясь в клубок. А мама-тигрица спокойно лежит и смотрит на них, с умилением прищурив глаза. Кажется, что она сейчас уснет, так успокаивающе действует на нее эта картина. Человеческой маме не до сна в такие моменты. Она спешит на помощь. Она уверена в одном: этот конфликт надо срочно прекратить. И не гордость ее переполняет в этот момент (она же не тигрица), а обида, досада, злость, а еще и стыд, если конфликт между детьми произошел на людях.

1.Важно принять тот факт, что детские конфликты полезны!!! Цель ребенка – научиться выживать в сложных ситуациях. Цель взрослых – мир во всем мире. Не стыкуется. От этого и непонимание. Родители часто говорят: «Ну почему нельзя просто тихо сидеть и не драться?» «Но мы же дети! Некогда нам сидеть!»–может ответить ребенок. Его главная задача –тренироваться, отрабатывать навыки на тех, кто оказался рядом. Дом –это безопасная территория. Здесь можно расслабиться и отточить мастерство. Родитель, вы же согласитесь, что драться и постоять за себя должен уметь любой мальчишка, даже если ему это никогда не пригодится?

2.Не выступать судьей и не вставать ни на чью сторону. Вмешиваясь в конфликты детей, родители только дают им повод для ревности и чувства недолюбленности. Это родители знают, что любят своих детей больше жизни. И одинаково. И уже прямо сейчас готовы прыгнуть со скалы ради их счастья. Дети в силу своей незрелости не способны просто догадаться или почувствовать это. Если появился на горизонте конкурент на мамину или папину любовь, загорается красная лампочка. И малыш будет испытывать родителя, чтобы получить доказательства его верности снова и снова.

3.Создать личное пространство. Детям может помочь то, что они поделят игрушки наличные игрушки, которые другой может брать, только спросив разрешение; общие игрушки, в которые играют все

В идеале каждому из детей нужно организовать пространство или комнату. Если помещение не позволяет, то помогут даже отдельные коробки. Можно сделать наклейки, например: «Собственность Саши. Не трогать!». И не забывать, что личные вещи есть у всех, и у мамы тоже. Например, мамина сумка и ее содержимое.

4.Устанавить семейные правила. Важно иметь в виду, что правил должно быть мало, 1-3, потому что больше они не запомнят. Например, такие правила:

-в нашей семье мы не бьем друг друга;

-личные вещи брата/мамы/папы нельзя трогать без разрешения;

-у нас все честно и поровну: сладкое, подарки и так далее. И, конечно, маме с папой тоже положено мороженое! Главное, чтобы правила соблюдали все члены семьи, включая взрослых.

5.Не принимать близко к сердцу фразы вроде «Я не люблю своего брата!» Порой от детей можно услышать следующие высказывания: «Выкиньте его!», «Какой он дурацкий!», «Купите мне другого брата!» – и так далее. Этими высказываниями ребенок показывает свое отношение к другому человеку лишь в настоящий момент. Через минуту он уже будет говорить, как он любит всех на свете.

6.Проводить время с каждым ребенком по отдельности. Это могут быть короткие, но качественные моменты. Можно даже просто посидеть в обнимку перед мультиком, зайти в кафе на 15 минут по дороге из школы, сходить в кино, почитать, поиграть. Важно составить план личных встреч: 1 ребенок + 1 родитель. То же самое сделайте с папой (он –самый главный ребенок!).

7.Отвлекать детей игрой. Если дети начинают драться и что-то делить, чаще всего им просто скучно. И они решили поиграть в игру «драка». В такой момент лучше просто позвать их громким и веселым голосом поиграть во что-то интригующее, например: «Ребята, а вы знаете, что я нашла план сокровищ пирата Пита! Побежали искать клад!» В образные игры тяжело играть без подготовки. В интернете много ресурсов про это в помощь родителям.

8.Настроить тон общения в семье. Родителям стоит научиться технике активного слушания. Это отличная возможность показать ребенку, что они его понимают. Например, ребенок расстроен и кричит. Мама проговаривает его эмоции и поступки: «Сынок, ты ударил брата, потому что он забрал твою любимую машинку. Понимаю, это неприятно. Тебе хочется забрать ее обратно. Но помни правило, что мы не деремся». Попросить извиняться –учить, но не заставлять. Это тяжело делать даже взрослым.

Просто напомнить, что неплохо было бы попросить прощения. И в один прекрасный день он это обязательно сделает. И наконец, не учить детей ругаться. Когда взрослые ругаются между собой, дети это слышат и потом отрабатывают на тех, кто слабее. Нюансы воспитания детей, если один ребенок-инвалид или ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из частых запросов родителей на психологической консультации –предотвращение конфликтов между братьями и сестрами в семьях, где воспитывают ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, такие дети отличаются своей зависимостью от родителей, от других детей в семье. Чтобы уменьшить эту зависимость в семейном воспитании необходимо придерживаться следующих правил:

1.Создайте каждому ребенку свое личное пространство. Если позволяют жилищные условия, выделите каждому ребенку собственную комнату. Если в семье разнополые дети, это требование является обязательным. Если таковых условий нет, у каждого ребенка должно быть собственное пространство в комнате: рабочий уголок, своя полочка в шкафу или коробка с игрушками. С целью предотвращения детских конфликтов следует установить определенные правила для всех детей:

-никто не имеет право брать без спроса вещи других детей;-

сначала надо спросить разрешения – потом взять;

-после игры обязательно убирать за собой игрушки.

Эти простые правила, помогут детям научиться соблюдать границы других людей и помогут избежать частых конфликтов.

2. В течение дня находите время на индивидуальное общение с каждым ребенком. Это может быть беседа, чтение книги, занятие с ним его любимым делом и многое другое. Постройте для каждого из детей свой собственный тип взаимоотношений. Ребенок должен знать, что у него есть право на вашу любовь и внимание. Таким образом, Вы сможете уменьшить накал соперничества среди детей за внимание родителей.

3.Старайтесь привлекать старших детей к участию в уходе за младшими. Важно не перекладывать на старшего ребенка ваши родительские обязанности. Иначе, у ребенка может возникнуть чувство, что с появлением в семье младшего (особенно, если это ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ) их собственное детство закончилось. Используйте просьбы, которые ребенок может выполнить с радостью. Будьте готовы от ребенка принять отказ, когда он отдает предпочтение собственным делам. Это даст возможность установить нормальные детско-родительские отношения и заложить основы крепкой семейной дружбы.

4. Нельзя делегировать детям свои родительские обязанности. Помните, что именно родители несут ответственность за воспитание и обучение собственных детей. Завышенные требования родителей по отношению к здоровым детям в семье могут привести к сильным переживаниям ребенка и разрушить сиблинговые отношения.

5. Не сравнивайте детей! Чаще подчеркивайте достижение каждого ребенка, даже если они минимальные. Ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ может очень долго идти к определенным достижениям, прикладывая для этого максимум усилий. Не ставьте друг другу в пример, наоборот, подчеркивайте их собственные сильные стороны и способности. Это поможет Вам научить своих сиблингов принятию и умению ценить индивидуальность других людей.

6. В конфликтах детей избегайте роли рефери. На выработку этого правила, Вам понадобиться определенное время и силы для того, чтобы научить их договариваться без вашего участия. Поиск выхода из конфликтной ситуации предпочтительно оставляйте за детьми. Дайте им какое-то время, чтобы они договорились. Придумайте собственные правила взаимодействия в конфликтных ситуациях. Например, не обзывать друг друга, не драться, говорить спокойно, выслушивать друг друга и т.д. Желательно, чтобы эти правила принимались на семейном совете и были оформлены в виде памятки для детей.

7. В детских конфликтах не становитесь на сторону одного ребенка (даже если это ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ). Иначе Вы сможете сформировать позицию социального иждивенчества, даже у здоровых детей. Именно в такие моменты взрослый должен четко выразить свою позицию «я не одобряю твоего поведения, но я по-прежнему уважаю тебя как личность».

8. Конструктивным способом решения детских конфликтов является семейный совет, на котором дети могут выговориться и быть услышанными родителями. Чем раньше родители станут использовать семейный совет, тем быстрее будут вырабатываться новые правила взаимодействия. Это может стать для ваших детей первым опытом мирных переговоров!

9. Хвалите детей за умение мирно разрешать конфликты. Родители часто ругают детей за ссоры, а вот «обратное» поведение проходит незамеченным. Закрепляйте навыки конструктивного поведения в конфликте: обращайте внимание детей на то, как им удается уступать друг другу и договариваться. Постепенно у детей будет развиваться социальный интеллект, то есть способность правильно понимать окружающих, сопереживать другому, адекватно оценивать себя.

10. Не используйте собственный детский опыт в качестве сравнения. Современные дети плохо понимают, что в нашем детстве не было мобильных телефонов, компьютеров, планшетов, интерактивных игрушек и т.д. Изучайте популярную психолого-педагогическую литературу по вопросам обучения и воспитания детей, которая поможет выстроить гармоничные отношения в вашей семье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: