Виды и модели инновационного предпринимательства.




Вопросы

1. Сущность и содержание инновационного предпринимательства.

2. Виды и модели инновационного предпринимательства.

3. Особенности ведения предпринимательской деятельности.

 

1.Сущность и содержание инновационного предпринимательства

Под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

В экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная. Классическая модель предпринимательства (традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство). При этом предприниматель стремится организовать работу с расчётом на максимальную отдачу ресурсов. Приводятся в движение внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента продукции, а также ведется работа по привлечению внешних инвестиций.

Вторая модель — инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. В том случае, если производство полностью основывается на инновациях, то производится новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами. Могут производиться и традиционные товары с привнесением частичных инноваций.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность.

 

 

Виды и модели инновационного предпринимательства.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции;

2) инновация технологии;

3) социальные инновации.

Инновация продукции представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объёма получаемой прибыли, расширение доли рынка, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономии энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объём прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Социальные инновации — представляют собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. При этом расширяются возможности на рынке рабочей силы, мобилизуется персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляется доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;

2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;

3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие сторонние средства.

Анализ развития малого, в том числе инновационного предпринимательства, позволяет выявить следующие тенденции его развития:

– рост числа индивидуальных предпринимателей, что объясняется менее сложной процедурой их регистрации в отличие от малых предприятий, меньшей налоговой нагрузкой и более простой системой налогообложения;

– ориентацией малых предприятий на торгово-посредническую деятельность, хотя доля убыточных хозяйств в этом секторе составляет более 30%;

– неравномерность развития малого предпринимательства, и особенно инновационного, по отдельным регионам республики и его малая доля в формировании ВВП страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: