Социально-политические эксперименты в КНР. «Культурная революция».




Строительство основ социализма в Китае.

К концу второй мировой войны Китай оказался на пороге гражданской войны между Компартией Китая (КПК) и Гоминьданом. США старались примирить КПК и Гоминьдан. Однако этого не произошло. В 1946—1949 гг. в Китае разгорелась граждан­ская война, закончившаяся победой коммунистов. Лидер Гоминьдана Чан Кайши эваку­ировался на остров Тайвань, который защищал американ­ский флот. На Тайване до се­годняшнего дня существует гоминьдановская Китайская рес­публика. СССР признал КНР и в феврале 1950 г. подписал с Китаем договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет.

- И так, какие проблемы предстояло решить новому коммунистическому правительству Китая?

Образование КНР. 01.10.1949 г.  
Страна была разорена в ходе войн, перед коммунистами стояла не простая задача: преодолеть отставание от западных стран. То есть фактически сразу новое правительство сталкивается с вопросом: как модернизировать страну? Основные этапы модернизации мы представим в виде схемы.

 

Необходимость модернизации.
Первым модулем в нашей схеме станет само образование КНР. Что в таком случае будет следующим модулем? Это та задача, с которой столкнулась страна:

 

Модернизация может проводится различными путями, какой же путь выбрал лидер КПК – Мао Цзэдун?

Была выбрана советской модели развития, которая на начальном этапе копировалась почти без изменений. Она включала в себя коллективизацию – то есть ликвидацию частного землевладения и превращение его в общественное, индустриализацию, то есть создание крупной промышленности. В политической сфере эти события сопровождались установлением власти одной партии и её лидера – Мао Цзэдуна.

 

 

Социально-политические эксперименты в КНР. «Большой скачок».

После смерти Сталина в отношениях с СССР наметилось охлаждение, связанное со сменой лидера. Новый лидер СССР – Хрущёв подверг критике сталинский режим, что было неприемлемо для Мао Цзэдуна, который считал его идеалом руководителя. Темпы модернизации казались китайскому лидеру слишком медленным и тогда было принято решение о переходе к «Большому скачку».

«Большой скачок» (1958-1960)
Малая металлургия.
Борьба с «вредителями»
Объединение крестьян в коммуны.

 

 


Как вы думаете, к каким последствиям привел страну «большой скачок»? (голод, огромные убытки от кампании «малой металлургии», нарушение экосистемы)

Экономическая катастрофа

 

 


Социально-политические эксперименты в КНР. «Культурная революция».

Кто, по вашему мнению, был виноват в провале «большого скачка»?

Однако во всех бедах обвинили советских специалистов, отозванных из Китая в 1960 году и «внутреннюю оппозицию», например Лю Шаоци и Дэн Сяопина, которые были одними из тех, кто пытался сгладить последствия большого скачка. После того как им удалось частично вывести страну из кризиса, Мао попытался вернуть свой авторитет в ходе, так называемой «культурной революции». Государственной политикой во время Культурной революции в Китае стала идея о необходимости покончить с «четырьмя пережитками»: старое мышление, старая культура, старые привычки, старые обычаи. Казалось бы, ку4льтурная революция должна была коснуться духовной сферы жизни общества, но она приобрела политическую цель.

«Культурная революция» (1965-1976)
Основной движущей силой «культурной революции» стали стихийно создававшиеся народные отряды, у которых была одна цель – уничтожить всех противников Мао.

 

Революция была завершена со смертью Мао. Её итогами стали убийство около миллиона человек, около ста миллионов так или иначе пострадало, было уничтожено огромное количество древних китайских ценностей, стран была просто истерзана. Преодоление кризиса связано с деятельностью Дэна Сяопина. Это политический деятель пострадавший в годы Культурной революции, но обретший популярность в последние годы жизни Мао Цзэдуна. Он берёт курс на проведение прагматических реформ. Что означает слово прагматические?

Рыночные реформы при сохранении диктата КПК
Курс прагматических реформ.

 

 

Открытость для зарубежных инвестиций
Политическая стабильность

 

 

Китай – одна из наиболее быстро развивающихся стран мира
Нам осталось заполнить последний модуль. К чему пришел Китай в результате всех потрясений, на пути модернизации и реформирования?

 

 

V. Рефлексия. Ещё раз внимательно посмотрите на свои записи в тетради, постарайтесь запомнить основные события. Закройте тетрадь и посмотрите на доску, постарайтесь составить верную последовательность событий. Целью нашего урока было выяснить, что же позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран, нашли мы ответ на этот вопрос?

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Домашнее задание текст соответствующего параграфа учебника с.238-241



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: