1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальная стратификация
Вид разделения | Социальные группы |
… | Учителя |
Демографический | Подростки |
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальные конфликты
Тип конфликта | Цель конфликта |
Политический | Борьба за властные полномочия |
… | Борьба за ресурсы, сферы влияния, распределение собственности |
3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных, понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) богатые; 2) средний класс; 3) социальные страты; 4) высокий уровень образования; 5) представители престижных профессий.
4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) мать; 2) шаблон поведения; 3) ученик 10 класса; 4) пассажир автобуса; 5) социальная роль.
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «национальное самосознание».
1) знания; 2) оценки; 3) культура; 4) национальная общность; 5) национальный парк; 6) разделение труда.
6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт ».
1) противоборствующие стороны; 2) парадокс;3) эскалация; 4) патология; 5) скрытая стадия; 6) долгосрочный.
7. Установите соответствие между видом девиантного поведения и конкретным примером поведения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ |
А) гражданин Ш. и гражданка Э. подбирали бродячих собак и сдавали их в питомник Б) гражданин М. завещал имеющийся у него денежный вклад детскому дому В) гражданка М. ушла в гости к подруге, оставив свою трехлетнюю дочь дома одну Г) студентка П. не уступила место в автобусе инвалиду Д) группа молодежи вовремя сухого жаркого лета разожгла в лесу костер для приготовления шашлыков | 1) отклоняющееся позитивное 2) отклоняющееся негативное |
|
8. Найдите в приведенном списке конституционные принципы межнациональной политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка
2) равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
3) контроль субъекта власти над действиями и идеями объектов власти
4) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности
5) накопление властных полномочий и возрастание власти
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.
|
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».
Список терминов:
|
10. Найдите в приведенном списке признаки семьи партнерского типа. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в конфликтной ситуации партнеры ищут компромиссы
2) семейные обязанности строго не закреплены
3) муж — глава семьи, без его ведома ничего не происходит
4) муж является основным добытчиком
5) совместное планирование семейного бюджета
11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения. | |
Деление общества на страты допускает наличие привилегий у представителей некоторых страт | |
К критериям социальной стратификации относят объём власти. | |
Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека | |
Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную. |
12. Маргарита вышла замуж и перешла жить в семью мужа, в которой столкнулась с незнакомым ей ранее бытом партнерской семьи. Какие примеры из жизни новой семьи Маргариты могут свидетельствовать о том, что семья носит партнерский характер? Запишите цифры, под которыми они указаны.
|
1) родители мужа вместе обсуждают, что нужно купить на гонорар, полученный отцом семейства
2) возникшие разногласия родители мужа пытаются разрешить совместно, находя компромиссы
3) утром вся семья обсуждает, кто и что может купить по дороге домой и кто заберет младшую сестренку молодого мужа из детского сада
4) в небольшой квартире помимо родителей мужа и молодой четы в отдельной комнате еще проживает бабушка мужа
5) после того как молодожены получили зарплату, муж предложил все деньги сложить вместе и расписать возможные траты на месяц
6) летом вся семья вместе с бабушкой выезжает на дачу
13. Характеризуя социальный контроль, обществоведы выделяют такой его вид, как самоконтроль. Какой смысл обществоведы вкладывают в это понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно, содержащее информацию о проявлении самоконтроля, второе – о месте самоконтроля в современном обществе.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность любого критерия социальной стратификации.
15. Назовите любые три функции семьи и проиллюстрируйте примером каждую из них (сначала назовите функцию, а затем проиллюстрируйте ее примером).
16. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
17. В одной из книг по социологии это социальное явление характеризуется так: «Индивиды и группы могут перемещаться в социальном пространстве.
На различных этапах возможны либо подъём, либо опускание индивида (группы в целом)». Назовите социальное явление, о котором идёт речь, и его вид. Назовите другой вид этого социального явления и кратко охарактеризуйте его сущность
18. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.
19. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
20. Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация и мобильность в современном обществе»
Гендер — понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер — это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Гендер — это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.
Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин. Через игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолетства начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в «дочки-матери», «учителя», «доктора» и вообще «в куклы», а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культурная среда. Именно она определяет «сферу должного», которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях действиях, вызовом и утверждением собственного «Я». Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, с ценностью равенства, справедливости и свободы и т.п. Тем не менее, представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. В таких странах (Скандинавские страны, например) гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от равноправия, и поведение женщины в обществе строго регламентировано.
И. Р. Чикалова, Е.И. Янчук
21. Укажите цель, для которой, по мнению авторов, в социальных науках используется понятие «гендер». Приведите названные автором три характеристики понятия «гендер».
22. Автор утверждает: «Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин». Назовите приведенные автором любые три типичные характеристики мужчины и любые три типичные характеристики женщины, ожидаемые обществом.
23. Иллюстрируя на примере детских игр ранние акты социализации, авторы говорят о роли культурной среды в этом процессе. Проиллюстрируйте влияние культурной среды на социализацию мальчиков или девочек (мальчиков и девочек) на трех примерах.
24. Авторы приводят различие в гендерной идеологии между экономически развитыми странами и странами с традиционной культурой. Назовите одну любую причину, приведшую к различиям в гендерной идеологии. Приведите любые другие два примера, иллюстрирующие различия в гендерной идеологии экономически развитых стран и стран с традиционной культурой.