Национальный состав
Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения русские составляли 85 % от общей численности населения в 262 жителей[8]
Известные уроженцы, жители
Юрий Викторович Нечаев (род. 1 января 1961, Владимировка, Алтайский край, РСФСР, СССР) — мэр Горно-Алтайска с 29 сентября 2017 года.
Инфраструктура
Личное подсобное хозяйство. Животноводство.
Транспорт
Находится на автодороге регионального значения «Усть-Кан - Коргон» (идентификационный номер 84К-109) общей протяженностью 63,055 км. (Постановление Правительства Республики Алтай от 12.04.2018 N 107 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай
История села Владимировка(Чечулиха)
История села неразрывно связана с другим селом, можно сказать, вытекает из истории села – Чечулиха. Царское правительство России в середине ХIХ века приняло закон о заселении Сибирских земель.
В 1824 году несколько крестьян, переселившись с Прииртышья, выпросили начальства позволения поселиться в устье реки Чечулихи на берегу Чарыша, который здесь хотя и не особенно глубок и не широк, но очень стремителен. Были определены границы нового поселения и число дворов, которые можно было здесь построить.
Владимировка (Чечулиха). Справа с. Владимировка, за рекой р. Чарыш место, где находилось с. Чечулиха и река Чечулиха при впадении в Чарыш.
Крестьянам разрешили пожить здесь три года, чтобы опробовать новое место. Если бы случилось так, что, находясь здесь в течение этого времени, они решили бы, что ошиблись в выборе, увидев недостатки, которых они сначала не замечали, им предоставлялось право оставить это место. Однако этого не случилось…
|
Сама деревня была построена в долине, террасами поднимающейся и сужающейся к северу, где горы, тянущиеся по обе стороны долины вдоль Чарыша, соединяются и дальше высятся уже под названием Чечулихинских альп. Первые года крестьянам деревни Чечулихи так много приходилось работать, что у них совершенно не было свободного времени ни для охоты, ни для более близкого ознакомления с окрестностями.
Владимировка (Чечулиха).
До того, как здесь основались русские крестьяне, эти места были населены кочевыми алтайцами (калмыками).
В апреле 1826 года русский ученый флорист, член-корреспондент АН, Член Московского общества испытателей природы Александр Андреевич Бунге, путешествовавший по Алтаю в составе экспедиции К.Ф. Ледебура, так описал алтайцев: «На калмыках были овчинные тулупы – обычная их одежда зимой и летом, которая надевается прямо на голое тело, и только наиболее богатые носят рубахи, сшитые, как правило, из синей хлопчатобумажной ткани, довольно короткие, спереди открытые для запахивания. Тулуп стягивался поясом, унизанным латунными украшениями, с правого боку к нему был прикреплен короткий нож, на левом висело на длинном ремне огниво с кожаным мешочком. В нем вместо трута хранился запал, изготовленный из войлочных листьев различных растений, главным образом большого лопуха и некоторых полыней. Огниво было крест-накрест заткнуто за пояс.
Владимировка (Чечулиха). Мост через реку Чарыш
Голова, бритая наголо вплоть до толстой косы, что свешивалась с макушки, была покрыта бараньей шапкой. За чрезвычайно широкое голенище сапога был засунут кожаный кисет с табаком в форме плоского кувшина с узким горлышком. Трубка, лежащая в кисете, была железной, головка и чубук ее были выкованы из одного цельного куска около фута длиной, а головка была настолько мала, что в ней едва умещался табак, взятый кончиком ножа. Трубки эти калмыки изготовляют сами. Другим образцом их работы были кованые железные пули, которые тоже висели у пояса в кожаном мешочке. Они были очень круглые и гладкие и точно соответствовали дулам их ружей. Ружья, называемые ими «мультук» или «турка», тоже их собственного изготовления, сделаны они неуклюже и грубо, но бьют далеко.
|
Длина ствола составляет четыре-пять футов и более, он толстый и потому тяжелый, поэтому для прицеливания и стрельбы его подпирают двумя длинными, согнутыми в виде рогов подпорками, которые посему называются рогами и прикрепляются к ружью. Порох воспламеняется с помощью фитиля, представляющего собой шнурок, лежащий в канавке приклада, конец этого шнурка зажат в подвижной железной детали, подводящей горящий шнурок к полке…
Под началом одного зайсана обычно состоят три-пять демичей. В их подчинении находятся «шуленги», которых тоже мало, а иногда бывает еще более низкий ранг под названием «арбанака», т. е. «начальствующий над десятком человек». Все прочие калмыки равны между собой и отличаются друг от друга только численностью стад и прочих богатств».
Владимировка (Чечулиха). Здесь когда-то было село Чечулиха.
12 апреля 1826 года, когда А.А. Бунге возвратился в середине дня из небольшой поездки в горы, он услышал выстрелы и увидел разбегающихся жителей деревни. Его проводник сообщил ему, что около деревни появились беглые заводские рабочие, бергалы. Крестьяне теснились в комнате А.А. Бунге и просили его о помощи... Кто такие бергалы? Исследователь Сибири и Центральной Азии Николай Михайлович Ядринцев писал, что «заводские рабочие рудников и заводов «носят местное название «бергалов». Бергал — грозное имя для окружных местностей. Тип настоящего бергала – контраст робких мастеровых Колыванской фабрики.
|
Необыкновенный физический труд развил у него некоторые органы в ущерб других. От сильного напряжения рук пальцы толстеют; руки, выбрасывающие 1200 пудов земли в день, работающие киркой о камень — не руки, а лапы; кулак напоминает гирю; от усиленного постоянною работою кровообращения, увеличиваются в объеме органы дыхания и двигатель крови — сердце, — раздражительное сердце; грудь выдается колесом. Бергал в работе зверь. Пустую, но напрасную обиду ни за что не снесет. Выругает так, что любая барыня, услыхав, упала бы в обморок, или, еще хуже, угостит палкой или ломом. Слыша над собой вечно брань, он сам олицетворенная хула».
Владимировка (Чечулиха). Здесь располагалось село Чечулиха.
Заводские беглецы группировали из себя целые отряды. Из беглецов этого разряда составилась партия, работавшая под атаманством братьев Белоусовых. Братья Константин, Прокопий и Елевферий Белоусовы бежали с заводов около 1825 г. и, собрав около себя таких же беглецов в числе 11 человек. Отряд переловили, всех тяжко наказали кнутом и приговорили к вечной каторге. Но Белоусовы бежали с каторги, и, присовокупив себе товарища в лице каторжного же Минеева (из рабочих Салаирского рудника), возобновили грабежи в прежних местах». А.А. Бунге вышел навстречу беглецам, поднялся по горному склону и увидел двенадцать здоровенных молодцев, каждый из которых был вооружен одним или двумя ружьями, двумя пистолетами, саблей и длинным ножом и превосходно держался в седле. Когда Бунге подошел, они приветствовали его, назвав по имени. Они сказали ему, что как врачу, который нужен людям, не следует их бояться, ведь некоторые из них обязаны жизнью помощи врача, что даже в его экскурсиях, в коих они его часто видели, они охотно окажут ему всевозможную помощь, разделят в горах пищу и питье, дадут лошадей для дальнейшею пути и даже там, где нельзя проехать на лошади, пронесут его на руках, потому слышали, что он хорошо относится к их брату… Далее, следуя описанию у Бунге, была пьянка, гуляния и пьяный грабеж… На следующий день, угостившись чаем, беглецы отправились дальше...
Владимировка (Чечулиха). Прижим на реке Чарыш выше по течению от села Чечулиха.
29 апреля 1826 года А.А. Бунге побывал в близлежащих к Чечулихе горах и в Чечулинских альпах, которые «лежат к северо-западу от деревни, и в них берет начало речка, от которой деревня получила свое название. Дорога туда пролегает вдоль этой речки, большей частью по лесистой, дикой местности. На вершине лежало еще много снега, и вегетация сильно запоздала. Дремучий кедрач, простирающийся до самой вершины, служит местом обитания для множества медведей; и мы слышали вдали рев одного из них, видимо взбиравшегося на дерево. Здесь во множестве встречается бурундук - в высшей степени юркий зверек, который своей ловкостью свел на нет все наши старания его поймать. Сильная гроза с проливным дождем и градом вынуждала нас спешить домой, однако из-за сильного ливня пришлось сделать остановку и искать убежища под огромной нависшей гранитной скалой. Затем мы ехали очень быстро, и я неудачно упал с лошади на каменистую почву. Я потерял сознание, однако вскоре очнулся, отделавшись лишь небольшим шрамом на лице». А.А. Бунге собрал хоть и не богатую, но прекрасную коллекцию растений и насекомых.
Владимировка (Чечулиха). Прижим на реке Чарыш выше по течению от села Чечулиха.
«Высокие горы, поднимающиеся над альпийской областью, были еще покрыты глубоким снегом, но у меня не хватаю терпения ждать и поэтому я поднялся, насколько это было возможно, на Хазинскую гору, вершина которой, многообещающая в более позднее время года, была постоянно перед глазами. Попытка удалась не вполне; когда я добрался до снега, то вынужден был вернуться. Но эта экскурсия вознаградила меня некоторыми новыми растениями. По пути мы натолкнулись на косулю, которая при нашем неожиданном появлении в десяти шагах от места ее отдыха долго оцепенело смотрела на нас, не двигаясь с места, а затем с необыкновенной быстротой скрылась… На следующий день утром ко мне зашел демич и с любопытством наблюдал за тем, как я перекладываю растения. При появлении каждого нового растения он говорил, указывая на него, несколько слов, на что сын, стоявший тут же утвердительно кивал головой. Полагая, что слышу сплошь калмыцкие названия растений, я немало удивлялся наблюдательности этого народа, от которого ожидал гораздо меньшего. Впрочем, когда я справился об этом точнее, желая записать названия, то к своему огорчению, узнал, что те слова не означали ничего иного, как красные, желтые, белые, голубые цветы и т.п., и что у калмыков есть названия только для наиболее общеупотребительных древесных пород и очень ограниченного числа других растений».
Владимировка (Чечулиха). Хозяйственные постройки на месте, где располагалось село Чечулиха.
А вот как описал деревню в июне 1926 года организатор экспедиции, педагог и путешественник на русской службе Карл Фридрихович Ледебур, который появился в этих местах несколько позже: «Чечулиха лежит у впадения одноименной речки в Чарыш и уже теперь хорошо обстроена, особенно если принять во внимание кратковременность ее существования. Вообще радостно было видеть, как быстро увеличивается население в этих местах. Время от времени нужно бывает основать деревню, поскольку чисто жителей сильно возрастает. Число жителей деревни находится в зависимости от угодий, пригодных по своему состоянию к пользованию большим или меньшим количеством жителей новых поселений. Крестьянам горных деревень указаны определенные границы, в которых они закладывают хлебные поля и могут использовать луга, благодаря чему поселения здесь быстро прогрессируют и предупреждаются могущие возникнуть споры.
Прочие, до сих пор пустынные, незаселенные горы предоставляются калмыкам, которые платят за это ясак; там они кочуют и в местах, богатых травой, располагаются со своими стадами, используя их как пастбища; в зимнее же время вместе со своим имуществом и юртами они селятся в ущельях, которые служат им некоторой защитой, в то время как их стада пасутся окрест… Калмыкам, которые пожелали бы строиться, правительство предоставляет такое же поощрение, как и другим поселенцам. Впрочем, на пути к цивилизации калмыков лежит еще много препятствий, которые еще тем труднее преодолимы, что коренятся в их религиозных представлениях. Так, на вопрос, почему они не живут оседло, а продолжают кочевать, калмыки отвечают, что бродячий образ жизни им предписывает их религия и что русские потому не сподобляются такой благодати со своими стадами, как калмыки, что живут в постоянных жилищах и моют посуду из-под молока, чего те никогда не делают».
На противоположном берегу Чечулихи экспедиция Ледебура описывала Хазинскую вершину, «подножие которой покрыто лиственницей, сибирским кедром и пихтой. Довольно острая и круто обрывающаяся вершина скалиста и бывает свободна от снега лишь в июне и в июле».
Население 19 июня 1826 года вверх по речке Чечулихе проехал и К.Ф. Ледебур: «Передо мной расстилались роскошные луга, трава которых уже и теперь, хотя для горной местности это еще раннее время года, выросла выше моей лошади. Места, покрытые такой роскошной растительностью, встречающиеся довольно часто, сначала просто поражают. Растения поднимались здесь выше лошади, достигая головы всадника; часто я рвал их, особенно мытник хоботковый, не сходя с коня. Трава растет здесь так густо, что, когда свернешь в сторону растения смыкаются, и не видно, где ступала нога лошади. Но тут скрыта и опасность, так как не видно канавок, образуемых маленькими ручейками, поэтому лошадь часто неожиданно проваливается туда или скользит назад и потом, испугавшись, делает прыжок, ища сухого места. Поднявшись выше, я добрался до леса, состоявшего из пихты и ели, через который мне пришлось ехать к расположенному еще выше кедрачу. Дальше я вынужден был продвигаться пешком из-за густорастущего леса и неровного каменистого грунта.
Владимировка (Чечулиха). Мостик через реку Чечулиха.
Затем местность становилась все более дикой, каменные глыбы нагромождались друг на друга, а между ними возвышались хвойные деревья. Все свободное от растительности пространство покрывал мох, так что не было видно, куда ступает нога. Под этими скалистыми глыбами бежали невидимые потоки, шум которых был слышен отовсюду, даже на значительном расстоянии. Часто нога застревала между камнями, нередко зажимало обе ноги. В конце концов мой слуга упал со скалы высотой в несколько футов. Подниматься выше было невозможно, и мне пришлось вернуться. Подлесок состоял здесь, как обычно, из жимолости, таволги, красной и черной смородины, разных видов шиповника».
В 1827 году алтайцами семи дючин была подана жалоба реквизировавшим Западную Сибирь сенаторам Безродному и князю Куракину, о причисляемых русскими крестьянами стеснениях в пользовании пастбищами и звериным промыслом.
В 1828 году состоялся побег большой группы крестьян из селений Большого и Малого Бащелыка. К ним присоединились крестьяне из Чечулихи, Абая, со Змеиногорского рудника. Кроме того, собирались бежать крестьяне из Бухтарминской волости. Всего набралось около 100 человек. Вожаком был Федор Паломошников. Одни бежали, чтобы получить экономическую независимость от властей, а другие, чтобы удалиться в необитаемые места для спасения души. Беглецы шли с конкретными представлениями о новом месте жительства, считая его Беловодьем. Судебное разбирательство по делу беглых раскольников до такой степени взволновало общественность, что власти, ввиду большой популярности побегов, вынуждены были устроить вооруженный пост у д. Чечулихи для удержания остальных от побегов.
8 ноября 1829 г. в предписании Томского гражданского губернатора Петра Козьмича (Кузьмича) Фролова, находящееся в архиве Уймонской инородной управы, указывается: «…я нахожу, что калмыки стесняются в хозяйстве, в особенности заселившимися… в…Чечулихе заводскими крестьянами…, которых калмыки просят удалить…. с воспрещением производить в дачах их промысел зверей, орехов, рыбы и пчёл… ….Дабы просителей калмыков оградить на будущее время от всяких подобных стеснений со стороны крестьян между ими живущих, я предложил губернскому и горному Колывано-Воскресенским заводов правлениям, чтобы в селения Чечулиху… дальнейшее заселение крестьян губернского и горного ведомства было прекращено, обязав всех жительствующих ныне в сих стеснениях крестьянами подписками, чтобы они в дачи, земли калмыкам ни для каких промыслов не въезжали и не заходили и никаких обид и притеснений просителям отнюдь не делали по опасением за противное сему законно ответственности, поставляя также в обязанность земской полиции наблюдать неослабно, чтобы люди и других ведомств в дачи и стойбища калмыков ни за какими промыслами сим свойственным, отнюдь не впускаемы были.
О таковом распоряжении моём предписываю просителям зайсанов и демичам и лучшим людям, жаловавшимся на стеснение их крестьянами в землях и подписку, которую представить мне»
В 1829 г. Алтайское Горное правление распорядилось установить пункты алтайских кочевий. Данная граница между русскими поселениями и алтайскими кочевьями была установлена Главной Чертежной Колывано-Воскресенского Горного правления. Она проходила по левой стороне Катуни через бассейны pp. Черги, Черного Ануя, Коргона, Чечулихи, Кумира и Коксу.
8 мая 1831 года главной Чертёжной Колывано-воскресенского Горного Правления в предложении Горному Правлению Колывано-Воскресенских заводов № 10731 была проведена калмыцких граница стойбищ. Она была утверждена Главным Начальником Колывано-Воскресенских заводов и Томским гражданским губернатором Евграфом Петровичем Ковалевским и нанесена на особую «карту урочищ Алтайского хребта». Граница определялась следующим образом: «с восточной стороны река Катунь; от оной в прямую почти линию к западной грани стоят: 1) деревня Усть-Чергинская, 2) далее от одной жилища кузнецких татар и гора Плешивая, за гранью лежащая; 3) устья речек Черневого Ануя и Дрозговитой, впадающей в р. Ануй, 4) гора Бутачиха, за гранью стоящая; с западной стороны главные пункты близ граничной черты находятся: 1) чернь Заячья, лежащая по обе стороны грани и далее белки Бащелакские, через кои грань проложена, 2) пристань Коргонская и деревня Чечулиха, стоящая при устье речки Чечулихи, впадающей с правой стороны в р. Чарыш и 3) речка Хаир Кумир, впадающая с левой стороны тоже в р. Чарыш; с южной стороны речка Кокса, впадающая с левой стороны в р. Катунь». Определяя границы кочёвок, бывшее Горное Правление думало оградить алтайцев от вторжений в стойбища русских промышленников, производивших захват инородческих угодий, что прямо и выражено в одном документе: «за сею чертой никаких заселений крестьянских, в стеснении калмыкам в противность Высочайшего указа 1822 г. июля 22, без дозволения тех калмык не делать»
Территория алтайских кочевий получила название «калмыцких стойбищ». Русскому и алтайскому населению предписывалось данную границу не нарушать. Распоряжение 1831 года запретило крестьянам и мещанам, линейным казакам посещать алтайские земли и заниматься там промыслами. Но при этом допускалась аренда промысловых угодий по особым соглашениям — приемным приговорам, которые выдавали зайсаны и их помощники демичи за определенную плату. Как показало будущее, оно мало повлияло на политику русских переселенцев, продолжающих в самых неприглядных формах оттеснять в неудобицы коренных жителей гор.
В 1859 году в Чечулихе в 30 дворах проживало 88 мужчин и 99 женщин. В 1882 году в Чечулинской сельской общине, Ануйской волости, при р. Чарыш, было два кожевенных завода, питейный дом, 49 дворов, 14 отдельные жилые избы, по окладному листу 76 лиц мужского пола, 156 мужчин и 151 женщин. У крестьянина Фомина было до 40 маралов, а у Носкова – 14.
Русский советский географ, статистик Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский отметил, село как «верстах в 12 выше д. Коргонской по р. Чарышу находится д. Чечулиха, недалеко от которой расположены знаменитые Коргонские яшмовые ломки».
В 1893 году в списке населенных мест Томской губернии задокументировано, что деревня Чечулиха «при впадении реки Чечулихи в Чарыш по обеим берегам Чечулихи и по левому берегу последней» имеет 24 крестьянских двора, в которых проживают 137 мужчин и 146 женщин.
Следует отметить из этого факта, что уже в то время начинает строиться будущая деревня Владимировка.
Владимировка (Чечулиха).
В 1896 году мараловод Федор Агеевич Головин, который в конце ХIХ века проживал в деревне Чечулихе, обратился в Кабинет Его Императорского Величества Николая II с просьбой: «Желал бы завести около своего дома в деревне Чечулихе маралов и даже для этой цели приобрел уже целых трех маралов, но для этого нужно строить маральник….. Я же человек бедный и обременен большим семейством». Он просил у казны разрешения бесплатно заготовить 1 000 жердей и 150 столбов для маральника. Просьбу переслали на рассмотрение начальнику Алтайского округа генерал-майору В. К. Болдыреву, который отказал Ф. А. Головину в его просьбе ввиду значительной доходности названного промысла».
В 1897 году экономист, статистик, общественный деятель Сергей Порфирьевич Швецов во время статистической экспедицией в Горный Алтай так описал Чечулиху: «Причисленные крестьяне-старожилы и переселенцы Тюдралы подчинены волостной администрации и входят в состав сельского общества, но не Тюдралинского, а Чечулихинского, деревня Чечулиха лежит ниже Тюдралы верст на 20 по Чарышу, - староста которого является старостой и села Тюдралы. …Приговора свидетельствует Чечулихинский староста, являющийся их законным представителем. При составлении приговоров никто не находит нужным справляться с желанием принять или не принять нового члена со стороны алтайцев, которые, в сущности, имеют столь же несомненные права на землю, самоуправление и проч., как и их соседи русские. Приёмных приговоров они, однако, составлять не могут, так как сами они не пользуются самостоятельностью, будучи лишь незначительной частью крупного целого – дючины, представители которой разбросаны по всем стойбищам. Между тем приём нового члена задевает самые насущные их интересы, почему у них и возникают недоразумения с причисленными крестьянами».
В 1899 году в Чечулихе Ануйской волости, Бийского уезда учтено 56 крестьянских дворов и 1 некрестьянский двор, 224 мужчин, 210 женщин. К селению приписано 1963 десятины удобной и 2190 десятины неудобной земли. Имеется сельский хлебозапасный магазин.
В конце XIX века исследователь Русского Алтая профессор Томского университета Василий Васильевич Сапожников писал: «Из Чечулихи едут прямо верхом на перевал через отрог Коргонского хребта между Чарышом и Коргоном и через 8 километров достигают заимки смотрителя каменоломни…»
В 1904 году деревня относится к Бащелакской волости, 11 участок в Бийске, имеется 64 двора. В Чечулихе проживает 168 мужчин, 189 женщин, количество земли, владеемой селением, в десятинах неудобной и удобной – 4153/1439, хлебозапасный магазин.
В 1911 году Чечулиха входит в Сентелекскую волость. В селении по-прежнему 64 двора. Население – 201 мужчина и 202 женщины, 4885 десятин земли, приписанной к селению, хлебозапасный магазин.
В 1914 году в д. Чечулихе три мараловода имели сепараторы.
В 1917 году вооружённое восстание революционных рабочих свергло царя. И вскоре советская власть установилась по всей России. В Горном Алтае кочевых алтайцев решено было перевести на оседлую жизнь.
В сельскохозяйственной переписи 1917 года в деревне Чечулихе значится мараловод Кирилл Дмитриевич Головин, которому было 65 лет. У него с 55-летней женой Ириной было несколько сыновей: Федот — 33 года, Никодим — 24 года, Олимпий — 23 года и Матвей — 15 лет. В большой семье жили еще и пять внуков: Тимофей — 9 лет, Савва — 8 лет, Леонид — 5 лет, Сафон — 2 года, Ефим — 1 год, а также четыре внучки и три снохи. Семья была из старожилов и даже не знала год своего поселения в Чечулихе.
На семи душевых наделах общинной земли за ними числилось 10 десятин пашни, 40 десятин покосов и десятина под усадьбой. В опросном листе отмечено, что в 1917 году семья засеяла яровой пшеницей 4 десятины, яровой рожью — 1, ячменем — 2, овсом — 4 десятины и заготовила 800 копен сена. Вверх по реке Кумир они дополнительно арендовали 101 десятину земли. Общими усилиями Головины содержали 102 головы скота, в том числе 29 лошадей, 32 головы крупного рогатого скота, 15 овец, 5 коз и 1 свинью. Кроме этого, у Головиных было 20 маралов. Сельскохозяйственный инвентарь в хозяйстве состоял из одного плуга, четырех железных борон, одной косилки, одних конных граблей, веялки и телеги. Был и свой сепаратор.
В августе 1919 отряд повстанцев из села Тальменки (ныне Солонешенского р-на) во главе с фронтовиком Григорием Степановичем Беляевым выступил вверх по Чарышу. Отряд повстанцев под его командой, двигаясь вверх по Чарышу, поднял в том числе на восстание и крестьян села Чечулиха. 11 августа они овладели казачьей станицей Чарышской. Началось восстание в Уймонской долине. Но силы повстанцев были раздроблены, и повстанцы терпели поражения.
4 сентября казаки заставили их отступить по реке Белой. Оставив без боя село Коргон, повстанцы отступили по труднопроходимой горно-лесистой местности на село Чечулиху.
8 июля 1922 года на экстренном очередном заседании президиума Алтайского губернского исполнительного комитета была установлена граница между Алтайской губернией и Ойротской Республикой.
«Начиная от границ между Семипалатинском и Алтайской губернией на водоразделении рек Ночная-Кокса (правого притока реки Коксы) и Кумира (левого притока р. Чарыш), раздельная граница оставляет слева Чарышскую государственную лесную дачу, а справой стороны в составе Ойротской области бассейн реки Коксы и доходит границ наделов Усть-Канской волости прежнего Горно-Алтайского уезда Алтайской губернии, таковая волость целиком с пограничными селениями: урочище Карасу, Тюдралой, пос. Зыряновским, Талицей, Чечулихой и В-Талицей отходят в состав Ойротской области…» Утвердить «Усть-Канский аймак в составе сельсоветов: Бело-Ануйский, Верх-Бело-Ануйский, Каракольский, Кырлыкский, М.Саконский, Мариинский, Соузарский, Сугашинский, Талицкий, Туратинский, Тюдралинский, У.-Канский, У.-Кучинский, У.-Мутинский, Черно-Ануйский, Чечулихский и Яконурский. Центр аймака в селении Усть-Кан».
Началась борьба с ликвидацией неграмотности, открылась начальная школа, первые учителя Чечулихинского сельсовета – И.А. Мазалова, А.Н.Мощарина, А.Е.Соскова, П.П. Носкова.
26 октября 1923 года, как отмечено в газетах тех лет, специального школьного здания в Чечулихе не было, и школа помещалась в частном доме. Все бы ничего, помещения по количеству учащихся вполне было достаточно, но плохо одно: хозяин жил в этом же доме, хотя и занимал особое помещение. Почти ежедневно хозяйка дома старалась чем-либо досадить школьной работнице. Иногда доходило даже до оскорблений с явной целью выжить учительницу и школу с квартиры.
«В тоже время хозяин квартиры гр. Гоювян (между прочим член Сельсовета) слыл между зажиточными за самостоятельного человека, молился до обалдения, из одной чашки с «мирскими» кушать не желал, а вот оскорблять ни в чём не повинного человека, тормозить делу народного образования - это по его мнению, и по мнению подобных ему было не только не грех, а пожалуй, что за это можно ещё и в рай попасть».
По данным экспедиции 1926 года по обследованию животноводства годовая цена за пуд молока в 1923 году в Чечулихинской масло артели, Усть-Канского аймака составляла 43 коп.
21 января 1924 года умер вождь мирового пролетариата и создатель первого в мире государства рабочих и крестьян Владимир Ильич Ленин. По всей стране прокатилась волна людского горя. Выселок Чечулихи на левобережье Чарыша общим собранием было решеноназвать в честь В.И. Ленина — Владимировкой. В дальнейшем Владимировка объединила алтайцев, кочующих по разным логам и урочищам, заимку Кирград, где была молочная артель, Ключи – сельхозартель им. Молотова В.М., Чечулиху – сельхозартель «Новая жизнь», и на левом берегу Владимировку – сельхозартель им. Кирова С.М. Большинство населения из Чечулихи пешком ушли через гору в Казахстан города Лениногорск, Ридер, кто остался начали заселяться во Владимировке.
13 декабря 1924 году в списке погибших и расстрелянных бандитами Колчака отмечены Головин Артамон, Головин Александр, Головин Павел, Головин Василий, Головин Михаил, которые погибли в с. Чечулихе от рук отступавших казаков.
18 декабря 1924 года в селе Талице, Усть-Канского аймака, организовалось Кредитное сельскохозяйственное товарищество «Охотник», в которое вошло и Чечулихинское общество. Т-во имело 114 человек с паевым взносом в 2 рубля. В начале августа 1925 года в Чечулиху приезжали из аймака работники, чтобы на собрании ознакомить население о предстоящих перевыборах. 6 сентября приезжал уполномоченный АИКа тов. Калинин и провел предвыборное собрание. Тогда же назначили день перевыборов в сельсовет. Своевременно были разосланы всем гражданам повестки, где указывалось время перевыборов. Граждане заранее смогли подготовиться к перевыборам, только и слышались среди них разговоры о выборах, о том, кого выбрать, чтобы они хорошо и честно работали. Выдвинули и своих кандидатов.
Владимировка (Чечулиха). Село Владимировка и река Чарыш.
20 сентября в день выборов с утра начали к сельсовету сходиться граждане. На собрание явилось из 275 избирателей 206 человек. «Перед началом собрания попросили уполномоченного прочитать инструкцию о перевыборах, а затем заслушали доклад АИК -а.
Работу аймака признали удовлетворительной, но отметили, что члены АИК-а редко заглядывали село; нашли также, что АИК мало обращал внимание на просвещение на хозяйственные и лечебные нужды населения. Вторым был доклад сельсовета и, наконец, выборы членов и кандидатов в сельсовет. Был сделан пятиминутный перерыв, затем уполномоченный разъяснил, как выбирать и каких людей выбирать. Кандидатов было выставлено не менее 30 человек. Обсуждали каждого в отдельности, говорили «за» и «против». И действительно, выбранные члены и кандидаты сельсовета оказались почти все передовыми гражданами: все хозяйственники, пользующиеся авторитетами среди населения. Тут же был выбран председатель сельсовета и заместитель. Председатель сельсовета в 1923 году получил премию за улучшение своего хозяйства. В ревкомиссию так же были избраны хорошие товарищи.
Владимировка (Чечулиха).
Члены сельсовета были все беспартийные в том числе и председатель; только в числе кандидатов – один комсомолец. Жаль только, что в сельсовет не прошли женщины. Расходясь по домам, граждане приветствовали Соввласть за то, что она дала права крестьянам кого им надо, кого они знают самим выбирать». В 1926 году в Чечулихе находился сельский совет и школа. В селе было 55 дворов и проживало 103 мужчин и 133 женщины.
Во Владимировке на этот момент было 38 дворов и проживало 79 мужчин и 94 женщины. Это первый раздельный список одного в прошлом поселения. 26 июня 1926 года в газете «Ойротский край» отмечено, что «работает сельский крестьянский комитет общественной взаимопомощи (сельККОВ) (прим.сельский крестьянский комитет…..) села Чечулиха можно сказать удовлетворительно. Купил комитет сеялку и воскопресс. Это вещи хорошие, полезные, особенно сеялка, она нужна бедняку и зажиточному, а вот воскопресс (воск), пожалуй, для бедняка не к чему. Но вся беда в том, что высока была плата за пользование сеялкой: по 1 р. 25 к. с десятины. Почему бы не сделать так: с бедняка хотя бы 70 коп., а с зажиточного подороже. Так комитет еще больше заработал бы на сеялке. В будущем следует так установить».
2 февраля 1927 года, то время, как широко развернулась по аймаку кампания перевыборов, когда все сознательные бедняки, середняки, женщины, молодежь шли обсуждать работу сельсовета, действовало и кулачечество.
В Чечулихе группа зажиточных и кулаков деятельно готовилась к перевыборам. Они наметили своих кандидатов в сельсовет и даже председателя.
Для того, чтоб удобнее действовать, они взяли под свое влияние одного середняка, который и должен был выступать от их имени.
12 февраля 1927 года везде прошли активно бедняцкие собрания. Это было видно из процента участия в Чечулихе – 78%. Участвуя на собраниях, беднота обсуждала все предложения ячейки, работу сельсовета, нужды бедноты, добавляя в наказ отдельные моменты. Особенно активность проявлялась при обсуждении кандидатур в сельсоветы.
Были отдельные случая в Чечулихе (один избирательный участок), когда незначительная часть бедноты, подпав под влияние зажиточных, снимала свои кандидатуры.
Но собрание показало, что середняк пошёл вместе на перевыборы с бедняком. Обсуждая предложения ячейки, обсуждая кандидатуры, середняк не кричал, на подобие кулака, что бедняк— «лодырь» и проч., а подходил с деловой стороны – насколько добросовестно будет выполнять выдвинутая кандидатура свои обязанности.
Что касается участия женщин, то активнее были женщины в русской части населения в Чечулихе – 58,8%.
В русской части населения женщина также, как беднота активно обсуждала все вопросы.
Алтайки были недовольны тем, что их звали на собрания.
— Это дело мужчин, кого выберут мы согласны, без нас обойдется.
Это объяснялось тем, что с алтайками не проводилось никакой работы.
16 февраля 1927 года в Чечулихе прошли выборы. Активность была небывалая. Беднота, за неимением верховых лошадей для женщин, привозила их на санях.
Живописная была картина: едет верхом такой избиратель, а к стременам привязаны сани, на которых сидела одна - две женщины. В избирательный участок Чечулихи явилось до 68% женщин.
«— Давно бы так надо было...
— Это очень хорошо...
— Нас, женщин, никогда не приглашали на собрания, а старались больше дома держать.
— Эдак, эдак...
Такие одобрительные возгласы были слышны со стороны крестьян и крестьянок, бедняков и лучших середнячков, когда им говорили о выборах сельсоветов по новой инструкции и о привлечении на собрания бедноты, середняков и как можно больше женщин». Местные ячейки ВКП(б) и ВЛКСМ напрягли все свои усилия для того, чтобы организовать как можно больше и лучше бедняков: найти общий язык, одно понимание о выборах бедняка со середняком, привлечь на собрание как можно больше женщин. Результаты проделанной работы говорили за то, что она проделана была не напрасно. На четырёх бедняцких собраниях в трёх участках, в среднем участвовало 70 с лишним процентов бедняков, причем в одном случае доходило даже до 89 проц.
Беднота оказалась куда активнее прошлогоднего. Выступали по докладу сельсовета с точки зрения защиты им интересов бедняков и середняка и отсюда давали правильную оценку работе.
Особенная активность проявлена при обсуждении кандидатов в новый состав сельсовета. Обсуждали кандидатов и середняки, приглашенные на бедняцкие собрания.
Не дремала в это время и группа зажиточных крестьян. Своим «шипением» они пытались взять под свое-влияние бедноту— намечали своих кандидатов и даже председателя.
— И для чего это такая большая кампания, все равно они этим не убедят бедноту.
— Куда лезет вся эта шантрапа, какие из них управители, когда они свои хозяйства не могут наладить?
— Из выдвинутых кандидатов на бедняцком собрании, пройдут каких-нибудь два человека, а остальных все равно отшибем.
Так усердно шипели они везде, где только можно.
Эти разговоры заставили бедноту еще больше насторожиться и дать организованный отпор группе зажиточных.