Полномочия налоговых органов как агента валютного контроля.




Правовое регулирование трудовых отношений в налоговых органах.

Отношения по установлению налогов, то, есть, по определению существенных элементов юридического состава тех или иных налогов, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательство регулирует вопросы компетенции этих органов при разработке проектов нормативных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии.

Отношения по установлению и ведению налогов возникают также между Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Правовыми актами регулируются вопросы о разграничении полномочий в налоговой сфере, о праве конкретизировать и уточнять условия взимания налогов, вводить или отменять взимание того или иного фискального платежа.

Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это – массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей. Основными участниками этих отношений являются налогоплательщики и государство.

Обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер. Этот характер проявляется в том, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Налоговым органам, действующим от имени государства, принадлежат властные полномочия, основанные на законе. Границы этих властных полномочий определяются с учетом того, чтобы их реализация не отменяла и не умаляла прав и свобод человека и гражданина.

Налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы контролируют выполнение этих обязанностей. Для налогоплательщиков обязательны те требования налоговых органов, которые основаны на законе.

Таким образом, суть взаимоотношений участников налоговых отношений состоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординации), а в подчинении обеих сторон закону. При этом налоговые органы контролируют выполнение налогоплательщиками требований налогового законодательства и имеют право действовать властно-обязывающим образом. Налогоплательщики имеют право оспаривать законность действий налогового органа в административном или судебном порядке.

Природой налоговых правоотношений обусловлен метод их регулирования – метод властных предписаний. Он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и другими актами государственных органов.

Методу властных предписаний характерно преобладание обязываний, а не дозволений (как, например, в гражданском праве) или запретов (как в уголовном праве).

Наряду с властными предписаниями налоговому праву известны и договорные отношения, допускающие некоторую инициативу обязанных субъектов. Однако эта инициатива строго ограничена законом. НК РФ, например, допускает возможность заключения договором между налогоплательщиками и финансовыми органами о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Налогоплательщик имеет право оспаривать конституционность законодательных актов.

ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

• Имущественный характер – связан с передачей в пользу субъекта публичной власти денежных (как правило) средств.

• Односторонняя обязательственность.

• Субъективная определенность (относительность) – имеет строго определенный состав участников (платеж налога всегда проводится адресно).

• Активность – налогоплательщик обязан совершить действие – заплатить налог, а налоговый орган имеет право требовать выполнения этой обязанности.

• Целенаправленность – налогоплательщик вносит платежи в пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти.

• Гарантированность – побуждением к ее выполнению выступают санкции, установленные законодательством.

• Положительное содержание – предусматривает обязанность совершить определенные действия (представить отчетность, заплатить налог и т.п.), ему не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий.

 

Полномочия налоговых органов как агента валютного контроля.

Налоговые органы названы в числе агентов валютного контроля в ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании. Налоговые органы — это централизованная единая система государственных органов, включающая федеральный орган исполнительной власти — ФНС России и ее территориальные органы. Из них полномочиями агентов валютного контроля наделены:

—ФНС России;

— межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

— управления ФНС России по субъектам РФ;

— инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции межрайонного уровня.

Деятельность налоговых органов в качестве агентов валютного контроля регулируется, наряду со ст. 23 Закона о валютном регулировании, отдельными нормами законодательства и подзаконных актов о налоговых органах, в частности:

— ст. ст. 1 и 6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

— Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

— Приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. N 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»;

— Приказом Минфина России от 4 октября 2011 г. N 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

Законодательство никак не ограничивает компетенцию налоговых органов как агентов валютного контроля по предмету контроля, им подконтрольны любые валютные операции резидентов и подпадающие под юрисдикцию России валютные операции нерезидентов, за одним исключением — налоговые органы не ведут валютный контроль валютных операций уполномоченных банков.

Можно разделить работу налоговых органов в качестве агентов валютного контроля на два направления:

1) общий контроль соблюдения валютного законодательства посредством проверок;

2) контроль соблюдения валютного законодательства в части правил открытия и использования счетов резидентов в зарубежных банках, проводимый методом наблюдения.

На первом направлении деятельность налоговых органов нерегулярна, так как иначе она бы постоянно дублировала работу специализированного органа валютного контроля — Росфиннадзора. Если налоговый орган получает информацию о нарушении валютного законодательства в ходе выездной или камеральной проверки либо если такая информация становится ему известна иным способом, то налоговый орган вправе самостоятельно провести проверку соблюдения валютного законодательства. Подчеркнем, что такая проверка не регулируется Налоговым кодексом РФ, не признается налоговой проверкой, должна назначаться и оформляться отдельно. Порядок проведения таких проверок предусмотрен Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.

Второе направление — контроль зарубежных счетов — в наибольшей степени отражает специфику деятельности налоговых органов в качестве агентов валютного контроля:

— их деятельность на таком узкоспециализированном направлении валютного контроля не дублирует деятельность иных органов и агентов валютного контроля;

— эту деятельность отличает постоянность и массовость;

— деятельность направлена на реализацию обеих функций контроля — на массовый сбор информации в рамках действия механизма обратной связи и на выявление нарушений валютного законодательства.

Применяемый метод контроля на этом направлении можно охарактеризовать как наблюдение, так как он основан на постоянном сборе и обработке стандартизированной информации о зарубежных счетах, которую резиденты обязаны самостоятельно сообщать в налоговые органы по месту учета в качестве налогоплательщиков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: