Основные цели родительского собрания.
· Согласование и объединение образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
· Повышение педагогической культуры родителей.
· Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
· 1) ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно-образовательного процесса в учреждении;
· 2) повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка;
· 3) содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада (конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
· 4) выработка единых требований к воспитанию детей в семье и в саду.
Задачи родительского собрания.
· Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
· Создать атмосферу общности интересов.
· Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
· Оказывать помощь родителям в овладении психолого – педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
· Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
· Учить принимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
· Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
· Развивать умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
· Способствовать овладению способами выражения своих эмоций – как положительных, так и отрицательных.
· Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
· Активизировать коммуникации в семье.
Виды родительских собраний.
· Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
· Установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
· Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.
· Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
· Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
· Совместные с воспитанниками и родителями.
· Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
· Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
· Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
· Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
· Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
· Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Организационные формы проведения родительских собраний.
· Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
· Конференции.
· Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
· Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
· Диспут.
· Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
· Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
· Встреча.
· Педагогическая мастерская.
· Совместное творчество детей и родителей.
· Собрание – студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
· Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д.
· Практикум.
· Тренинг.
· Организационно – деятельностная игра.
· Ролевая игра.
Методы взаимодействия.
· Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.
· Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
· Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
· Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.
· Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
· Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.