Генезис культуры и древнейшие цивилизации.




Лекция №11

§1 основной культурный код;

§2 культурогенез, этапы первобытной эпохи;

§3 коды дописьменных культур;

§4 мифология первобытной эпохи;

§1 По способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменниый, письменный и экранный, который находится в состоянии формирования. Структуралисты отстаивают идею структурного единства культуры, которая доказывается посредством семиотического анализа культурных текстов. И основной задачей культурологии является выявление того, что есть культура в ее единстве и многообразии типов через культурные коды, попытка найти самые общие характеристики культурных кодов трех типов культур.

Основнойкодкультуры обладает следующими характеристиками: во-первых, он универсален, а следовательно работает в любом культурном типе и любом историческом времени; во-вторых, он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры; в-третьих, он открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов.

Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами, по которым происходит самоорганизация культуры в природе. Это – предметность, знаковость и идеальность.

Предметность как составляющая культурного кода обозначает собой в природном мире класс неприродных объектов. Их неприродность стала очевидной лишь на определенном уровне развития культуры, когда человек обнаружил способность к подражанию природе (добыча огня), к ее изменению (доместикация) и к созданию того, чего в природе нет вовсе (лук, стрела, корзины, жилища). На самых ранних этапах развития человечества предметность существовала в простейших орудиях. Выделение из природы полезных для жизнедеятельности примитивных людей вещей – каменных орудий – сопровождалось формированием навыков их простейшей обработки, использования и сохранения приобретенного опыта. Предметность с самого начала нуждалась в независимом от природы, не генетическом механизме памяти. Предмет становился, таким образом, знаком целенаправленного действия. Знаковость орудия, связанная с ручной деятельностью человека, становится предпосылкой новых форм уже собственно знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, колдовство, миф).

Культурным полем, в котором соединились знаковость, предметность и идеальность стал язык.

 

§3. Первобытное общество охватывает общие для всех народов мира процессы исторического развития. Сотни тысячелетий люди жили стадами, т.е. общностями, в которых все более крепли социальные отношения, которые были ведущими. Стадо является первой формой организации общества. В упорной борьбе с силами природы люди постепенно продвигались по пути прогресса. Совершенствуя каменные и костяные орудия труда, первобытные люди шаг за шагом покоряли окружающий мир, и одновременно изменялась их собственная природа. Современная антропология не дает окончательного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Известно, что около 40 тыс. лет назад в истории человечества произошел значительный качественный сдвиг: повсеместно появился человек современного физического типа, завершился процесс выделения человека из животного мира, сформировались три основные расы, на базе стада образовалась родовая община. В ранней родовой общине зародились все виды изобразительного искусства и определенные формы религии.

Единой общепринятой периодизации истории первобытного общества нет. Попытки ее создания имели место еще в античное время. Древнеримский философ Лукреций Кар (1 в. до н.э.) в поэме «О природе вещей» нарисовал картину смены каменных орудий медными, а затем – железными. Классификация первобытных памятников материальной культуры в 19 веке привела к созданию научно обоснованной археологической периодизации, подтвердившей правильность этой гипотезы. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на:

каменный век (2 млн.-6 тыс.): палеолит (гр.palaios древний/ lithos камень), мезолит (mesos средний), неолит (neos новый);

медный (4-3 тыс. до н.э.) (энеолит – aeneus медный);

бронзовый (кон. 4-нач. 1 тыс. до н.э.);

железный (нач. 1-го тыс. до н.э.)

Культура первобытного общества реконструируется главным образом по этнографическим, археологическим и антропологическим источникам.

Антропологические данные позволяют представить процесс антропогенеза (греч. Genesis- происхождение) и расогенеза.

К археологическим источникам относят орудия труда и созданные с их помощью постройки, предметы быта, произведения искусства.

Этнографы путем непосредственного наблюдения описывают жизнь реликтовых обществ (relinquo – лат. Оставлять). Несмотря на то, что отсталые народы ко времени их исследования далеко ушли от подлинной первобытности, они сохранили много черт родового строя эпохи мезолита (бушмены в Африке, австралийцы).

 

§3. В дописьменных культурах сложился особый культурный код – мифологический. Многие исследователи различают следующие типы знаков: 1) знаки - обозначения; 2) знаки - модели; 3) знаки - символы.

З наки - обозначения являются основанием естественного языка и обеспечивает коммуникацию. Знаковая форма этой деятельности – слово. Для нас сегодня различие между словом и вещью понятно и очевидно. Для первобытного человека, связь между именем и вещью, которую оно обозначает, являлась реальной. Действия с предметами были равносильны действиям со словами, и поэтому, чтобы оградить себя от злых сил и духов нужно было оберегать имя, свое собственное, или имя родственников, или имя умершего человека, для чего имена скрываются, даются двойные имена или накладывается табу (запрет) на произнесение имен.

З наки - модели также формируются по правилам мифологического культурного кода. Знаково-моделирующая деятельность способна замещать те виды предметных действий, которые она моделирует. И шкура животного, и обведенный контур служили знаком-моделью, который позволял отрабатывать важнейшее предметно-практическое действие – попадание в цель на охоте. Со временем модель вбирает в себя магические ритуальные силы, становясь культурным образцом – «вторичной» предметностью. Древнейшие памятники искусства датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. К ним относятся изображения на стенах пещер животных, пораженных копьями, изображения замаскированных под животных людей, исполняющих обрядовые пляски, скульптурные изображения животных, на которых сохранились следы ударов копьями. «Пронзенные» оружием животные и человеческие следы в пещерах указывают на совершавшиеся здесь магические обряды, имевшие целью превратить возможную добычу в реальность.

З наки - символы обозначали не только объект, но замещали уже существующие другие знаки, например, знаки-модели.

Мифологический код опирается на ряд базовых символов:

1 Тотемноанимистические (тотем – на языке оджибве (племя сев. Американских индейцев) – «его род», анима – лат. душа). В основе тотемических мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определенной группой людей и тотемами – видами животных и растений, явлениями природы или неодушевленными предметами. Тотемические мифы составляют непременную часть комплекса верований и обрядов родо-племенного общества. В основе анимических символов, также способность души покидать тело (во сне, во время болезни, в результате колдовства), и переноситься с места на место, входить в тела других людей, животных, вещей, овладевать ими и влиять на них.

Символы Стихий – разделение сущего на четыре первоэлемента - Воду, Огонь, Землю и Небо. Эти стихии понимались на как «фундаментальные формы» материального существования, а затем и духовной жизни. Например Гастон Башлар, французский философ, пишет: «Земная радость – это богатство и препятствие; водная радость – это мягкость и отдых; огненное удовольствие – желание и любовь; воздушное наслаждение – свобода и движение». Юнг подчеркивал, что из всех стихий две – активные – огонь и воздух, обладают мужским, творческим началом, две другие – пассивные – земля и вода, обладают женским, восприимчивым и покорным характером.

Символы Мироздания – связаны с мифами о происхождении солнца (солярные мифы), месяца (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), вселенной (космогонические мифы). В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других – создание солнца приписывается какому-либо сверхъестественному существу. Солнце и Луна становятся символами дня и ночи, света и тьмы, умирания и воскресения, солнечная «страсть», с ее героическим и неистовым характером ассимилируется в мужском начале, мягкая природа лунного света, относится к женскому началу. Символ, объединяющий все сферы мироздания – Дерево. В наиболее общем смысле символизм дерева обозначает жизнь космоса: его согласованность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения. Дерево представляет неистощимую жизнь, а потому оно эквивалентно символу бессмертия. Дерево, с его корнями, находящимися под землей, и с его ветвями, вздымающимися к небу, символизирует направленную вверх тенденцию, и поэтому соотносится с другими символами (лестница, гора), представляющими общие взаимосвязи между «тремя мирами»: нижний – преисподняя, срединный мир – земля, горний мир – небо.

Символика мифа со временем получила свое знаковое воплощение в геометрических фигурах и числах.

Так, например, круг стал обозначать космос, его границы отделяют космос от хаоса, он служит обозначением неба и совершенства, вечности, кроме того, круг – символ Солнца; В Китае активное мужское начало Ян изображается в виде белого круга (небо), тогда как пассивное, женское начало Инь – черным квадратом (земля). Взаимодействие, заключенное в их дуализме, представляется известным символом Ян-Инь.

Треугольник обозначал брак, плодородие. Два треугольника, один в нормальном положении, другой – перевернутый – представляют огонь и воду, будучи наложенными друг на друга, образуют шестиконечную звезду (печать Соломона), составляют символ человеческой души. В числовом символизме эквивалентен числу «три» и имеет отношение к Троице.

Квадрат является символом комбинации и упорядочивания четырех различных элементов. Психологически его форма вызывает ощущение прочности, и используется как символ организации, стабильности, определенности. Четыре времени года, стадии жизни, стороны света – источники порядка и стабильности мира. В египетских иероглифах квадрат – достижение, энергия.

1 – бытие и открытие человеку духовной сущности, активный принцип, который, раскладываясь на фрагменты, приводит к многообразию.

2- отражение, конфликт, происхождение времен, тень, соединяющая связь между бессмертным и смертным, добро и зло.

3 - формула творения мира, решение конфликта дуализма, самодостаточность, небо.

4 – символ земли, предела, стихий, материальных достижений, и т.д.

 

§4. В древнем человеческом обществе верования являли собой реакцию личности на ее восприятие Вселенной и основной способ понимания мира в первобытном обществе представляла мифология. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Миф и выступает как наиболее ранняя, соответствующая первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества. Причины, по которым вообще должны были возникать мифы, следует, по-видимому, искать в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления.

Главные предпосылки мифологической «логики» - это то, что первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной. Следствием этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и всеобщая персонификация в мифах природных и культурных объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Космос часто представляется в мифах живым великаном, из частей которого может быть создан мир, тотемические предки рисуются существами двойной - зооморфной и антропоморфной – природы и с легкостью меняют свои обличья, болезни имеют вид чудовищ, пожирающих души, сила может быть выражена многорукостью, хорошее зрение – многоглазостью. При этом все боги, духи, герои связаны человеческими семейно-родовыми отношениями. Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным, различие между реальным и сверхъестественным не проводится. Для первобытного общества коллективный практический опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции, поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, вера же не подлежала проверке.

Мифы, а это обычно рассказы о «первопредках», о временах «первотворения», составляют священное духовное сокровище племени. Они связаны с племенными традициями, утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, санкционируют определенные нормы поведения. Будучи системой первобытного мировосприятия, мифология включала в себя в качестве синтетического единства зачатки не только религии, но и философии, специфики мифологического мышления и «языка» (метафоричность, образность), разных форм искусства.

Для примера можно рассмотреть основные черты мифологии аборигенов Австралии, заселявших этот материк еще в мезолите и позднем неолите и сохранивших весьма архаическую культуру. Самые распространенные австралийские мифы носят характер местных преданий, объясняющих происхождение всех сколько-нибудь заметных мест и природных объектов – холмов, озер, больших деревьев и т.д., которые оказываются «памятником» деятельности мифического героя, следами его стойбища, местом его превращения в чурингу (дощечка или камень с рисунком, считается воплощением тотема). Маршруты странствий мифологических героев идут большей частью в направлении с севера на юг и юго-восток, что примерно совпадает с направлением заселения материка. У центрально-австралийских племен аранда и лоритья мифические герои – это тотемные предки, существа двойной природы (например – люди-коты). Тотемические мифы строятся по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину. Подробно перечисляются поиски пищи, встречи в пути. Недалеко от родины часто происходит встреча с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, уставшие герои уходят в нору, в пещеру, превращаясь в скалы, деревья, чуринги. В этих местах образуются тотемические центры. Странствие может принимать характер бегства и преследования: большой серый кенгуру убегает от человека того же тотема, человек убивает животное, которое затем воскресает и оба превращаются в чуринги.

Сказания о небесных светилах включаются в круг тотемических мифов. Луна представляется мужчиной, первоначально принадлежащему тотему опоссума. С каменным ножом месяц поднимается на небо, бредет на запад, затем спускается по дереву на землю. Наевшись опоссумов, месяц увеличивается в размерах (полнолуние), утомленный превращается в кенгуру, его убивают юноши, но один из них сохраняет кость кенгуру, из которой снова вырастает месяц (новолуние). Солнце представляется девушкой, поднявшейся по дереву на небо.

Существуют также и космогонические мифы, согласно которым, земля первоначально была покрыта морем, а на склонах скал, выступающих из воды, кроме вечных героев, находились уже т.н. релла манеринья (склеенные люди) – кучка беспомощных существ, со склеенными пальцами, зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные личинки жили в воде, и имели вид сырого мяса. После высыхания земли тотемный предок «ящериц» пришел с севера и отделил зародыши людей друг от друга, прорезал глаза, рот и т.д., научил добывать огонь, дал им копье, бумеранг, снабдил чурингами, разделил людей на брачные классы.

Остатки этих форм сохранились фактически во всех традициях и быту народов мира.

Культура первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мировой культуры. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: