младшего школьного возраста




Художественно-творческое воспитание детей

 

Шайхутдинова Гульфия Нурулловна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр эстетического воспитания детей» г.Елабуга

 

Художественно-эстетическое направление предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, театральной деятельности и др.). У педагогов, психологов и ученых разные мнения насчет природы детского творчества. Ведь у младших школьников непроизвольное внимание преобладает над произвольным, и поэтому художественно-творческую работу с ними важно организовывать без утомительных репетиций и повторов. В основу работы с ними должны быть положены принципы добровольности, заинтересованности. Для детей этого возраста характерна повышенная возбудимость, у них слабо развит процесс торможения и почти отсутствует скованность. А такой важный компонент художественно-творческих способностей, как воображение, развит слабо: отличается бедностью и фрагментарностью.

В первый год обучения в работе с детьми младшего школьного возраста использую разные жанры фольклора. Важно помнить, что каждый отдельно взятый жанр фольклора несет в себе воспитательную нагрузку, выполняет свою воспитательную функцию:

- скороговорки, считалки развивают чувство ритма, память, чувство юмора, речевую коррекцию и др.;

- загадки образность восприятия мира, метафоричность, воображение, наблюдательность, способность к анализу и синтезу;

- пословицы, поговорки — афористичность мышления, умение обобщать и выражать мысли, умение опираться на опыт народа, учитывать опыт старших в решении своих проблем;

- сказки — фантазию, образность мышления, воображение, чувство сюжета, чувство композиции, память;

- потешки, перевертыши, приговорки, дразнилки — чувство юмора, фантазию, чувство ритма, рифмы, способность к импровизации;

- игры — фантазию, воображение, способность к импровизации, общительность, соревновательность, стремление к результату, ловкость, находчивость, актерские навыки, память, музыкальность, пластичность;

- былины, сказания, предания, былички — любовь к истории, уважение к старшим, к их труду и подвигам, поэтическое восприятие действительности, чутье к слову, знание быта и обычаев старины и т. д.;

- народные обычаи и обряды — трудолюбие, уважение к старшим, любовь к природе, преданность Родине и своим близким, бережное отношение к результатам человеческого труда, поэтическое восприятие действительности, воображение, чувство ритма и рифмы, знание законов природы, человеческих отношений, чувство прекрасного, умение петь и играть на различных инструментах, водить хороводы, импровизировать и т. д.

При исполнении фольклорного произведения требуется видоизменить слово, в тексте песни или сказки присочинить что-то своё; применять в естественных обстоятельствах, ведь фольклорная традиция требует от человека в любом возрасте уметь проявлять себя творчески в естественных условиях. В народной педагогике многое держится на принципе воспитания ребенка в радости, в условиях, несущих положительные эмоции. Народ в воспитании детей руководствовался именно этим принципом: он умел найти радостные интонации, припомнить прибаутки, загадки и перевёртыши. Также важен принцип комплексного развития способностей: сегодня важно создавать такие условия, в которых у ребёнка развивались не только умение, но и способности, которые раньше не получали развития. Дети, привычные к творческому труду, проявляют трудолюбие, воображение и старание и в других сферах созидательной деятельности. Педагогу всегда нужно помнить о том, что весь процесс общения с детьми держится на принципе воспитания и развития способностей в деятельности. Потому нужно стараться применять всю совокупность приемов и методов воспитательной работе: это и методы поощрения, стимулирования самостоятельной деятельности, тренингов, опросы, наблюдения, метод игровых ситуаций. Наиболее приемлемы приёмы новизны, удивления, эмоциональной приподнятости, приём анализа жизненных и художественных ситуаций.

Авторитетные отечественные психологи рекомендуют обращать особое внимание на уровень эмоционально-личностного развития ребёнка. Учитывая это, педагогу нужно обязательно практиковать походы в театр, так как в младшем школьном возрасте уже достаточно выражена потребность, которая обнаруживает себя в творческом перевоплощении и художественно-ролевом подражании. До посещения спектакля предварительно знакомимся с содержанием данного произведения. В последующем занятии кружка дети делятся художественным впечатлением, анализируя особенно удачные моменты спектакля. Посещая театр, дети учатся получать удовольствие от общения с искусством, а в глубинном психоэмоциональном контексте стремятся получить удовольствие от повторения ярко пережитых ими эмоциональных состояний, что способствует формированию культурно развитой личности.

Моя задача, как руководителя объединения «Книжная радуга», - развить читательские навыки у детей через творчество. Важно научить читателя восприятию художественного произведения и пробудить интерес к тому, что, может быть, прошло бы мимо его сознания. Научить читать – значит открыть перед ним особый мир - мир литературных образов с помощью нетрадиционных подходов работы с книгой. Используются и выразительное чтение вслух, и рассказ по иллюстрациям, и чтение по ролям. Детям очень нравятся постановки сценок по сказкам, игры и викторины. Особенно нравятся сценки по ролям: по прочитанной сказке составляются карточки, на которых написаны имена персонажей сказок. Дети вытягивают по одной карточке. Их задача – показать движением, мимикой, характерными особенностями своего героя, чтобы остальные дети смогли угадать его. Ведущий (ученик постарше) читает сказку, а участники по ходу действия выходят и изображают героев. Таким образом ставится вся сказка.

Опыт работы подтверждает, что младшие школьники обладают способностями для художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их возраста. Использование технических средств, красочных наглядных пособий, мультфильмов, презентаций способствует развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.

Чтение книги дает ребенку живое общение с героями. Особенно, если этот ребёнок делает свои первые шаги в учении: он – первоклассник. «Чтение в годы детства это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слова, раскрывающие благородные идеи, навсегда откладывают в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть», – писал В. Сухомлинский. Оно создает основу для развития творческой личности в целом.

 

Список литературы

1) Опарина Н.А. Принципы и методы художественно-творческого воспитания детей младшего школьного возраста. / «Воспитание школьников», 2015, №8. С.43.

2) Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский. – 6-е издание. -М. Политиздат, 1988. С.269.

3) Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника/ Д.Б. Эльконин. -М.: знание, 1974, С.63. («Педагогика и психология», №10).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: