Экологическая направленность
Автор программы:
Владельщикова Дарья и Сорокина Екатерина
Вожатые отряда «Чемпионы»
Магнитогорск, 2020
Пояснительная записка
1. Программа дополнительного образования осуществляется в рамках детского оздоровительного лагеря, по обучению приемам изготовления изделий из природных материалов.
2. Актуальность: Работа кружка «В гости к природе» способствует воспитанию трудолюбия и усидчивости, развитию фантазии детей. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить свои знания о природе и развить свои умения по работе с природными материалами, такими как листья, шишки и т.д.
3. Цель: Формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
ü Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
ü Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью;
ü Показать важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека;
ü Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
ü Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
ü Воспитывать правильное поведение в природе.
5. Область образования: декоративно-прикладная.
6. Предназначена для детей 11-13 лет.
Периодичность и продолжительность занятий: 6 занятий по 45 минут.
8. Тематический план занятий
№ | Тема | Задание | Количество часов |
Вводное занятие. Мастер-класс №1. «Совы в лесу» | Техника безопасности Изделие «Аппликация» | 45 минут | |
Мастер-класс №2. «Свет в листве» | Изделие «Вазочка из листьев» | 45 минут | |
Мастер-класс №3. «Путешествие в подводный мир» | Изделие «Аппликация из палочек» | 45 минут | |
Заключительное занятие Смотр работ | Выставка работ | ||
Итого | 3 урока по 45 минут | ||
Ожидаемый результат | Каждый ребенок познакомится с различными техниками работы с природным материалом, а также сможет увести домой сделанные своими руками поделки. | ||
Фестиваль детского творчества | На фестиваль детского творчества будет выставлен стол, оформленный при помощи поделок из природного материала. |
9. Планируемые результаты - итог программы:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с природным материалом (аппликация, папье- маше);
– систематизируют и обобщат знания о поведение на природе, различных листьях и подводных жителях.
– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике аппликация;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
10. Способы отслеживания результатов реализации программы кружка:
Выставка работ.
11. Методическое и материально-техническое обеспечение:
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- картон
- клей
- ножницы
- сухие листья
- шаблоны подводных жителей
- воздушные шары
- сухие веточки
- компьютер
- экран
Список литературы (для вожатого и для детей)
Для вожатого:
• Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского – М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
• Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991.
• Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982.
• Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995.
• С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.
• С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003. –240 с.
Для детей:
· Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала – М.: Просвещение, 2004г.
· Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству – СПб: Детство-Пресс, 2004г.
· Турбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. - Волгоград, 2009г.
· Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002г.
· Конышева Н.М. Секреты мастеров ЛИНКА ПРЕСС, 1997
· Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Ярославль: Академия развития, 2007г.
· Н.В. Хохлова М.В. Творческие проекты в младшей школе. /Под редакцией В.Д. Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ. НМЦ «Технология», 1999.-52с.
· Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством.- М.: Мозаика-Синтез, 2009г.
· Утенко И.С. Утенко Л.М. Флористика - С-Пб: Золотой век, 2003г.
· Черныш И.В. Поделки из природных материалов. «АСТ ПРЕСС» 1999
Приложение
Приложение
Шаблоны-схемы работ и мини конспекты занятий
1. Вводное занятие: (Объясняет, почему важно ходить на занятия в данном кружке и рассказывает представленную далее информацию). Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома». Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет.
Различают такие виды экологии:
o экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
o промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
o экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
o сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
o эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
o валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;
o геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;
o экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
o социальная экология — наука о чистоте социальной области;
o экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.
По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.
Связи между неживой и живой природой проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, в болоте, в поле и называются природным сообществом. Человек - часть природы, он неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется в материальной и духовной жизни людей. Воздействие человека на природу может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
2. Мастер-классы:
Название мастер-класса | Необходимые материалы | Описание действий | ![]() |
1.Картина «Совы в лесу» | Для работы нам понадобятся: кленовые листья, несколько тонких веточек, кора от дерева, желуди, невысокая зеленая травка, зеленые листья, клей ПВА, картон, ножницы. | (Объясняет значимость растений в жизни человека и животных, знакомит детей с видами листьев. Раздаёт необходимый материал).
Собрав все компоненты нашей будущей картины, приступаем к изготовлению. Отделываем картон рамкой. Нарезаем небольшими кусочками кору.
Далее с правой стороны от себя, начиная с низа, клеим постепенно кору, но делаем это таким образом, чтобы у нас сформировался ствол дерева. Для реалистичности можно оставить круг в середине ствола и имитировать, таким образом, дупло белки.
Зафиксировав кору до верхнего края правой стороны, приступаем приклеиванию кленовых листьев. Начинаем данный процесс с верхнего правого угла.
Вовремя клейки листьев, нужно продвигаться в левую сторону по верхнему краю, а как начнете приближаться к рамке, нужно продолжить немного вниз.
Закончив с листьями, берем траву или мох и клеем его по всей нижней части картины. Далее приклеиваем к дереву нижнюю веточку. На концы веточки крепим пару зеленых листьев.
Вырезаем небольшие два круга, приклеиваем их вплотную к верху ветки. Рисуем на кругах глаза и клюв, в завершении разрисовываем наших сов в коричневый или серый цвет. Добавляем к ним лапки, которые вырезаем из бумаги. Затем на листву приклеиваем несколько желудей. Под листву загоняем еще одну ветку и фиксируем её. В отверстие в стволе крепим также желуди и несколько листочков. Приклеиваем на траву пару листьев. Наша картина готова!
![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() |
2.Вазочка из листьев «Свет в листве» | Листья, клей ПВА, воздушный шарик, веревка (для привязывания шарика). | (Продолжает рассказ о листьях, рассказывает об экологии в разных городах и о том, как её можно сохранить. Раздаёт необходимый материал). Надуваем шарик. Нижнюю его часть обмазываем клеем ПВА и приклеиваем листья. Сверху листья также покрываем клеем ПВА. Чтобы не запачкаться клеем, подвесим шарик на веревке и дадим высохнуть. Аккуратно снимаем нашу «вазочку» с шарика и используем по своему желанию. | ![]() ![]() ![]() ![]() |
3.Животное из палочек «Путешествие в подводный мир». | Веточки (палочки) разной длины и толщины, клей, шаблон животного, картон. | (Рассказывает о поделках из веточек разного размера, показывает образец работы, раздает шаблоны, рассказывает о животных, которых дети будут делать). Берем шаблон животного, накладываем его на картон и обводим. Вырезаем. Берём клей и палочки. Аккуратно приклеиваем палочки к шаблону, стараясь не выходить за контур фигуры. Наша поделка готова. | ![]() ![]() ![]() |
3. Заключительное занятие: Подводит итоги занятий, которые проводились в данном кружке. Дети делятся своими впечатлениями от занятий. Организовывается выставка всех работ, которые дети выполнили в данном кружке. Вожатый говорит напутственные слова, желает детям удачи в их новых проектах и прощается с ними.