Лекция 11. Основные темы социальной философии
Вопрос 1. Что изучает социальная философия
Одной из форм бытия является бытие общества и поэтому философия, изучая всё бытие в целом, не могла обойти стороной общественное бытие. Раздел философии, изучающий человеческое общество, называется социальной философией. Конечно, общество является предметом изучения многих наук: социологии, политологии, социальной психологии, политической экономии, культурологии и т.д., но философский анализ общества является теоретической и методологической базой для изучения общества другими науками, т.к. социальная философия исследует наиболее общие законы и ценности общественного бытия и социального познания.
В круг вопросов, изучаемых социальной философией, входят:
· природа общества, его особенности;
· общие законы, движущие илы, стадии и этапы человеческой истории;
· общество как целостная социальная система;
· основные, фундаментальные цели, общественные идеалы, смысл истории, другие общественные ценности;
· судьба, перспективы человечества, его истории, прогнозы будущего;
· особенности, специфика познания общества.
Вопрос 2. Понятие общества, его особенности и признаки
В современных общественных науках существует множество определений тому, что такое общество, но следует обратить внимание на философское определение общества, т.к. в нём даются сущностные, т.е. главные характеристики человеческого общества. Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей в соответствии с выработанными ими ценностями. В этом определении есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание:
|
· во-первых, общество возникло не сейчас, у него есть своя история;
· во-вторых, основой общества является совместная деятельность по преобразованию внешнего мира для удовлетворения разнообразных потребностей людей;
· в-третьих, общество не стояло на месте, оно менялось, т.к. изменялись формы совместной деятельности людей;
· в-четвёртых, общество и природа – это разные виды реальности, природные явления существуют объективно, в них нет сознания, а социальные явления связаны с людьми, с наличием у них сознания. Если природные явления описываются с помощью понятий, то социальные явления объясняются на основе ценностей.
Таким образом, наука об обществе, в данном случае социальная философия, изучает многозначные закономерности, предполагающие интерпретацию (объяснение) поступков людей на основе ценностей.
Каждый человек, живя в обществе, волен поступать по своему желанию, но не иначе, как в соответствии с определенным ценностным выбором. Его поведение и поступки вынуждены учитывать сложившиеся в обществе ценностные предпочтения.
Учёт ценностного характера поступков людей позволяет многое понять в соотношении личности и масс. Быть представителем массы означает принятие традиционных ценностей по преимуществу бездумно, некритически. Быть личностью означает сознательное формирование своего ценностного мира и ценностно-критическое отношение ко всем социальным явлениям. При определении человека как личности имеется в виду не его физическая сила, а ценностные предпочтения и их реализация в определённых поступках. Если бы в социальных отношениях людей решающее значение имели силовые характеристики, то участь отдельной личности была бы незавидной, человек – не домкрат, его возможности противостоять грубой силе мало кого впечатляют. Но в мире людей господствуют иные реалии, чем в природе. Здесь то и дело вождями, за которыми идут массы, становятся с виду неказистые люди. Их социальная сила состоит в том, что они конструируют ценностный мир, который приветствуется многими. В соотношении личности и массы решающее значение имеет согласованность их ценностных предпочтений. В этой связи складываются самые различные ситуации. Личность – лидер ведёт за собой массы, личность – аутсайдер удовлетворяется ролью ведомого. Как правило, весьма драматически складывается жизнь героических личностей. В одних случаях им удаётся возглавить влиятельные общественные движения и разделить их судьбу. В других случаях их безуспешные протестные действия ожидает трагический финал. Каждый человек устраивается в общественном целом так, как он считает нужным. При оценке роли личности в истории приходится учитывать множество факторов, главные из которых носят ценностный характер.
|
Чтобы полнее охарактеризовать общество и его природу, необходимо рассмотреть его основные признаки, а именно:
а) наличие территории, т.е. географического пространства, на котором складываются социальные связи, отношения и взаимодействия;
б) устойчивость общества, т.е. его способность поддерживать и воспроизводить социальные связи, чтобы оно не распалось. История знает немало примеров о распаде великих и мощных держав, поэтому тех, кто изучает историю и анализирует её очень волнует вопрос о том, что может придать обществу устойчивость. В ответе на него у социальных философов нет единства. Одни философы считают, что основой устойчивости и единства общества является «коллективное сознание», «общая воля», препятствующие развитию губительной силы эгоизма людей.
|
Другие считают, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», обычаям и традициям, которые усваиваются большинством населения и ориентируют каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности.
Третьи уверены в том, что устойчивость существования общества обеспечивается наличием сильной государственной власти, которая держит под контролем поведение людей, взаимоотношения между ними и пресекает любые деструктивные попытки и действия;
в) высокий уровень саморегуляции с помощью социальных институтов и гражданского общества;
г) интеграция – способность общества поддерживать связь поколений, передавать каждому новому поколению знания и опыт, включая его в сложившуюся систему общественных связей и отношений. Так общество обеспечивает преемственность своего развития;
д) автономность – способность общества создавать условия для реализации каждым его членом своих способностей, стремлений, надежд, планов, если они не нарушают законов страны и не вредят обществу. В таком обществе все толерантны друг к другу.