Prоtocol: TCP or UDP (Протокол: TCP или UDP). 2 глава




К какому типу относится документ? Современные текстовые процессоры позво­ляют создавать документы трех типов. Во-первых, это печатные документы, кото­рые создаются и распечатываются на одном рабочем месте или в одной рабочей группе. Дальнейшее движение документа происходит только в бумажной форме. Состав допустимых средств оформления в данном случае определяется только техническими возможностями печатающего устройства.

Второй тип — электронные документы в формате текстового процессора, например Microsoft Word. Такие документы передаются заказчику в виде файлов. Электрон­ный документ, как правило, не является окончательным. В большинстве случаев заказчик может его дорабатывать, редактировать, форматировать, распечатывать или использовать его компоненты для подготовки своих документов (книг, журналов, сборников статей и т. п.). Набор разрешенных средств в данном случае, как правило, минимален и определяется заказчиком.

Третий тип — Web-документы. Предполагается, что в этом качестве они останутся навсегда, и их преобразование в печатные документы не планируется. В Web-доку­ментах большую роль играет управление цветом. Для этой категории документов наиболее широк выбор средств форматирования и оформления.

Кто является заказчиком документа? Самый типичный случай — когда заказчи­ком документа является работодатель, то есть администрация предприятия или учреждения. Надо выяснить правила оформления документов, принятые в дан­ной организации, и строго их придерживаться. Если существуют готовые шаблоны, их надо использовать, а если их нет, то разработать свои и согласовать с руковод­ством.

Самый простой случай — когда заказчика нет, и автор делает документ для себя. Он может использовать любые средства, которые ему подскажет фантазия и кото­рые поддерживаются его устройствами вывода (экран для Web-документов или принтер для печатных документов).

Самый трудный случай — когда заказчик внешний, особенно если он не вполне определен. В этом случае исполнители часто путают понятия представление доку­мента и предоставление документа. Для представления документа они стремятся использовать все средства форматирования, которые наилучшим образом подчер­кивают достоинства документа. При предоставлении документа ситуация обрат­ная. Здесь не автор, а заказчик определяет форму и средства форматирования и оформления. Использование этих средств в данном случае имеет разрешительный характер. Если же требования заказчика еще не известны, следует предполагать, что нежелательны большинство средств форматирования документов, передавае­мых для дальнейшей обработки. В частности, необходимо:

• ограничить используемые наборы шрифтов только теми, которые входят в состав операционной системы (не более двух наборов: один — для основного текста, другой — для заголовков и вспомогательного текста);

• минимизировать использование средств форматирования абзацев: отказаться от выравнивания по ширине и от переноса слов, ограничить число используемых шрифтовых начертаний (не более двух: основного и дополнительного);

• отключить все автоматические средства форматирования: расстановку колон­титулов, нумерацию страниц, маркировку и нумерацию списков и прочие;

• не использовать встроенные средства текстового процессора для создания встроенных объектов (художественные заголовки, векторные рисунки, рамки и прочие) — все объекты должны создаваться специальными программами, храниться в отдельных файлах, вставляться в текст документа методом связы­вания и прилагаться к файлу документа;

• исключить использование приемов взаимодействия встроенных объектов с текстом;

• сохранять готовые документы в простейших форматах, несущих минимум инфор­мации о форматировании (для документов Microsoft Word таковыми являются • форматы Только текст или Word 6.0);

• в каждом случае отступления от этих правил, например при необходимости использовать формулы, таблицы и специальные символы, согласовывать свои действия с заказчиком.

Эти требования к документам, предоставляемым для дальнейшей технологической обработки, связаны с тем, что большинство средств оформления и форматирования текстового процессора являются «вещью в себе». Достоинства этих средств прояв­ляются только при выводе окончательного документа средствами того же самого процессора, будь то вывод на печать, просмотр на экране или публикация в Web-структуре. При обработке данных, содержащихся в документе, другими программ­ными средствами преимущества форматирования и оформления могут оборачи­ваться тяжкими проблемами.

Первичная настройка текстового процессора Microsoft Word

 

Приступая к первому знакомству с текстовым процессором Microsoft Word, следует выполнить ряд первичных настроек. Некоторые средства автоматизации, имеющи­еся в программе, могут отвлекать начинающего пользователя от главной задачи — освоения основных приемов. В ряде случаев из-за работы автоматических средств результаты операций получаются неожиданными — это препятствует установлению обратной связи и эффективному усвоению практических приемов.

Комплекс настроек, рекомендуемых перед началом освоения текстового процес­сора, приведен в упражнении 11.1.

11.2. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft Word

 

К базовым приемам работы с текстами в текстовом процессоре Microsoft Word отно­сятся следующие:

• создание документа;

• ввод текста;

• редактирование текста;

• рецензирование текста;

• форматирование текста;

• сохранение документа;

• печать документа.

Создание документа

 

В текстовом процессоре Word 2000 принято использовать два метода создания нового документа: на основе готового шаблона или на основе существующего документа. Второй метод проще, но первый методически более корректен.

Создание документа на основе имеющегося документа. Для служебного доку­ментооборота этот метод неприемлем! Он потенциально опасен, и потому исполь­зовать его нельзя. Тем не менее, им очень широко пользуются, и мы его рассматри­ваем, чтобы предупредить о возможных опасностях и обратить внимание на правильный порядок действий.

При создании документа на основе существующего документа:

• открывают готовый документ (Файл Открыть);

• сохраняют его под новым именем (Файл → Сохранить как);

• выделяют в нем все содержимое (Правка Выделить все);

• удаляют его нажатием клавиши DELETE;

• в результате получают пустой документ, имеющий собственное имя и сохра­няющий все настройки, ранее принятые для исходного документа.

Этот метод характерен для начинающих пользователей, не умеющих создавать шаблоны и пользоваться ими. Получив задание у руководителя, они запрашивают образец и приступают к его правке. Метод интуитивно прост, но чреват весьма неприятными ошибками. Если забыть сохранить новый файл под другим именем, можно легко уничтожить ценный документ, даже не успев создать новый. Кроме того, при небрежной правке содержание документа, взятого за основу, может пере­ходить в новый документ. Для документов, исходящих за пределы организации, последствия могут быть катастрофическими.

Создание документа на основе шаблона. Шаблоны — это те же образцы докумен­тов, но защищенные от досадных неприятностей. Создание документа на основе готового шаблона выполняется следующим образом.

1. Командой Файл Создать открывают диалоговое окно Создание файла, вклю­чают переключатель Создать документ и выбирают шаблон. Если никаких пред­почтений нет, следует выбрать шаблон Обычный на вкладке Общие. Созданный документ приобретает имя Документ 1, принятое по умолчанию. Его целесооб­разно сразу же сохранить под «правильным» именем, выбрав для него соответ­ствующую папку и дав команду Файл → Сохранить как.

2. Диалоговое окно Сохранение документа в текстовом процессоре Microsoft Word 2000, представленное на рис. 11.4, отличается от аналогичного окна ранее рас­смотренных нами стандартных приложений. Оно предполагает сохранение не только в папку \Мои документы, но и в некоторые иные папки.

3. В левой части окна Сохранение имеется пять кнопок, позволяющих быстро вы­брать место расположения сохраняемого файла:

Журнал — логическая папка. Если нужно сохранить документ в одну из папок, которой пользовались в последнее время, это очень удобное средство доступа.

Мои документы — традиционная папка для хранения авторских документов в операционных системах Windows.

 

Рис. 11.4. Диалоговое окно сохранения документа

 

Рабочий стол — не слишком удобное место для хранения документов, поскольку его принято содержать «в чистоте», однако есть два случая, когда Рабочий стол используют для хранения документов:

• если документ временный и после просмотра будет удален в Корзину;

• если документом предполагается пользоваться особенно часто (например, если это список номеров телефонов коллег по работе).

Избранное — особая логическая папка пользователя, предназначенная для хра­нения ярлыков Web-страниц. Ее нецелесообразно использовать для сохране­ния текстовых документов, но для открытия документов она может использо­ваться активно..

Web-папки — особые папки, хранящиеся в Web-структурах, например в World Wide Web или в корпоративной сети intranet. В общем случае, при использо­вании Web-папок сохранение документа происходит не на локальном компью­тере, а на удаленном Web-сервере.

При необходимости сохранить документ в произвольную папку, не представ­ленную в данном списке, следует выполнить навигацию по файловой структуре с использованием раскрывающей кнопки на правом краю поля Папка.

 

Специальные средства ввода текста

 

Технология ввода текста и переключения языковых раскладок клавиатуры, при­менение регистровых клавиш и буфера обмена Windows были нами представлены выше при описании стандартного приложения Блокнот. В данном разделе мы остановимся на особенностях текстового процессора Microsoft Word 2000, позволяющих автоматизировать ввод текста.

Средства отмены и возврата действий. Все операции ввода, редактирования и форматирования текста запоминаются текстовым процессором, и потому необхо­димое количество последних действий можно отменить. Последнее действие отме­няют комбинацией клавиш CTRL+Z. Эта команда имеет кумулятивный эффект: серия команд отменяет серию последних действий. Другие аналогичные средства — команда Правка Отменить действие и кнопка Отменить действие на панели инст­рументов Стандартная. Длинные последовательности действий можно отменять также с помощью списка действий (кнопка, раскрывающая список, присоединена к кнопке Отменить действие).

После отмены ряда действий существует возможность вернуться ксостоянию, предшествовавшему отмене. Для этого служит команда Правка Вернуть действие или кнопка Вернуть действие на панели инструментов Стандартная. (К ней также присоединена кнопка, раскрывающая список действий, допускающих возврат.)

Расширенный буфер обмена. При компиляции документа путем использования фрагментов текста, взятых из разных первоисточников, удобно пользоваться рас­ширенным буфером обмена (только для Microsoft Word 2000). Необходимые элементы управления находятся на панели инструментов Буфер обмена (Вид Панели инструментов Буфер обмена).

 

 

Панель инструментов Буфер обмена имеет три ряда по четыре ячейки для хранения данных (очередной ряд открывается только при заполнении предыдущего). О содержании конкретной ячейки можно судить по всплывающей подсказке, отображаемой при наведении указателя мыши на ячейку. При переполнении расширенного буфера обмена ячейки сдвигаются вниз, очередной элемент поступает в последнюю ячейку, содержимое первой ячейки теряется.

Автотекст. Автотекст — это режим автоматического ввода фрагментов текста. Он представлен двумя функциями: автозавершением и собственно автотекстом. Их принцип действия состоит в следующем.

Текстовый процессор хранит словарь автотекста, состоящий из слов и фраз, встре­чающихся в документах достаточно часто. При вводе первых четырех символов словарного элемента на экране появляется всплывающая подсказка с полным тек­стом слова или фразы. Если это то, что имел в виду пользователь, он завершает ввод всего фрагмента нажатием клавиши ENTER — так работает функция автоза­вершения. Однако пользователь может самостоятельно выбрать необходимый эле­мент текста из списка с иерархической структурой — это функция автотекста. Список элементов автотекста открывается с помощью панели инструментов Авто­текст (Вид → Панели инструментов Автотекст).

Настройку словаря автотекста выполняют в диалоговом окне Автозамена (Сер­вис Автозамена Автотекст). Простейший способ наполнения словаря новым содержанием — выделить текст на экране, щелкнуть на кнопке Автотекст на панели инструментов Автотекст и в открывшемся диалоговом окне использовать кнопку Добавить.

Использование средства автозамены при вводе. Последние версии текстового процессора Microsoft Word позволяют эффективно сократить объем вводимого текста за счет использования средства Автозамена. Оно позволяет заменить ввод длин­ных последовательностей символов произвольным (желательно коротким) сочета­нием других символов. Например, если в тексте очень часто встречается словосо­четание «муниципальный округ», его можно заменить коротким сочетанием «.мг». Соответственно вместо «муниципальных округов» использовать «.мв», а вместо «муниципального округа» — «.ма». Точку перед символами ставят специально, чтобы отличать их от двухбуквенных предлогов или союзов.

Настройку средства Автозамена выполняют в диалоговом окне Сервис Автозамена. Для этого надо установить флажок Заменять при вводе, ввести заменяемую комби­нацию в поле Заменить, а замещающую комбинацию в поле На, после чего попол­нить список автозамены щелчком на кнопке Добавить.

Как будет показано ниже, средство автоматической замены символов при вводе используется также для ввода специальных символов. Например, выполнив соот­ветствующие настройки, можно вводить греческие буквы лир обычным русским текстом: «пи» или «ро».

Ввод специальных и произвольных символов. При вводе текста часто существует необходимость ввода специальных символов, не имеющих соответствующей кла­виши в раскладке клавиатуры, а также произвольных символов, раскладка для которых неизвестна. Основным средством для ввода специальных и произвольных символов, а также для закрепления их за избранными клавишами является диало­говое окно Символ (Вставка Символ). Данное диалоговое окно имеет две вкладки: Символы и Специальные символы.

На вкладке Специальные символы присутствует список специальных символов, таких, как «длинное» («полиграфическое») тире, «копирайт», «торговая марка» и других. Для вставки такого символа достаточно щелкнуть на кнопке Вставить. Вместе с тем, для большинства специальных символов существуют клавиатурные комбинации — они приведены в списке, и их стоит запомнить. На первых порах, пока навык их ввода не закреплен, это окно используют для получения справки. В том же окне имеются кнопки Автозамена и Клавиша, позволяющие либо выпол­нять ввод специальных символов обычными символами и автоматически про­изводить замену, либо закрепить специальный символ за избранной комбинацией клавиш.

На вкладке Символы представлены элементы управления для ввода произволь­ных символов любых символьных наборов (рис. 11.5). Центральное положение в окне занимает таблица символов текущего набора. Выбор шрифта выполняют в раскрывающемся списке Шрифт. Если шрифт относится к категории универсаль­ных шрифтов UNICODE, то для него имеется и возможность выбора символьного набора в соответствующем раскрывающемся списке Набор.

 

Рис. 11.5. Средство ввода специальных символов

 

Если символ надо вставить только один раз, достаточно щелкнуть на командной кнопке Вставить. Если предполагается многократное использование данного сим­вола, за ним можно закрепить постоянную комбинацию клавиш (кнопка Клавиша) или создать элемент для списка Автозамена с помощью одноименной кнопки.

Специальные средства редактирования текста

 

Базовые приемы редактирования текста мы рассмотрели в разделе, посвященном стандартному приложению Блокнот. В данном разделе мы рассмотрим специальные средства редактирования, характерные для текстового процессора Microsoft Word, на примере последней версии Microsoft Word 2000.

Режимы вставки и замены символов. Текстовый процессор предоставляет воз­можность выбора между двумя режимами редактирования текста: режимом вставки и режимом замены. В режиме вставки вводимый текст «раздвигает» существующий текст, а в режиме замены новые символы замещают символы предшествующего текста, находившиеся в точке ввода. Режим вставки применяют при разработке основных содержательных блоков текстовых документов, а режим замены — при редактировании стандартных форм и стандартных элементов (колонтитулов, рекви­зитных элементов в письмах, служебных записках, бланках).

Текущий режим правки текста индицируется на экране индикатором Замена. В режиме замены включен индикатор ЗАМ в строке состояния окна программы, в противном случае он выключен. Двойной щелчок на этом индикаторе позволяет переключать режимы. Настройка режима правки выполняется на вкладке Правка диалогового окна Параметры (Сервис Параметры Правка).

Если установлены флажки Режим замены и Использовать клавишу INS для вставки, правка осуществляется в режиме замены символов. Если оба эти флажка сброшены, то режим можно выбирать с помощью клавиши INSERT. Если флажок Режим замены сброшен, а флажок Использовать клавишу INS для вставки установлен, то правка осуществляется в режиме вставки.

Использование Тезауруса. Тезаурус представляет собой словарь смысловых сино­нимов. При подготовке технической документации особую роль играют смысловые синонимы к используемым глаголам. Для выделенного слова тезаурус удобно вызы­вать через пункт Синонимы контекстного меню. Однако этот прием срабатывает далеко не для всех слов (преимущественно для глаголов в неопределенной форме). Общий прием вызова тезауруса состоит в использовании команды строки меню Сервис Язык Тезаурус.

Окно Тезаурус имеет две панели. Его интересная особенность состоит в том, что, в то время как на левой панели отображаются синонимы выделенного слова, на пра­вой панели могут отображаться синонимы к выбранному синониму, то есть поиск синонима является как бы двухуровневым. Заменяющий синоним можно выби­рать как на левой, так и на правой панели. Замена производится щелчком на команд­ной кнопке Заменить. Кроме синонимов в некоторых случаях тезаурус позволяет находить антонимы слов и связанные (как правило, однокоренные) слова (рис. 11.6).

 

Рис. 11.6. Тезаурус расширяет возможности текстового процессора до системы автоматизации авторской деятельности

Средства автоматизации проверки правописания. Средства автоматизации про­верки правописания включают средства проверки орфографии и грамматики. Тек­стовый процессор позволяет реализовать два режима проверки правописания: автоматический и командный.

Для работы в автоматическом режиме надо установить флажки Автоматически про­верять орфографию и Автоматически проверять грамматику на вкладке Правописа­ние диалогового окна Параметры (Сервис Параметры Правописание). В автома­тическом режиме слова, содержащие орфографические ошибки, подчеркиваются красным цветом, а выражения, содержащие грамматические ошибки, — зеленым. Для того чтобы узнать характер ошибки, надо щелкнуть правой кнопкой мыши на помеченном фрагменте. В зависимости от характера ошибки контекстное меню содержит пункт Орфография или Грамматика. С их помощью открывается диало­говое окно, в котором имеются элементы управления для получения более точной справки о том, какое правило нарушено, и предложены варианты исправления пред­полагаемой ошибки.

Встроенное автоматическое средство проверки правописания является, по существу, экспертной системой и допускает настройку. Так, например, если рекомендации экспертной системы неточны или неприемлемы, от них можно отказаться командой Пропустить (обычно такое бывает при проверке грамматики). Если же слово отмечено как орфографическая ошибка только потому, что оно отсутствует в словаре системы автоматической проверки (например, слово броузер), то его можно добавить в словарь.

Встроенный словарь системы проверки правописания не подлежит правке. Все дополнения и изменения вносятся в специальный подключаемый пользователь­ский словарь. Каждый пользователь может создать несколько специализирован­ных словарей, ориентированных на различные области знаний (экономика, право, вычислительная техника и т. п.). Подключение нужного словаря для работы с кон­кретным документом выполняется выбором словарного файла в раскрывающемся списке Вспомогательные словари на вкладке Сервис Параметры Правописание. Постепенно наполняясь конкретным содержанием, вспомогательные словари ста­новятся мощным средством повышения производительности труда.

В командном режиме проверка правописания выполняется независимо от уста­новки элементов управления на вкладке Сервис Параметры Правописание. Запуск средства проверки выполняют командой Сервис Правописание. Проверка начинается от начала документа и продолжается до появления первой ошибки. В тех случаях, когда пользователь отказывается от предлагаемых исправлений и дает команду Пропустить, в документе накапливается список пропускаемых слов, то есть слов и выражений, не подлежащих проверке. Для того чтобы очистить этот список и начать проверку заново, используют командную кнопку Сервис Пара­метры → Правописание Повторная проверка.

Средства рецензирования текста

 

Под рецензированием можно понимать два процесса: редактирование текста с регистрацией изменений и комментирование текста. В отличие от обычного редакти­рования при рецензировании текст документа изменяется не окончательно — новый вариант и старый «сосуществуют» в рамках одного документа на правах различ­ных версий.

 

 

Основным средством рецензирования является панель Рецензирование (Вид → Панели управления Рецензирование). На ней представлены четыре группы элементов управления, предназ­наченных для:

• создания, просмотра и удаления примечаний;

• регистрации, просмотра, принятия и отмены изменений;

• выбора цвета выделения примечаний;

• сохранения версий документа.

Для создания примечания служит кнопка Добавить примечание. При ее использо­вании последнее слово текста выделяется заданным цветом и открывается допол­нительная панель для ввода текста примечания. Когда примечание создано, его можно просмотреть в форме всплывающей подсказки, если навести указатель мыши на выделенное слово. Вместе с текстом примечания отображаются сведения о том, кто его внес.

Для регистрации изменений в тексте служит кнопка Исправления. Все редактирова­ние текста в режиме регистрации исправлений считается неавторским и выделя­ется особым методом (метод выделения можно задать на вкладке Исправления диалогового окна Сервис → Параметры). Прочие элементы управления панели Рецензирование позволяют выполнять переходы между исправлениями, принимать их или отвергать.

Если документ проходит многоступенчатое редактирование, часто возникает необ­ходимость хранить его промежуточные версии. Microsoft Word 2000 позволяет хра­нить несколько версий документа в одном файле. Это удобно тем, что при сохране­нии нескольких версий (в отличие от нескольких копий) эффективно используется рабочее место на диске. Дело в том, что при сохранении очередной версии не про­исходит повторного сохранения всего документа — сохраняются только отличия текущей версии от предшествующей. Для сохранения текущей версии используют соответствующую кнопку панели Рецензирование, а для загрузки одной из проме­жуточных версий — команду Файл Версии.

Форматирование текста

 

Форматирование текста осуществляется средствами меню Формат или панели Фор­матирование. Основные приемы форматирования включают:

 

 

• выбор и изменение гарнитуры шрифта;

• управление размером шрифта;

• управление начертанием и цветом шрифта;

• управление методом выравнивания;

• создание маркированных и нумерованных списков (в том числе многоуровневых);

• управление параметрами абзаца.

 

► Возможно, вы обратили внимание на то, что внешний вид панели Форматирование, представленной на рисунке справа, отличается от того, что вы видите в своей программе. Это связано с тем, что все инструментальные панели программы Word 2000 можно сделать плавающими. Перетаскиванием за рубчик, имеющийся на левом краю панели, их можно переместить в любое место экрана, в том числе и вне пределов основного рабочего окна. Правда, преимущества такого приема ощутят не все пользо­ватели, а только те, у кого мониторы имеют достаточно большой размер.

Настройка шрифта. При выборе гарнитуры шрифта следует иметь в виду следую­щие обстоятельства:

• Выбор гарнитуры шрифта действует на выделенный текстовый фрагмент. Если ни один фрагмент не выделен, он действует на весь вводимый текст до очеред­ной смены гарнитуры.

• Особенность текстовых процессоров Microsoft Word 97 и Microsoft Word 2000 состоит в том, что они ориентированы на работу с многоязычными шрифтовыми наборами (UNICODE). Выбор других шрифтовых наборов действует только до ближайшего переключения раскладки клавиатуры с основной (английской) на дополнительную (русскую), после чего происходит неконтролируемый авто­матический возврат к использованию одного из шрифтов UNICODE, зарегист­рированных в операционной системе.

 

Напомним, что как операционная система Windows 98, так и сам текстовый процессор Microsoft Word поставляются с наборами шрифтов UNICODE, то есть использование шрифтов, входящих в стандартную поставку, является гарантией от непредвиденных осложнений.

 

Настройку шрифта выполняют в диалоговом окне Шрифт (Формат Шрифт). В версии Microsoft Word 2000 данное диалоговое окно имеет три вкладки: Шрифт, Интервал и Анимация.

На вкладке Шрифт выбирают:

• гарнитуру шрифта;

• его размер (измеряется в полиграфических пунктах, примерно равных 0,3 мм);

• вариант начертания;

• цвет символов;

• наличие подчеркивания;

• характер видоизменения.

При выборе гарнитуры шрифта следует иметь в виду, что существует две категории шрифтов: с засечками и без засечек (рубленые). Характерными представителями первой категории являются шрифты семейства Times, а второй категории — шрифты семейства Arial. Шрифты, имеющие засечки, легче читаются в больших текстовых блоках — их рекомендуется применять для оформления основного текста.

Шрифты, не имеющие засечек, менее требовательны к дизайну окружающих эле­ментов. Их рекомендуется использовать для заголовков в служебных документах, а также для оформления дополнительных материалов (врезок, примечаний и про­чего).

Большинство гарнитур шрифтов являются пропорциональными. Это означает, что и ширина отдельных символов, и расстояние между соседними символами не явля­ются постоянными величинами и динамически меняются так, чтобы сопряжение символов было наиболее благоприятным для чтения.

Особую группу представляют так называемые моноширинные шрифты. В них каж­дый символ вместе с окаймляющими его интервалами имеет строго определенную ширину. Часто такие шрифты используют программисты для записи текстов программ. Характерными представителями таких шрифтов являются шрифты семей­ства Courier. В служебных документах моноширинные шрифты практически не исполь­зуются за исключением тех случаев, когда надо имитировать шрифт пишущей машинки.

При выборе размера шрифта руководствуются назначением документа, а также вертикальным размером печатного листа. Для документов, имеющих формат типо­вой книжной страницы, обычно применяют шрифт размером 10 пунктов. Для доку­ментов, готовящихся для печати на стандартных листах формата А4 (210 × 297 мм), выбирают размер 12 пунктов. При подготовке документов, предназначенных для пере­дачи средствами факсимильной связи, применяют увеличенный размер — 14 пунктов и более (факсимильные документы часто воспроизводятся с искажениями, и увели­ченный размер шрифта улучшает удобство их чтения).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: