Задание на практическое занятие №2




«Планирование однофакторного эксперимента»

Выполнил:
студент группы № 461
Левченко В.П.

 

Проверил:
доцент, к.т.н,

Бурыкин А.А.

 

Санкт-Петербург

2021 г

Экономическая задача: Директором ресторана «Север» поставлена задача администратору ресторана повысить доходность предприятия. Администратор ресторана совместно с шеф-поваром разработали новое меню включив в него уникальное блюдо от шефповара. Требуется определить эффективную рыночную цену на уникальное блюдо от шефповара и спрогнозировать значения результирующего показателя.

Решение задачи:

· Цель- максимизация прибыль max P

· Цель математической модели- эффективность рыночной цены

· Эксперимент- математический

· Количество человек- всего 60 из них 10 столов по 6 человек на каждом

· Время эксперимента 18:00- 23:00

· Время загрузки одного столика 2,5 ч

· Максимальная загруженность чел. 120 чел

· Минимальная загруженность чел. 40 чел (10 стол*2чел*2ч)

· Минимальная стоимость 300р

· Максимальная стоимость 500р

Математическая модель:

Целевая функция: P max

P= D-S, где:

P- прибыль;

D- доход;

S- себестоимость.

D=x*y, где

Х- цена

У- количество проданных блюд

Нахождение вида функциональной зависи мости основывается на методе максимального правдоподобия. В начале строится линейная модель, позволяющая выявить силу и направление влияния.

Знак параметра регрессии b1 в модели указывает направление связи (влияние фактора):


· если b 1 >


0-связь прямая, то увеличение значения фактора приводит к возрастанию параметра оптимизации;


· если b 1 < 0 ¾ связь обратная (отрицательная), то увеличение значения фактора приводит к уменьшению параметра оптимизации.

 

У= а+bx; D=ax+bx2; D’= a+2bx x=-

D’’= 2b, тогда если <0 min

>0 max

Метод планирования - полного факторного эксперимента.

В начале на первом шаге для фактора необходимо указать интервал изменения параметра (инрервал варьирования фактора) I, в пределах которого будет производиться исследование. Для этого на основе априорной информации устанавливают координаты одной из наилучших точек в факторном пространстве. Этой комбинации значения фактора соответствует точка, которая принимается за исходную точку. Координаты этой точки принимаются за основной (нулевой) уровень фактора. Для основного уровня выбирают точку в середине области экспериментирования.

Область экспериментирования: от 300 до 500

X0= =

Т.е. интервалом варьирования фактора называется число 40, прибавление которого к основному уровню дает верхний (максимальное значение), а вычитание — нижний пределы (минимальное значение).

Интервал варьирования (l): 20% = 40р

После этого определяют количество опытов:

Кол-во опытов: m= = 4

Процедура кодирования факторов. Преобразование натуральных значений факторов в безмерный. Согласно формуле:

и так далее для остальных, расчет приведен в таблице.

 

 

№ опыта X8 X6 X4 X2 X1 X3 X5 X7
  -4l -3l -2l -l L +lL +2l +3l +4l
                 
        -1        
                 
      -2          
                 
    -3            
                 
  -4              

Кол-во опыта сценариев:

P= 95% = 0,95- точность измерений, так как мы предположили, что ошибка будет равна 5%

Δ= 0,1, т.е. 10% т.е 12 человек

Если конечный результат будет выражен средними величинами, то необходимый объем наблюдений будет определяться по формуле:

, где:

р - уровень вероятности конечного результата

опытов

Далее расчеты приведены в excel.

 

 

Метод Бокса-Уилсона

В начале необходимо указать интервал варьирования фактора l, в пределах которого будет проводиться исследования

Размах [300,500]

R=200

Интервал (l)= 50

Далее рассчитывается количество сценариев серии опытов в Excel.

И после проведения серии опытов, определяются условия проведения второй серии, рассчитывая следующую точку основного уровня, и эта процедура продолжается до попадания в область, близкую к экстремуму.

Вывод:

В данной работе, для определения была поставлена цель повысить прибыль ресторана путем определения эффективной цены блюда от шеф-повара. Данная цель достигалась достигнута при помощи проведения однофакторных экспериментов методом полного факторного эксперимента и методом Бокса-Уилсона. Были заданы определенные условия проведения эксперимента, разработана математическая модель, разработана матрица планирования эксперимента и соответственно выполнены необходимые расчеты при помощи Excel. В результате конечная цель была достигнута, и цена на блюдо от Шеф-повара была определена.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: