Юридического факультета и Факультета управления




Юридического факультета и Факультета управления

Санкт-Петербург

Пушкин


УДК 168.521

ББК 20я73

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Естественнонаучных дисциплин и математики.

 

Рекомендовано Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического пособия по курсу «Концепции современного естествознания» для студентов заочной формы обучения Юридического факультета и Факультета управления.

 

Каганская В. В. Концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения Юридического факультета и Факультета управления / Под общ. ред. Ю. А. Козлова. — СПб.: ИПП, 2012. — 17 с.

 

 

УДК 168.521

ББК 20я73

 

 

© В. В. Каганская, 2012

© Институт правоведения

и предпринимательства, 2012

 


ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1

Естествознание и современный мир

Тема 1. Естествознание и окружающий мир

Естественно-научные знания и современное образование. Устойчивое развитие и естественно-научное образование. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний. Естественно-научные знания и сфера управления. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания. Естествознание и математика. Развитие естествознания и псевдонаучные тенденции (темп развития науки, псевдонаука). Естествознание и нравственность. Рациональное и иррациональное начала познания.Причины, от которых зависит развитие науки. Особенности и структура науки. Роль практики в развитии естествознания. Относительная самостоятельность в развитии науки. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания. Критика и борьба мнений в науке. Интернациональный характер развития науки. Взаимодействие естественных наук. Дифференциация и интеграция наук. Социальные функции естествознания.

Тема 2. Естественнонаучное познание окружающего мира

Процесс естественно-научного познания (правила научного познания, достоверность научных знаний, естественно-научная истина, основные положения естественно-научного познания).

Тема 3. Понятие метода и методологии

Классификация методов научного познания. Всеобщие методы: диалектический и метафизический. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический. Общенаучные методы эмпирического уровня познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Общенаучные методы теоретического уровня познания: идеализация, формализация, абстрагирование, мысленный эксперимент, индукция и дедукция. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания: анализ и синтез, аналогия и моделирование. Частно-научные методы познания.

 

Тема 4. Естественнонаучная и гуманитарные культуры

Научная теория. Основная терминология. Содержание и структура естественнонаучной теории. Структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучной теории. Культура. Естественная и гуманитарная культуры.

Раздел 2

История естествознания

Тема 1. Естествознание эпохи античности

Натурфилософия и её место в истории естествознания. Возникновение античной науки. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики. Фалес из Милета, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст, Эпикур, Лукреций.

Тема 2. Естествознание эпохи средневековья

Средневековая арабская наука. Мухаммед Аль-Баттани, Ибн-Юнас, Ибн аль-Хайсам, Иб-Рушд и др.

Роль университетов в подъеме западной христианской науки (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.).

Развитие античного учения. Иордан Неморарий, Томас Бранвардин и др.

Тема 3. Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени

Научные революции в истории естествознания. Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров. Р. Бэкон, Н. Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др.

Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механистическая картина мира. Ф. Бэкон, И. Ньютон, А. Лёвенгук, Р. Декарт и др.

Химия в механистическом мире.

Естествознание Нового времени и проблема философского метода

Третья научная революция. Диалектизация естествознания. Очищение естествознания от натурфилософских представлений. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира. И. Кант, Д. Дидро, П. Лаплас и др.

Тема 4. Естествознание ХХ века

Четвертая научная революция. Проникновение в глубь материи. Концепции общей теории относительности и квантовой механики. Окончательное крушение маханистической картины мира. НТР, ее естественнонаучная составляющая и исторические этапы. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Современные междисциплинарные исследования. Образ человека в современной науке.

Раздел 3

Элементы современной физики

Тема 1. Фундаментальные принципы и законы

Физика – фундаментальная отрасль естествознания. Материя. Всеобщие атрибуты материи: связь, взаимодействие, движение, структурность, системная организация, способность к саморазвитию, отражение, пространство и время. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. Фундаментальные взаимодействия (концепции дально- и близкодействия, гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое виды взаимодействий). Принцип относительности (Г. Галилея, СТО, ОТО А. Эйнштейна). Свойства пространства, времени. Необратимость времени. Законы сохранения (закон сохранения механической энергии, закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения момента импульса). Фундаментальные законы Ньютона (первый, второй, третий). Статистические и термодинамические свойства макросистем (развитие представлений о природе тепловых явлений, термодинамическое и статистическое описание свойств макросистем, термодинамика, основные положения молекулярно-кинетических представлений). Термодинамические законы (первое, второе, третье начало термодинамики). Корпускулярно-волновые свойства света (развитие представлений о свете, корпускулярная гипотеза Ньютона, фотоэффект, волновая гипотеза Гюйгенса, интерференция, дифракция, дисперсия, электромагнитная теория Максвелла, квантовая концепция Планка).

Тема 2. Атомный и нуклонный уровни строения материи

Структура атомов (развитие представлений о структуре атомов, модели атомов. Дж. Томсона, Э. Резерфорда, Н. Бора (первый, второй постулаты Н. Бора). Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц (универсальность корпускулярно-волновой концепции, формула де Бройля, принципы неопределенности и дополнительности). Вероятностный характер микропроцессов (вероятностные свойства микрочастиц, симметрия волновой функции и принцип Паули, принципы причинности и соответствия, практические аспекты квантово-механической концепции). Современные атомные системы. Ядерные процессы (строение атомного ядра, протон, электрон, радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-излучение, радиоактивный распад, период полураспада, закон радиоактивного распада, цепная реакция деления, критическая масса, термоядерный синтез). Элементарные частицы (фотон, нейтрино, античастицы, аннигиляция и другие, специфическая характеристика элементарных частиц). Перспективы развития физики микромира (физика высоких энергий, структурная нейтронография и другие).

Раздел 4

Естественно-научные концепции развития

Тема 1. Концепции развития и эволюции Вселенной

Сущность концепции развития, Самоорганизация систем. Синергетика. Концепция развития, Системность, Динамизм. Эволюция Вселенной (основные концепции космологии: концепция большого взрыва, гипотеза пульсирующей Вселенной, модель горячей Вселенной). Образование объектов Вселенной (квазары, гипотеза о черных дырах). Структура Вселенной (Вселенная, Метагалактика, галактики, звезды). Солнечная система – часть Вселенной. Солнце – ближайшая к нам звезда. Концепции происхождения и эволюции Солнца и солнечной системы (Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта и др.) Земля – планета солнечной системы. Происхождение и строение Земли. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек Земли. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы. Ресурсная, геодинамическая, геофизикогеохимическая, географическая оболочка Земли. Гидросфера и Атмосфера, особенности строения. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Концепция эволюции звездных объектов. Концепция общей теории относительности и эволюции Вселенной. Проблемы тепловой смерти Вселенной. Космические циклы. Средства наблюдения объектов Вселенной. Проблемы поиска внеземных цивилизаций.

Тема 2. Естественно-научные знания о веществе

Химия в системе «общество-природа». История развития знаний о веществе. Предмет химии. Физические и химические изменения веществ. Химический анализ, понятие о химическом элементе. Химический синтез. Понятие о соединении. Химические обозначения. Основные законы химии. Реакционная способность веществ. Атомно-молекулярное учение. Химическая технология. Синтез химических веществ. Современный катализ (гетерогенный, гомогенный, ферментативный виды катализа, электрокатализ, фотокатализ). Образование земных и внеземных веществ. Природные запасы сырья (запасы и потребление сырья, металлы, неметаллическое сырье, вторичное сырье). Органическое сырье (нефть, уголь, природный газ, горючие сланцы, торф, древесина). Новые химические элементы. Перспективные химические процессы. Современные материалы. Перспективные материалы. Масштабы химической индустрии.

Тема 3. Возникновение и эволюция жизни

Теории возникновения жизни: креационизм, идеи самопроизвольного (спонтанного) зарождения, теория стационарного состояния, теория панспермии. Современные концепции происхождения жизни: концепция энергетического происхождения, концепция информационного происхождения, концепция субстратного происхождения (биохимическая эволюция Опарина). Опыты Миллера-Юри. Концепции возникновения биологических систем. Распространенность разума во Вселенной.

Тема 4. Теория эволюции

Теория эволюции Ламарка. Дарвин, Уоллес и происхождение видов в результате естественного отбора. Современные представление об эволюции. Подтверждения теории эволюции: сравнительная эмбриология, сравнительная анатомия, сравнительная биохимия, адаптивная радиация, селекция растений и животных, классификация, географическое распространение, палеонтология, рудименты и атавизмы, переходные формы. Основные направления эволюции: ароморфозы, идиоадаптации, общие дегенерации. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

Тема 5. Уровни организации живой материи

Особенности биологического уровня организации материи. Условия и особенности формирования молекулярных основ биологических систем. Молекулярный уровень (ДНК, РНК). Принципы воспроизводства живых систем. Митоз. Мейоз. Генетика. Основные закономерности наследования. Законы Менделя. Сцепленное наследование. Генетика и эволюция. СТЭ. Клеточный уровень (эукариоты, прокариоты, животная и растительная клетки, ядро, ядрышко, ядерная оболочка, ЭПС гладкая и шероховатая, митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, пластиды, вакуоли и другие органоиды клеток). Законы сохранения энергии в макроскопических процессах: фотосинтез, гликолиз. Основные положения клеточной теории. Тканевой уровень. Нервная, соединительная, эпителиальная, мышечная ткани. Строение нервной ткани (нейрон и нейроглия). Органный уровень. Органы: головной мозг, функции головного мозга, левое и правое полушария, спинной мозг. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Организменный уровень. Популяционно-видовой уровень. Популяция. Вид. Критерии вида. Биоценотический уровень. Пищевые цепи, пищевые сети (пастбищная и детритная). Типы взаимодействия. Экологические пирамиды (чисел, массы, энергии). Закон сохранения энергии. Законы термодинамики. Смена сообществ. Биогеоценотический уровень. Круговорот веществ на примере азота.

Тема 6. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и биосфере

Судьба научных идей В.И. Вернадского. Значение идей В.И. Вернадского. Биосфера как живая саморегулирующаяся система. Возникновение учения о биосфере. Основные идеи В.И. Вернадского по проблемам биосферы. Составные части биосферы. Границы биосферы. Видовое многообразие живых организмов – основа организации и сохранения устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу. Ноосфера – сфера Разума. Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера». Антропогенез и ноосфера. Ноосфера и развитие общества. Условия необходимые для становления и существования ноосферы. Принципы универсального эволюционизма.

Тема 7. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество,
работоспособность

Экология человека и медицина. Здоровье человека. Проблемы болезни и здоровья. Единство человека и природы. Эмоции. Творчество. Работоспособность. Память. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности. Самоактуализация личности. Сознание. Интеллект личности. Путь к единой культуре.

Тема 8. Экология

Законы экологии. Законы экологии Коммонера. Второе начало термодинамики и экология. Взаимопронизывающие уровни метасистем. Анализ законов экологии. Дополнительные законы экологии. Проблема рационального природопользования. Принципы охраны природы. Принципы защиты биосферы. Мероприятия по охране природы. Закон необходимого разнообразия в экологии. Проблема «человек-Вселенная». Экология и культура. Биоэтика.

 

Раздел 5

Естественнонаучные основы современных

технологий, энергетики и экологии

 

Тема 1. Естественнонаучные аспекты технологий

Развитие средств информационных технологий. Современные средства накопления информации. Альтернативные компьютеры. Мультимедийные системы и виртуальный мир. Микро- и наноэлектронная технологии. Лазерные технологии. Ракетно-космические технологии. Современные биотехнологии. Генные технологии. Проблемы клонирования. Самоорганизация в живой и неживой природе.


 

 

Тема 2. Естественнонаучные проблемы современной энергетики

Энергия – источник благосостояния. Преобразование энергии. Эффективность производства и потребления энергии. Тепловые электростанции. Повышение эффективности энергосистем. Гидроисточники и геотермальные источники энергии. Гелиоэнергетика. Энергия ветра. Атомная энергетика. Особенности отечественной энергетики.

 

Тема 3. Естественнонаучные аспекты экологии

Глобальные катастрофы. Предотвращение экологической катастрофы. Природные катастрофы и климат. Парниковый эффект и кислотные осадки. Сохранение озонового слоя. Водные ресурсы и их сохранение. Потребление энергии и среда нашего обитания. Радиоактивное воздействие на биосферу. Естественно-научные проблемы защиты окружающей среды.

Тема 4. Гармония природы и человека

Человек и природа. Сохранение природных ресурсов. Обновление энергосистем. Эффективное потребление энергии. Экономия материальных ресурсов. Экономия ресурсов на транспорте. Города и природа. Решение проблем утилизации. Перспективные технологии и окружающая среда. Глобализация биосферных ресурсов.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

 

Белкин П.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов/ П.Н. Белкин. – М.: Высшая школа, 2004. – 335 с.

Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: учебник /В.П. Бондарев.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011-512 с.

Бочкарёв А.И. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ А.И. Бочкарёв, Т.С. Бочкарёва, С.В. Саксонов.- М.: КНОРУС, 2011.-312 с.

Ващекин Н.П., Ващекин А.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.- М.:РИОР:ИНФРА- М.: РАП, 2010.- 253 с.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ АА Горелов.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 512 с.

Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: учебник и практикум.- 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2011.-598 с.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Практику: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.Я. Дубнищева, А.Д. Рожковский.- М.:Издательский цент «Академия», 2009.-320 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Краткий курс: Учебник. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 380 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник/ С.Х. Карпенков.- 11-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2012.- 670 с.

Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с.

Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: учеб. пособие/ Карпенков С.Х. – М.: Высшее образование, 2007.-366 с.

Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов/ О.С. Габриэлян, Э.В. Дюльдина, С.И. Клочковский и др.-М.: Дрофа, 2009.- 206 с.

Концепции современного естествознания: учебник / П.А. Голиков, В.В. Зайцев, Б.И. Майорова и др.; под ред. Е.Р. Россинской.- М.: Норма, 2011.- 448 с.

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/А.И. Лобачев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 с.

Концепции современного образования: учеб. пособие/ В.О. Голубинцев и др.; под общ. ред. С.И. Самыгина.- Изд. 12-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 412 с.

Липовко П.О. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512 с.

Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник.- Москва: Проспект, 2011, 246 с.

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов.-3-е изд./Ю.В. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 736 с.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник М.: Проспект, 2010.- 288 с.

Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие/ А.П. Садохин.- М.: КНОРУС, 2011.- 408 с.

Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления/ А.П. Садохин.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 447 с.

Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 464 с.

Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/ под. ред проф. Э.В. Гарусова, проф. В.Н. Лопатина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 519 с.

Дополнительная

 

Абачиев С.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций: учеб. пособие/С.К. Абачиев.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 349 с.

Вредные вещества в окружающей среде. – Ч.1, 2 Справочно-энциклопедическое издание / Под ред. В.А. Филова, Б.А. Ивина, Ю.И. Мусийчука. – СПб.: АНО НПО «Профессионал», 2006.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. – М.: Мир, 1993.

Грошев В.Л. От гравитации – через ядрон, Тунгусский феномен, Чернобыль и Сасово – до литосферных катастроф. Основы естествознания 21 века. – СП.: Сударыня, 2002. – 222 с.

Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. – М.: МПиЭ им. А.С. Грибоедова, 1998. – 192 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: справочник /С.Х. Карпенков. – М.: Высшая школа, 2004. – 632 с.

Мазур И.И., Иванов О.П. Опасные природные процессы. Вводный курс: Учебник/ И.И. Мазур, О.П. Иванов Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий, Академия гражданской защиты МЧС России. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2004. – 702 с.

Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. – М.: Мир, 1993. – 424 с.

Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник/ Немецко-русский словарь по охране окружающей среды: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1993. – 640 с.

Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2003 году/под ред. Д.А. Голубева, Н.Д. Сорокина. – СПб., 2004. – 436 с.

Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания в 4-х книгах. – М.: Мир, 1995.

Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие /Л.Б. Рыбалов, А.П. Садохин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 416 с.

Свешников В.Г. Концепции современного естествознания. Синергетика природы или как устроен окружающий мир. Учеб. пособие для вузов. Изд. 5-е, испр.- СПб: ВВМ, 2010- 310 с.

Современные глобальные изменения природной среды в 2-х томах. – М.: Научный мир, 2006.

Современные проблемы экогигиены /М.П. Захарченко, Е.И. Гончарук, Н.Ф. Кошелев и др. – Киев: Хрещатик, 1993. – 174 с.

Шилов И.А. Экология: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов. – М.: Высш.шк., 2003. – 512 с.

Экологическая обстановка в районах Санкт-Петербурга / Под ред. Д.А Голубева, Н.Д. Сорокина. – СПб.: ФормаТ, 2004. – 784 с.

Экологическая обстановка в районах Санкт-Петербурга / Под ред. Д.А Голубева, Н.Д. Сорокина. – СПб.: ФормаТ, 2003. – 720 с.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Контрольная работа состоит из двух вопросов, первый и второй вопросы выбираются по последней цифре номера зачетной книжки. Контрольная работа выполняется в форме реферата.

Контрольная работа должна быть оформлена в компьютерном или, как исключение, в рукописном варианте. Рукописный вариант работы должен быть разборчиво написан и легко читаем.

Компьютерный вариант работы должен быть оформлен следующим образом:

- текст набирается на одной стороне листа;

- стандартная страница формата А4 имеет следующие поля: правое – 15 мм, левое – 25 мм, верхнее и нижнее – 20 мм;

- межстрочный интервал – полуторный;

- гарнитура шрифта – Times New Roman;

- кегль шрифта – 12-14;

- абзацный отступ – по умолчанию.

- выравнивание: по ширине.

Отредактированная работа должна быть пронумерована (номер ставится в верхней части страницы, по центру) и сброшюрована.

На титульном листе, который не нумеруется, указывается название учебного заведения, кафедры, полное наименование темы контрольной работы, курс, отделение, номер учебной группы, а также фамилия и инициалы автора.

На второй странице размещается план контрольной работы.

Ссылки на используемые в работе источники обозначаются цифрами в положении верхнего индекса, а в подстрочных сносках (внизу страниц) указывается источник, на который ссылается автор. Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, на которую сделана ссылка в тексте.

В конце работы прилагается список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с требованиями к оформлению справочно-библиографического аппарата. В работе должно быть использовано не менее 3-х источников.

Текст заключается датой и личной подписью автора.

Ниже приведены варианты вопросов 1 и 2 с кратким содержанием необходимого объема материалов по данному вопросу.

 

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вопрос 1

 

1. Экология

Законы экологии. Законы экологии Коммонера. Второе начало термодинамики и экология. Взаимопронизывающие уровни метасистем. Анализ законов экологии. Дополнительные законы экологии. Проблема рационального природопользования. Принципы охраны природы. Принципы защиты биосферы. Мероприятия по охране природы. Закон необходимого разнообразия в экологии. Проблема «человек – Вселенная». Экология и культура.

 

2. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Экология человека и медицина. Здоровье человека. Проблемы болезни и здоровья. Единство человека и природы. Эмоции. Творчество. Работоспособность. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности. Самоактулизация личности. Сознание. Интеллект личности.

 

3. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и биосфере

Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу. Ноосфера – сфера Разума. Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера». Антропогенез и ноосфера. Ноосфера и развитие общества. Условия необходимые для становления и существования ноосферы.

 

4. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и биосфере

Судьба научных идей В.И. Вернадского. Значение идей В.И. Вернадского. Биосфера как живая саморегулирующаяся система. Возникновение учения о биосфере. Основные идеи В.И. Вернадского по проблемам биосферы. Составные части биосферы. Границы биосферы. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера, как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы, ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли. Гидросфера. Атмосфера. Строение. Видовое многообразие живых организмов – основа организации и сохранения устойчивости биосферы.

 

5. Уровни организации живой материи

Условия и особенности формирования молекулярных основ биологических систем. Молекулярный уровень (ДНК, РНК). Принципы воспроизводства живых систем. Митоз. Мейоз. Генетика. Законы генетики. Клеточный уровень. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах: фотосинтез, гликолиз. Тканевый уровень. Нервная, соединительная, эпителиальная, мышечная ткани. Строение нервной ткани (нейрон и нейроглия). Органный уровень. Органы: головной мозг, функции головного мозга, левое и правое полушария, спинной мозг. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Организменный уровень.

 

6. Уровни организации живой материи

Организменный уровень. Популяционно-видовой уровень. Популяция. Вид. Критерии вида. Биоценотический уровень. Пищевые цепи, пищевые сети (пастбищная и детритная). Типы взаимодействия. Экологические пирамиды (чисел, массы, энергии). Закон сохранения энергии. Законы термодинамики. Смена сообществ. Биогеоценотический уровень. Экологическая функция литосферы. Круговорот веществ на примере азота.

 

7. Теория эволюции

Теория эволюции Ламарка. Дарвин, Уоллес и происхождение видов в результате естественного отбора. Современные представление об эволюции. Подтверждения теории эволюции: сравнительная эмбриология, сравнительная анатомия, сравнительная биохимия, адаптивная радиация, селекция растений и животных, классификация, географическое распространение, палеонтология, рудименты и атавизмы, переходные формы. Основные направления эволюции: ароморфозы, идиоадаптации, общие дегенерации.

 

8. Мегамир

Земля – планета солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Солнце – ближайшая к нам звезда. Концепции происхождения и эволюции Солнца и солнечной системы (Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта). Галактика. Концепция эволюции звездных объектов. Концепция общей теории относительности и эволюции Вселенной. Сингулярность, теория Большого взрыва. Проблемы тепловой смерти Вселенной. Космические циклы. Распространенность разума во Вселенной.

 

9. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: