Сценарий урока «Время доверять»




Классный час на тему

«Время доверять»

В рамках всероссийской PR-акции, направленной на повышение узнаваемости Детского телефона доверия 8-800-2000-122 среди детей и подростков

 

Цели урока: повышение узнаваемости номера телефона доверия 8-800-2000-122, а также повышение уровня доверия среди детей и подростков к детскому телефону доверия как услуге экстренной психологической помощи.

Задачи:

1. Актуализация вопроса существования Детского телефона доверия и возможности получения экстренной психологической помощи в случае необходимости для детей, участников Всероссийского урока «Время доверять».

2. Формирование представлений детей о жизненных ситуациях, которые требуют обязательного обращения за помощью.

3. Информирование детей о работе телефона доверия. Формирование положительного образа службы Детского телефона доверия.

Форма проведения: классный час с элементами тренинговой, игровой и проектной работы.

Ведущий: Психолог, методист, классный руководитель

Место проведения: тренинговый зал или учебный класс.

Требования к организации пространства:

1. Если занятие проходит в тренинговом зале.

В зале должно быть 3 зоны:

1-я зона – это тренинговый круг из стульев по количеству участников.

2-я зона – пространство для двигательных упражнений

Если зал небольшой, то на время двигательных упражнений стулья могут быть расставлены вдоль стен.

3-я зона – для проектной работы в мини-группах. Данная зона должна быть оборудована 3-4 партами (предполагается, что участники будут разделены на 3-4 подгруппы, в зависимости от общего числа участников)

Если использование парт невозможно, то работа в мини группах может проходить на полу, но это менее комфортно.

2. Если занятие проходит в учебном классе.

Наличие парт делает пространство класса менее мобильным, поэтому важно заранее подготовить класс для занятия и определить место для проведения двигательных упражнений, например, у доски или в дальнем конце класса.

Необходимое оборудование:

· Классная доска/флипчарт с блокнотом

· Мел/маркеры

· Ноутбук/компьютер

· Проектор и экран

· Аудиоколонки

Демонстрационные материалы:

· Презентация «Время доверять» (Приложение № 1)

· Карточки для оформления доски или стен (Приложение №2)

· Видеоролики для сценария 1 для детей 7-11 лет (видеоролики необходимо заранее скачать из Интернета):

1. «Даже супергероям нужна помощь»:

«Рейнджер» https://youtu.be/JZGbwifq4nQ

«Принцесса» https://youtu.be/8Hm_waR4_h0

«Воин» https://youtu.be/Z5xzLmsZy7Q

«Пиратка» https://youtu.be/hPPu7RXjNLY

2. Видеоролик “Пункт приема детских страхов”:

https://www.youtube.com/watch?v=fl-Evx94lvk&feature=youtu.be

 

· Видеоролики для сценария 2 для детей 12-15 лет (видеоролики необходимо заранее скачать из Интернета):

1. «Скажи, о чем молчишь»: https://www.youtube.com/watch?v=AwhosYUT3YY

2. «Подростки»: https://cloud.mail.ru/public/aba871542c6e/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/!%20%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8%20(2010).avi

3. «Право на звонок»:

https://cloud.mail.ru/public/aba871542c6e/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BD%D0%B0_1_%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA_4%D1%853_1%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD.avi

4. Видеоролик из проекта квадрокоптеры - Тверь https://www.youtube.com/watch?v=2llIDYjQz1o&list=PLRS5X87LNtBLAmwJXo4rgXnqyzQufm0nD&index=3

5. Видеоролик из проекта квадрокоптеры - Ярославль

https://www.youtube.com/watch?v=UEhoXhOLpRU&list=PLRS5X87LNtBLa1RESqYQfh4dJVXcpR22z&index=1

 

Раздаточные материалы.

Необходимые раздаточные материалы указаны в сценарии урока отдельно для каждого упражнения.

Время проведения занятия: 45 минут

 

Участники: школьники 7-11 лет и 12-15 лет

 

Примечание:

Структура и наполнение занятия для обеих возрастных групп одинакова.

В некоторых упражнениях есть различия по подаче материала ведущим, количеству и содержанию вопросов. Также дается различный видеоматериал для анализа.

Для проведения занятий подготовлено два варианта сценариев для группы детей 7-11 лет и 12-15 лет.

 

Сценарий урока «Время доверять»

Тематический блок. Время проведения Содержание занятия Оборудование, демонстрацио-нные и раздаточные материалы
Приветствие 1 мин. Дети сидят в кругу или за партами. На экране отражается слайд с названием занятия «Время доверять». На стенах развешаны плакаты о доверии. Ведущий находится в кругу с детьми/у учительского стола, приветствует детей и обозначает тему и цели занятия.   Ведущий: - Добрый день, рада вас видеть на нашем занятии «Время доверять»! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о Детском телефоне доверия. 17 мая отмечается Международный день Детского телефона доверия, а 1 сентября исполняется/исполнилось 5 лет работе телефона доверия в нашей стране. В эти дни во всем мире проходят мероприятия, посвященные этой службе.   Проектор, экран, презентация занятия «Время доверять» (Приложение № 1, Слайд 1)
  Прежде чем переходить к содержательной части занятия необходимо провести разогрев. То есть, настроить детей на работу, помочь им переключиться с предыдущего урока на новое занятие, снять психологическое напряжение, активизировать их мыслительные процессы, тем самым, повысить их работоспособность.   Для разогрева предлагаем использовать упражнение «Ассоциации». Инструкция к упражнению «Ассоциации»: Если участники сидят за партами, то эстафета называния слов переходит от передних парт последовательно по рядам к последним – и так ряд за рядом. То есть, начинает ученик за первой партой первого ряда, далее его сосед по парте, за ним ученик с первой парты второго ряда и так далее. Последний ученик первой линии парт дает слово для одноклассника, сидящего за его спиной, и далее цепочка идет в противоположную сторону по направлению к первому ряду. На втором круге ассоциаций начинаем с того, кто замыкал первый круг.   Если участники сидят в кругу, то выполнение идет следующим образом: Ведущий называет слово, задача 1-го участника быстро дать слово-ассоциацию на слово, предложенное ведущим. Далее его левый сосед называет свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и так далее все участники по цепочке называют свои ассоциации на слово соседа. В конце громко произносится итоговое слово. Если группа небольшая и процесс идет динамично, то можно провести эксперимент и запустить процесс в противоположную сторону. Ведущий снова называет слово, которое он задавал в начале упражнения, но уже цепочка пойдет в правую сторону. В конце можно записать и сравнить две, получившиеся пары слов.   Рекомендации по проведению: · Рекомендуем уточнить у младших подростков, знают ли они значение слова ассоциации. · В рамках данного урока рекомендуем сразу задать слово, исходя из темы урока, и предложить первому участнику дать ассоциацию на слово «Доверие» · Если у кого-то из участников возникают сложности с подбором ассоциации, то его необходимо поддержать, дать понять, что в этой игре нет «правильных» и «неправильных» ответов, что он может говорить первое, что приходит ему в голову. · Важно поддерживать и сохранять интенсивную динамику упражнения. Поддерживать ребят, вставлять слова поддержки, закрывать паузы: «Так, отлично, здорово, следующий, скорей - скорей». · Определение очередности: если дети сидят в кругу, то цепочка идет по кругу в левую сторону, во втором круге в правую сторону от ведущего. Если за партами, то организовать игру можно следующим образом: начинает ученик за первой партой первого ряда, далее его сосед по парте, за ним ученик с первой парты второго ряда и так далее. Последний ученик первой линии парт дает слово для одноклассника, сидящего за его спиной, и далее цепочка идет в противоположную сторону по направлению к первому ряду. На втором круге ассоциаций начинаем с того, кто замыкал первый круг. · Повторяющиеся слова. Можно сразу договориться с участниками, что делать, если кто-то в ходе игры повториться. Предложить проголосовать за или против замены слова. Правило вводится в игру по решению большинства.  
Разогрев 3 мин. Ведущий: - Прежде чем мы с вами начнем наше занятие, предлагаю настроиться и разогреться. Как вы на это смотрите?   Участники отвечают   Ведущий: - И так, игра называется «Ассоциации».   Для младших подростков: Прежде чем мы с вами начнем наше занятие, предлагаю немного настроиться и поиграть. Как вы на это смотрите? Участники отвечают Ведущий: - И так, игра называется «Ассоциации». Все знают, что такое ассоциации? Участники отвечают Ведущий: да это образы, мысли которые возникают, когда что-то видишь или слышишь .   Послушайте, пожалуйста, инструкцию: В этой игре каждому из вас по очереди нужно будет дать ассоциацию на слово, которое назовет ваш сосед, и сделать это нужно очень быстро. Например, я говорю Дом. Следующий участник слева от меня говорит свою ассоциацию на слово «Дом», допустим - «Тепло», у следующего «Тепло» ассоциируется с «Морем», и так далее по кругу, пока все не скажут свои ассоциации. Понятно задание? Давайте решим, что делаем с повторениями. Кто за то, чтобы при повторении заменять слова?   Участники голосуют   Ведущий: - Начинаем, предлагаю успеть закончить за 1 минуту. Мое слово «Доверие», поехали! (Ведущий обращается по имени к ученику, вступающему в игру после него)   Участники играют После завершения первого круга ведущий записывает связку первого и последнего слова ассоциаций и предлагает детям второй тур игры.   Ведущий: - Какая у нас получилась интересная пара слов. Давайте проведем эксперимент и посмотрим, что получится, если мы пустим круг ассоциаций в обратную сторону. Сейчас мы делаем все то же самое, только круг пойдет справа налево. И я называю слово и засекаю время. «Доверие»!   Участники играют После завершения игры ведущий фиксирует вторую пару слов и сравнивает между собой первый и второй результат игры. Ведущий - Какие интересные у нас получились результаты. Смотрите они совсем разные! Мне кажется, мы отлично разогрелись и готовы начать наше занятие. Проектор, экран, презентация занятия «Время доверять» (Приложение № 1, Слайд 1)     Часы/секундомер для отслеживания времени   Доска, мел/флипчарт, маркеры
  Следующим этапом является этап погружения в тему урока. Для погружения предлагается провести интерактивное упражнение «Да, Нет, Не знаю», которое позволит участникам с одной стороны углубиться в тематику урока и получить определенные знания о Детском телефоне доверия, с другой стороны, позволит ведущему узнать об отношении детей к Детскому телефону доверия, уровне владения информацией, актуальности и значимости данной темы. Инструкция к упражнению «Да, Нет, Не знаю»: Важно! Данное упражнение проводится либо в классе за партами, либо в зале, где участники могут сидеть в кругу и свободно передвигаться. От выбора помещения зависит модификация данного упражнения. Упражнение в зале предполагает перемещение участников по помещению в зависимости от их выборов, т.н. «голосование ногами». Данная форма проведения упражнения более динамична.   Ведущий развешивает в классе (в зоне свободного пространства) на некотором расстоянии друг от друга 3 таблички, на одной из которых написано крупно «Да», на второй «Нет», на третьей «Не знаю»   Далее ведущий дает участникам инструкцию: «Сейчас я буду зачитывать утверждения, на которые вы можете ответить либо «Да», либо «Нет», или «Не знаю». Отвечать вы будете, поднимая руку, когда я поднимаю таблички по очереди со словами «Да», «Нет», «Не знаю» (для тех, кто проводит урок в классе) «Сейчас я буду зачитывать утверждения, на которые вы можете ответить либо «Да», либо «Нет», или «Не знаю». Отвечать вы будете, подходя к табличке с соответствующей надписью» (для тех, кто проводит урок в зале). Таблички развешаны на доске и на стенах. Делать свой выбор мы будем все вместе, но каждый дает свой собственный ответ на вопрос, как он считает нужным. Если вы точно уверены в правильности утверждения, или оно соответствует вашим убеждениям, вы поднимаете руку, когда я поднимаю табличку «Да» (в условиях класса) или подходите к табличке «Да» (в условиях зала), если вы абсолютно не согласны с утверждением или точно знаете, что оно ошибочно, поднимаете руку, когда я поднимаю табличку «Нет» (в условиях класса) или идете к «Нет» (в условиях зала), если затрудняетесь сделать выбор или сомневаетесь, выбирайте ответ «Не знаю».   Все вопросы упражнения будут посвящены Телефону доверия, но для разминки следует дать участникам 2 отстраненных вопроса, чтобы они настроились на упражнение. Например, «сегодня 17 мая», «лето лучше, чем зима».   Список вопросов-утверждений для младших возрастной группы 7-11 лет: 1. Я знаю, что такое Телефон доверия. 2. На Телефон доверия можно звонить по любому вопросу. 3. Один человек опубликовал свой домашний телефон в газете и предложил всем, кому нужна поддержка, звонить ему. Так появился Телефон доверия. 4. Номер Детского телефона доверия в России - 8-800-2000-122. 5. В жизни могут случаться ситуации, когда человеку очень важно получить поддержку, но его близкие и друзья могут не понять, как его поддержать. 6. Я имею право получить помощь и поддержку, если я в них нуждаюсь.   Список вопросов-утверждений для старшей возрастной группы 12-15 лет: 1. Я знаю, что такое Телефон доверия. 2. На Телефон доверия можно звонить по любому вопросу. 3. Один человек опубликовал свой домашний телефон в газете и предложил всем, кому нужна поддержка, звонить ему. Так появился Телефон доверия. 4. В жизни могут случаться ситуации, когда человеку очень важно получить поддержку, но его близкие и друзья могут не понять, как его поддержать. 5. Если человек попросил о помощи это не значит, что он слабый. 6. Я имею право получить помощь и поддержку, если я в них нуждаюсь. 7. В некоторых ситуациях получить консультацию психолога более эффективно, чем спрашивать совета у друзей.     Рекомендации по проведению: · В начале упражнения предлагаем вопросы на знание участниками информации о телефоне доверия. · После выбора ответа детьми, с каждой группой проводится короткий интерактив с уточнением их мнения и сделанного выбора, ведущий резюмирует правильные ответы детей. Дает краткую информацию. 1. Я знаю, что такое Телефон доверия. · Во время обсуждения выбора ответов на этот вопрос необходимо спросить у детей, что именно они знают, уточнить, где они узнали о Телефоне доверия.   · У участников, которые выбрали ответы «Нет» и «Не знаю» уточнить, возможно, они видели видеоролики или плакаты о Телефоне доверия, просто забыли или не придали им значения.   · Вероятно, большая часть детей слышали о телефоне доверия, и имеет представления о нем. Но данный вопрос поможет актуализировать имеющиеся знания в ситуации здесь и сейчас.   · После ответов детей ведущий дает определение Телефона доверия: Телефон доверия – это служба экстренной психологической помощи, куда может анонимно обратиться любой человек, который оказался в трудной ситуации и получить поддержку и помощь абсолютно бесплатно.   2. Телефон доверия – это телефон, на который можно звонить по любому вопросу · Результатом обсуждения ответов на этот вопрос должны стать выводы о том, что на Телефон доверия можно звонить по очень многим вопросам, касающимся отношений с родителями, друзьями, учителями, различных чувств, переживаний, сложностей выбора. Но подчеркнуть, что не стоит использовать телефон доверия как справочник, чтобы узнать какая будет погода или ради шутки, потому что стало скучно.   3. Один человек опубликовал свой домашний телефон в газете и предложил всем, кому нужна поддержка, звонить ему. Так появился Телефон доверия · После обсуждения ответов детей на данный вопрос необходимо рассказать историю возникновения первого в мире телефона доверия и его основателя.   История возникновения Телефона доверия: Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в тяжелой ситуации. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону.   Данная история очень интересна, и с одной стороны кажется неправдоподобной, а с другой стороны, восхищающей.   4. Номер Детского телефона доверия в России 8-800-2000-122 Через данный вопрос привлекаем внимание участников к номеру Телефона доверия.   Далее детям предлагаются вопросы на отношение к проблеме. · Здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов. · Важно поддержать выбор детей и проявить уважение к их позиции, если она не будет соответствовать ожиданиям ведущего или мнению большинства.   5. В жизни могут случаться ситуации, когда человеку очень важно получить поддержку, но его близкие и друзья могут не понять, как его поддержать · При обсуждении данного вопроса важно спросить участников, что делать человеку в этой ситуации, где он сможет найти помощь. Подвести их к выводу, что любой может позвонить по Телефону доверия и получить поддержку и помощь. 6. Если человек попросил о помощи это не значит, что он слабый · При обсуждении можно затронуть тему, почему люди боятся попросить о помощи. В итоге обсуждения рассказать о преимуществах получения анонимной помощи по Телефону доверия   7. Я имею право получить помощь и поддержку, если я в них нуждаюсь. · Очень важно донести до участников, что они имеют право на помощь и поддержку в любой трудной ситуации, и что реализовать данное право они могут, позвонив на Детский телефон доверия   8. В некоторых ситуациях получить консультацию психолога более эффективно, чем спрашивать совета у друзей · Здесь необходимо объяснить детям, что есть вопросы, которые требуют участия специалистов, которые могут рассказать, как правильно действовать в ситуации, в какие компетентные службы следуют обратиться. Например, это могут быть вопросы, связанные с жестоким обращением или правонарушением. NB: Для старшей подростковой группы предлагается больше вопросов на рефлексию, так как для них это более интересная форма. Если обсуждение занимает больше времени, чем отведено на данное упражнение, то часть вопросов можно пропустить. Это, вероятнее всего, может коснуться вопросов второй части упражнения. В данном случае можно ограничиться вопросами 4 и 6. Для младших школьников данный блок проводится в формате интерактивной беседы. Также для углубления в тему используется модификация задания с использованием проективной методики «Типичный школьник». Ведущий урока прикрепляет на доску лист флипчарта или ватмана, на котором заранее нарисован ребенок (девочка или мальчик), либо схематично изображает ребенка на доске, и просит придумать изображенному ребенку имя, после чего предлагает детям в формате мозгового штурма придумать, по каким вопросам этот ребенок мог бы обратиться на телефон доверия.
Погружение в тему. Упражнение «Да, Нет, Не знаю» 7 минут Дети сидят в кругу или за партами. На экране отражается слайд с названием занятия «Время доверять».   Ведущий - Итак, напоминаю, что сегодняшнее наше занятие называется «Время доверять» и посвящено оно Детскому телефону доверия. Предлагаю немного поговорить о том, что же такое телефон доверия, зачем он нужен. Но делать мы это будем не совсем обычным способом.   У меня в руках 3 таблички: «Да», «Нет» и «Не знаю».   Ведущий наклеивает их при помощи скотча к доске или стенам класса на некотором расстоянии друг от друга. Сейчас я буду зачитывать утверждения, на которые вы можете ответить либо «Да», либо «Нет», или «Не знаю». Отвечать вы будете, поднимая руку, когда я подниму таблички с соответствующим утверждением. Таблички также развешаны на доске/стенах. Делать свой выбор мы будем все одновременно, а отвечать на него по очереди – при произнесении мной утверждения и когда я подниму табличку с соответствующим ответом. Если вы точно уверены в правильности утверждения, или оно соответствует вашим убеждениям, вы поднимаете руку, когда я поднимаю табличку «Да», если вы абсолютно не согласны с утверждением или точно знаете, что оно ошибочно, поднимаете руку, когда я поднимаю табличку «Нет», если затрудняетесь сделать выбор или сомневаетесь, выбирайте ответ «Не знаю»».   Суть задания ясна?   Давайте потренируемся. Первое утверждение: «сегодня 1 сентября» (называется дата проведения занятия).   Ведущий поднимает табличку со словом «ДА». Участники поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕТ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕ ЗНАЮ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий: -Отлично, все помнят, какое сегодня число! Еще один вопрос для тренировки: «Лето лучше, чем зима». Ведущий поднимает табличку со словом «ДА». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕТ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕ ЗНАЮ». Участники поднимают/не поднимают руки. Теперь мнения разделились. Что же, все молодцы, с заданием справились, теперь вы видите, что у вас могут быть разные мнения по одному вопросу, но в процессе обсуждения вы можете получить больше информации по этому вопросу, а также отстоять собственное мнение. Можем приступать к основным вопросам.   Ведущий зачитывает вопросы с карточки (Приложение № 4)   1. Я знаю, что такое Телефон доверия Ведущий поднимает табличку со словом «ДА». Участники поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕТ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕ ЗНАЮ». Участники поднимают/не поднимают руки.   Ведущий: Отлично, я вижу, что большинство/все считают, что знают, что такое телефон доверия. Кто хочет поделиться своим мнением, что же это такое? Как вы узнали о телефоне доверия?   Участники отвечают Если есть участники, которые ответили, что не знают о телефоне доверия, ведущий обращается к ним.   У нас есть участники, которые еще не слышали о телефоне доверия. Это не страшно, сегодня мы о нем поговорим очень подробно.   Действительно, телефон доверия – это служба экстренной психологической помощи, куда может анонимно обратиться любой человек, который оказался в трудной ситуации и получить поддержку и помощь абсолютно бесплатно.   Следующий вопрос. 2. Телефон доверия – это телефон, на который можно звонить по любому вопросу   Ведущий поднимает табличку со словом «ДА». Участники поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕТ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕ ЗНАЮ». Участники поднимают/не поднимают руки. И так, кто хочет поделиться своим мнением?   Участники отвечают   Ведущий - На Телефон доверия можно звонить по очень многим вопросам, касающимся отношений с родителями, друзьями, учителями, различных чувств, переживаний, сложностей выбора. Но важно понимать, что когда кто-то звонит на Телефон доверия ради шутки и розыгрыша, он лишает возможности дозвониться и получить помощь того, кто в ней в этот момент нуждается. 3. Один человек опубликовал свой домашний телефон в газете и предложил всем, кому нужна поддержка, звонить ему. Так появился Телефон доверия. Ведущий поднимает табличку со словом «ДА». Участники поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕТ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕ ЗНАЮ». Участники поднимают/не поднимают руки.   Ведущий. - На самом деле это правда. Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в сложной жизненной ситуации. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону.   4. В жизни могут случаться ситуации, когда человеку очень важно получить поддержку, но его близкие и друзья могут не понять, как его поддержать Ведущий поднимает табличку со словом «ДА». Участники поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕТ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕ ЗНАЮ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий: Поделитесь коротко, почему вы так считаете? Как вам кажется, где в данной ситуации человек может найти поддержку? Участники отвечают Ведущий: Если человек попросил о помощи это не значит, что он слабый   Участники отвечают.   Ведущий: Как вы думаете, почему люди могут бояться просить о помощи, рассказывать о своих проблемах?   Участники отвечают. Ведущий: Порой бывает нелегко попросить о помощи знакомых людей, кто-то считает, что это проявлении слабости, кому-то неловко. Звонок на Телефон доверия может помочь снять эти барьеры. Ведь это анонимный звонок. Консультант не знает вас, ни вашу внешность, ни ваш характер. Откровенный разговор не повлияет негативно ни на ваш статус, ни на отношения со взрослыми или сверстниками из вашего окружения. 5. Я имею право получить помощь и поддержку, если я в них нуждаюсь. Ведущий поднимает табличку со словом «ДА». Участники поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕТ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий поднимает табличку со словом «НЕ ЗНАЮ». Участники поднимают/не поднимают руки. Ведущий: Действительно, каждый из вас имеет право на помощь и поддержку в любой трудной ситуации, и реализовать данное право каждый может, позвонив на Детский телефон доверия.   6. В некоторых ситуациях получить консультацию психолога более эффективно, чем спрашивать совета у друзей. Участники отвечают Ведущий: Действительно, есть вопросы, которые требуют участия специалистов, которые могут рассказать, как правильно действовать в ситуации, в какие компетентные службы следуют обратиться. Например, это могут быть вопросы, связанные с жестоким обращением или правонарушением.   Спасибо! Для младшей возрастной группы детей упражнение проводится с сокращенным списком вопросов (см. рекомендации) в формате интерактивной беседы. Дается более упрощенное определение службы Телефона доверия. «Действительно телефон доверия – это служба срочной психологической помощи, куда может анонимно, то есть, не называя себя, обратиться любой человек, который оказался в трудной ситуации и получить поддержку и помощь абсолютно бесплатно» Проектор, экран, презентация занятия «Время доверять» (Приложение № 1, Слайд 1)   Таблички: «Да», «Нет», «Не знаю» Формат листа А4, крупный шрифт (Приложение № 3)   Карточка с вопросами. (Приложение № 4)
После погружения в тему участникам предлагается получить личный опыт проявления доверия через участие в упражнении.   Упражнение на доверие помогает участникам понять самих себя: насколько они доверяют окружающим, легко ли им положиться на других. В то же время, подростки смогут получить безопасный опыт проявления доверия, и, возможно, переосмыслить свое отношение к доверию, повысить уровень доверия к другим.   Инструкция к упражнению «Свеча доверия» - упражнение рекомендовано для старших школьников 12-15 лет. На усмотрение ведущего урока с целью усложнения задачи можно предложить подросткам упражнение «Слепой и Поводырь» в режиме аквариума с тремя парами добровольцев. Для детей младшей возрастной группы в зависимости от особенностей детского коллектива, уровня его сплоченности, а также пространственных возможностей помещения проводится упражнение «Свеча доверия», либо упражнение на баланс. Данные активности проводятся в завершающем блоке в структуре занятия. Участники разбиваются на 3 группы (примерно по 5-7 человек), и встают в 3 плотных круга. По желанию детей в каждом круге определяется по одному человеку, которые встают в середину своего круга. Задача участников в кругу выставить вперед руки, слегка согнув их в локтях, руки должны быть в тонусе, не расслабленные. Участник в центре должен максимально расслабиться и упасть спиной на руки одного из стоящих вокруг, далее его начинают двигать по кругу, передавая из рук в руки. Так, побывать в кругу должен каждый ученик. На каждого участника дается 30 секунд. (2-3 круга)   Во время инструктажа ведущий проводит демонстрацию упражнения с одним из кругов, объясняет технику безопасности и страхует участника, выполняющего роль «Свечи».   Рекомендации к проведению: · Если кто-то из участников откажется побывать в кругу, не стоит наставать · Важно отслеживать ход упражнения следить, чтобы сохранялась ситуация безопасности · Можно использовать музыкальное сопровождение во время проведения упражнения   После завершения упражнения необходимо получить обратную связь от участников. Так как время ограничено, можно предложить отвечать при помощи поднятия рук. Важно чтобы все смогли отреагировать свои ощущения.   Вопросы для обратной связи: · Кому удалось довериться? · Может быть, кому-то было страшно или некомфортно во время упражнения? · Кому понравилось быть в центре круга, чем в кругу? · Кому, наоборот, больше понравилось быть Кругом?   В завершении упражнения необходимо подчеркнуть, что у всех людей разный уровень доверия, кто-то легче доверяет себя другим, кто-то привык все контролировать. Важно, что каждый из участников получил возможность проверить свое доверие в безопасной обстановке занятия.  
Упражнение на доверие 7 мин   (2 мин инструктаж, 5 мин выполнение. По 30 сек. На 1-го участника) Дети сидят в кругу или за партами. На экране отражается слайд с названием занятия «Время доверия».   Ведущий:   - Обращаясь к названию нашего урока, хочу спросить, как вам кажется, что значит «Время доверять»? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Доверие»?   Участники отвечают Ведущий: - На нашем занятии наступило время доверия, и я предлагаю вам сделать упражнение, которое называется «Свеча доверия»   Послушайте, пожалуйста, инструкцию.   Сначала нужно разделиться на 3-4 подгруппы (по 5 -7 человек).   Участники разбиваются на группы проводится упражнение «Свеча доверия»   Теперь каждая подгруппа образует плотный круг, необходимо встать тесно друг к другу.   Участники встают, ведущий проверяет правильность положения в кругах. Далее проводится демонстрация и объяснение техники безопасности.   Ведущий: Для объяснения задания мне нужен помощник, кто смелый?   Кто-то из участников выбирается Каждый из вас, по очереди, будет свечой в центре круга. Нужно стоять прямо на обеих ногах, руки скрестить на груди, в идеале еще закрыть глаза.   Те, кто стоят в кругу, должны занять очень устойчивую позицию: выставить одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, руки сильные, держим их на уровне груди.   Задача свечи расслабиться и упасть спиной на руки одного из участников. А задача каждого в кругу удержать свечу, по очереди принимая ее на свои руки и передавая следующему. Все движения должны быть очень мягкими, не резкими.   На каждого участника дается по 30 секунд, после моего сигнала в круг выходит новый участники, а тот, кто был «Свечой», встает на его место. Очередность может определяться по желанию и готовности детей, либо ведущий может задать правило смены по часовой стрелке.   Демонстрация. Участник «Свеча» падает на руки одного из стоящих в кругу. Тот принимает его и передает вперед следующему участнику круга. Ведущий контролирует выполнение, страхует «Свечу». Далее   Участники выполняют упражнение   Ведущий: -Упражнение закончилось, занимайте, пожалуйста, свои места. У нас не так много времени, поэтому мы не сможем выслушать каждого из вас. Предлагаю следующий выход из ситуации. Я задаю вопрос, если это про вас, вы поднимаете руку.   Кому удалось довериться? Может быть, кому-то было страшно или некомфортно во время упражнения? Кому понравилось быть в центре круга, чем в кругу? Кому, наоборот, больше понравилось быть Кругом?   У всех из нас разный уровень доверия, кто-то легче доверяет себя другим, кто-то привык все контролировать. Действительно довериться не всегда легко, но приятно получить такой опыт в безопасной ситуации. Проектор, экран, презентация занятия «Время доверять» (Приложение № 1, Слайд 1)     Включить релаксационную музыку  
Следующий этап занятия посвящен темам и вопросам, с которыми подростки могут обращаться на Телефон доверия.   Целью данного упражнения является актуализация потенциальных трудных жизненных ситуаций, с которыми, возможно, сталкивались или могут столкнуться участники урока, через знакомство и осмысление историй других людей.   Помимо актуализации, во время упражнения важно дать участникам рекомендации, как вести себя в похожих ситуациях, а именно мотивировать их на обращение за помощью.   Упражнение делится на 2 этапа: 1-й этап - просмотр видеороликов 2-й этап – обсуждение видео в мини -группах, дискуссия   Описание 1-го этапа:   Участникам предлагается посмотреть видеоролики.   Для младших школьников 7-11 лет мы предлагаем к просмотру следующие видеоролики (видеоролики необходимо заранее скачать из Интернета): 1. Цикл «Даже супергероям нужна помощь»: «Рейнджер» https://youtu.be/JZGbwifq4nQ «Принцесса» https://youtu.be/8Hm_waR4_h0 «Воин» https://youtu.be/Z5xzLmsZy7Q «Пиратка» https://youtu.be/hPPu7RXjNLY 2. Видеоролик “Пункт приема детских страхов”: https://www.youtube.com/watch?v=fl-Evx94lvk&feature=youtu.be Эти видеоролики являются социальной рекламой Детского телефона доверия, в них затрагиваются вопросы и ситуации, типичные и узнаваемые детьми этого же возраста. В ролике сняты дети младшего школьного возраста. Для старших школьников предлагаем видеоролики (видеоролики необходимо заранее скачать из Интернета): 1. «Скажи, о чем молчишь»: https://www.youtube.com/watch?v=AwhosYUT3YY 2. «Подростки»: https://cloud.mail.ru/public/aba871542c6e/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/!%20%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8%20(2010).avi 3. «Право на звонок»: https://cloud.mail.ru/public/aba871542c6e/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BD%D0%B0_1_%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA_4%D1%853_1%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD.avi 4. Видеоролик из проекта «Квадрокоптеры» - Тверь https://www.youtube.com/watch?v=2llIDYjQz1o&list=PLRS5X87LNtBLAmwJXo4rgXnqyzQufm0nD&index=3 5. Ви


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: