Музыкально-ритмические движения




Дата: 20.05.2020 (2 часа)

ДО УД «Организация музыкально-исполнительской деятельности»

Практическая работа № 7 «Разучивание и исполнение песенного репертуара для детей средней группы»

Цель: Сформировать у студентов умение самостоятельно разучить произведения по выбору из песенного репертуара «Программы воспитания и обучения в детском саду» для детей младшей группы.на примере репертуарного сборника программы «Ладушки» - авторы - И. Каплунова, И.Новоскольцева; учить анализировать песенный репертуар.

Средства обучения:

  1. Учебники по теории музыкального воспитания.
  2. Учебно-методическое обеспечение (программа, УМК)
  3. Репертуарный сборник программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» для средней группы.
  4. Программа «От рождения до школы».

. Содержание задания:

1.Ознакомиться с материалами Приложения –обратить внимание на песенный репертуар для детей средней группы.

2.Перейти по указанной ссылке:

https://chayca1.narod.ru/noti/noti_sred.html

3. Выбрать удобную студенту для разучивания песню, исполнить ее мелодию на металлофоне, спеть со словами; самостоятельно оценить свою работу в пятибалльной системе, обозначив трудности при выполнении задания.

4. Дать общую характеристику вокальных произведений программы: основное содержание, общий характер, воспитательная ценность; характеристику литературного текста (если таковой имеется):

а) художественная ценность;

б) доступность детскому восприятию;

Ответ на задание 4 грамотно изложить в произвольной форме, используя специальные музыкальные термины, требования к разделу «Пение» программы «От рождения до школы».

За выполнение задания студенты получают две оценки – за разучивание и исполнение песни (самооценка) и за анализ репертуара.

Литература:

  1. Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2016. – 96с.
  2. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.М.: Мозаика-сентез, 2015 г.
  3. От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы.

Критерии оценки:

« отлично » – студент выполнил работу стилистически и орфографически грамотно, соблюдая все требования к оформлению работы; грамотно анализирует песенный репертуар программы для детей средней группы; дает сравнительную характеристику; высказывает свою точку зрения при анализе.

« хорошо » –. студент выполнил работу стилистически и орфографически грамотно, допустив одну неточность в оформлении работы; студент анализирует песенный репертуар программы для детей средней группы; дает сравнительную характеристику, высказывает свою точку зрения.

« удовлетворительно »- студент выполнил работу стилистически и орфографически грамотно, допустив две неточности в оформлении работы; допускает ошибки при анализе песенного репертуара программы для детей средней группы; дает сравнительную характеристику.

« неудовлетворительно » – студент не предоставил работу в указанный срок, испытывает затрудняется в проведении анализа песенного репертуара программы, не выполнил работу.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет четкое
построение.
1. Приветствие
Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь
с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и
активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе,
внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной
игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство
ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная
выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом.
Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей
разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуко-высотного слуха и голоса,
интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в
приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов,
придумывать приветствие самостоятельно.
2. Музыкально-ритмические движения
Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать
свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально
отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел
включено два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и
танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в
дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то
или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность
разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.
3. Развитие чувства ритма. Музицирование
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо.
Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо
выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и
неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется
и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.
Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает
координацию движений, чувство ритма, звуко-высотный слух.
4. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на
развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре
на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть,
расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую
память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно,
эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким,
хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуко-высотный слух и голос, что очень влияет на
развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка
несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга
«Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через
цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный
мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается
ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не
должен видеть название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными
звуками (ы, а-у-у-у-и; ы, а-у-у-е - мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы,
га-гу-гу, гу-гим; гы, га-гу-гу-гем - мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают
звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дети,
придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление,
интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной
деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной
выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже
знакомые упражнения.
5. Слушание музыки
Слушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное
направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры.
Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор
произведений. Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой
музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и
зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные
музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому
музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки,
придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также
видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие
помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения.
Показательно, что один из самых сложных разделов - «Слушание музыки» - является у детей
любимым.
6. Распевание, пение
Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен
доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на
недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные,
веселые несенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни
для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в
нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить
непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь
сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по
ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием
поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты (несколько детей),
припев - все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной
деятельности детей вне занятий.
7. Пляски, игры, хороводы
Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное
сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей - это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.

 

Средняя группа

Музыкально-ритмические движения

Задачи: 1. Ходить друг за другом бодрым шагом.

2. Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения.

3. Выполнять разнообразные движения руками.

4. Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки.

5. Передавать в движении образы (лошадки, медведь).

6. Выполнять прямой галоп.

7. Маршировать в разных направлениях.

8. Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу.

9. Легко прыгать на носочках

10. Спокойно ходить в разных направлениях.

Репертуар:

«Марш». Музыка Е. Тиличеевой «Барабанщик». Музыка Д. Кабалевского Упражнение «Качание рук с лентами». Музыка А. Жилина Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия «Колыбельная». Музыка С. Левидова Упражнение «Прыжки». Музыка Д. Кабалевского «Лошадки». Музыка Л. Банниковой «Марш». Музыка Ф. Шуберта Упражнение «Хлопки в ладоши». Английская народная мелодия Упражнение «Ходьба и бег». Латвийская народная мелодия Упражнение «Кружение парами». Латвийская народная мелодия Упражнение «Шагаем, как медведи». Музыка Е. Каменоградского Упражнение «Хороводный шаг». Русская народная мелодия «Всадники». Музыка В. Витлина Упражнение «Выставление ноги на носочек» Упражнение «Выставление ноги на пятку» Упражнение «Саночки». Музыка А. Филиппенко Упражнение «Выставление ноги на носок и пятку» Упражнение «Хлоп-хлоп». Музыка И. Штрауса Упражнение «Машина». Музыка Т. Попатенко «Зайчики». Музыка Д. Кабалевского Упражнение «Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко Упражнение «Дудочка». Музыка Т. Ломовой Упражнение с флажками. Музыка В. Козырева Упражнение «Марш и бег под барабан» Упражнение «Подскоки». Французская народная мелодия Упражнение «Птички летают». Музыка А. Жилина Развитие чувства ритма.

Музицирование

Задачи: 1. Пропевать долгие и короткие звуки.

2. Правильно называть графические изображения звуков.

3. Отхлопывать ритмические рисунки песенок.

4. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки.

5. Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.

6. Играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой.

7. Играть последовательно.

Репертуар: «Андрей-воробей» «Петушок» «Котя» «Зайчик ты, зайчик» «Лошадка» «Ритмические цепочки» «Где наши ручки» «Летчик» Дидактические таблицы «Сорока» Игра «Узнай инструмент» «Барашеньки» Игра «Веселый оркестр» «Я иду с цветами» Ритмическая игра «Паровоз» «Спой и сыграй свое имя» «Ежик».

Дидактические таблицы «Марш на барабане» «Два кота» «Полька для зайчика» «Играем для лошадки» «Василек» «Самолет» «Марш для летчика»

Пальчиковая гимнастика

Задачи: 1. Укрепление мышц пальцев руки.

2. Развитие чувства ритма.

3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.

4. Развитие памяти и интонационной выразительности.

5. Развитие артикуляционного аппарата.

Репертуар: Повторение упражнений из репертуара младшей группы «Побежали вдоль реки» «Раз, два, три, четыре, пять» «Капуста» «Мы капусту рубим» «Снежок» «Овечка» «Шарик» «Два ежа» «Замок» «Пекарь» «Есть такая палочка»

Слушание музыки

Задачи: 1. Различать жанровую музыку.

2. Узнавать и понимать народную музыку.

3. Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога).

4. Познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер.

5. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор.

Репертуар: «Марш». Из кинофильма «Веселые ребята». Музыка II Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача Русские плясовые мелодии «Полька». Музыка М. Глинки «Грустное настроение». Музыка А. Штейнвиля «Вальс». Музыка Ф. Шуберта «Кот и мышь». Музыка Ф. Рыбицкого «Бегемотик танцует». «Вальс-шутка». Музыка Д. Шостаковича «Немецкий танец». Музыка JI. Бетховена «Два петуха». Музыка С. Разоренова «Смелый наездник». Музыка Р. Шумана «Маша спит». Музыка Г. Фрида «Вальс». Музыка А. Грибоедова «Ежик». Музыка Д. Кабалевского «Полечка». Музыка Д. Кабалевского «Марш солдатиков». Музыка Е. Юцевич «Колыбельная». Музыка В. А. Моцарта. Русский текст С. Свириденко «Шуточка». Музыка В. Селиванова «Папа и мама разговаривают». Музыка И. Арсеева «Марширующие поросята». Музыка П. Берлин

Распевание, пение

Задачи: 1. Передавать в пении характер песни.

2. Петь протяжно, спокойно, естественным голосом.

3. Подыгрывать на музыкальных инструментах.

4. Правильно выполнять дыхательные упражнения.

Репертуар: «Андрей-воробей».

Русская народная песня «Чики-чики-чикалочки».

Русская народная песня «Барабанщик».

Музыка М. Красева. Слова М. Чарной и Н. Найденовой «Кто проснулся рано?».

Музыка Г. Гриневича. Слова С. Прокофьевой «Котик».

Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко «Колыбельная зайчонка».

Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель «Лошадка Зорька».

Музыка Т. Ломовой. Слова М. Ивенсен «Осень».

Музыка А. Филиппенко. Слова А. Шибицкой «Осенние распевки».

Музыка и слова М. Сидоровой «Варись, варись, кашка».

Музыка Е. Туманян. Слова А. Рождественской «Первый снег».

Музыка А. Филиппенко. Слова А. Горина «Веселый Новый год».

Музыка Е. Жарковского. Слова М. Лаписовой «Дед Мороз».

Музыка В. Герчик. Слова Е. Немировского «Елка-елочка».

Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой «Песенка про хомячка».

Музыка и слова J1. Абелян «Саночки».

Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Паровоз».

Музыка Г. Эрнесакса. Слова С. Эрнесакс «Мы запели песенку».

Музыка Р. Рустамова. Слова Л. Мироновой «Воробей».

Музыка В. Герчик. Слова А. Чельцова «Ежик».

Распевка «Новый дом».

Музыка Р. Бойко. Слова Л. Дербенева «Весенняя полька».

Музыка Е. Тиличеевой. Слова В. Викторова «Солнышко».

Распевка «Три синички».

Русская народная песня «Самолет».

Музыка М. Магиденко. Слова С. Баруздина «Летчик».

Музыка Е. Тиличеевой «Зайчик».

Музыка М. Старокадомского. Слова М. Клоковой «Хохлатка».

Музыка А. Филиппенко. Слова неизвестного автора «Веселый жук».

Музыка и слова Р. Котляревского «Баю-баю».

Музыка М. Красева. Слова М. Чарной «Веселый поезд».

Музыка 3. Компанейца. Слова О. Высотской «Заинька».

Музыка Ю. Слонова. Слова И. Черницкой «Конь».

Музыка М. Красева. Слова М. Клоковой «Дождик».

Русская народная песня «Барабан».

Музыка Г. Левкодимова. Слова И. Черницкой «Почтальон».

Музыка А. Самонова. Слова А. Расцветникова «Ехали, ехали».

Музыка М. Иорданского. Слова И. Токмаковой «Елочка».

Музыка и слова Н. Вересокиной «К деткам елочка пришла».

Музыка А. Филиппенко. Слова Я. Чарноцкой «Снежинки».

Польская народная песня «Танец около елки».

Музыка Ю. Слонова. Слова И. Михайловой «Жучок».

Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Мои цыплята».

Музыка Г. Гусейнли. Слова Т. Муталлибова «Две тетери».

Русская народная прибаутка «Наш автобус голубой».

Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волг иной «Мне уже четыре года».

Музыка Ю. Слонова. Слова В. Малкова «Детский сад».

Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Два кота».

Польская народная песня

Игры, пляски, хороводы

Задачи: 1. Изменять движения со сменой частей музыки. 2. Выполнять движения эмоционально. 3. Соблюдать простейшие правила игры. 4. Выполнять солирующие роли. 5. Придумывать простейшие элементы творческой пляски. 6. Правильно выполнять движения, которые показал педагог. Репертуар: «Нам весело». Украинская народная мелодия «Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко «Заинька». Русская народная песня «Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова. Слова А. Пассовой «Ловишки». Музыка И. Гайдна «Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Макшанцевой «Пляска парами». Литовская народная мелодия «Колпачок». Русская народная песня «Хитрый кот». Русская народная прибаутка «Ищи игрушку». Русская народная мелодия «Дети и медведь». Музыка и слова В. Верховинца «Вальс». Музыка Ф. Шуберта «Полька». Музыка И. Штрауса «Зайцы и лиса». Музыка Ю. Рожавской «Танец клоунов». Музыка И. Штрауса «Игра с погремушками». Музыка А. Жилина «Покажи ладошки». Латвийская народная мелодия «Игра с платочком». Русская народная мелодия «Пляска с платочком». Хорватская народная мелодия «Игра с ежиком». Музыка и слова М. Сидоровой «Кто у нас хороший?». Русская народная песня «Веселый танец». Литовская народная мелодия «Жмурки». Музыка Ф. Флотова «Летчики, на аэродром!». Музыка М. Раухвергера «Вот так вот». Белорусская народная песня «Белые гуси». Русская народная песня «Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко «Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко «Как на нашем на лугу». Музыка Л. Бирнова. Слова А. Кузнецовой «Кто у нас хороший?». Русская народная песня «Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской «Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: