Вюрцбургская школа — направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил Кюльпе Освальд (1862 –1915) — немецкий психолог и философ, одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции -мышление и волю. Обучался у Вундта, автор «Очерка психологии» вышедшего в 1893 году, в котором Кюльпе не рассматривал сложные психические функции, но уже через несколько лет он утвердился в мысли, что мыслительные процессы можно исследовать с помощью эксперимента. Вся научная деятельность Кюльпе была посвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология Вундта. Кюльпе предложил метод, который он назвал систематической экспериментальной интроспекцией.
Опыты именно этой школы оказались самыми значительными в исследовании человеческой психики. Самое главное-изменение направленности психологического видения, это изменение инструкции испытуемому, тем самым акцент переносился с эффектов поведения испытуемого на производимые им действия. Испытуемых просили зафиксировать не результат, а сам процесс, описать какие события происходят в их сознании, «в голове» при решении экспериментальной задачи. Результаты интроспекции мыслительных процессов, полученные психологами вюрцбургской школы Кюльпе, подтверждали точку зрения, что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основе этих выводов сложилась теория безобразной, или ненаглядной, мысли: ощущения и образы выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Таким образом, исследования Кюльпе установили наличие несенсорной формы сознания. Именно в этой школе изучение мышления приобрело психологические контуры. Х. Уатт пришел к выводу, что работа сознания совершалась еще до окончания эксперимента, а именно в момент, когда происходило усвоение правил его выполнения. Испытуемые, очевидно, давали подсознанию некие установки или, другими словами, направляли его, чтобы дать наиболее приемлемый, на их взгляд, ответ. Как только правила выполнения задачи были усвоены и определено основное направление, действительная задача стала выполняться без каких-либо усилий со стороны сознания. Эти исследования подтвердили, что скрытая сторона сознания способна каким-то образом контролировать его деятельность. То, что опыт зависит не только от элементов сознания, но и от определяющих тенденций в работе подсознания, доказывало, что подсознание оказывает существенное влияние на поведение человека. Эта идея стала основополагающей в теории психоанализа Зигмунда Фрейда.
|
Важными достижениями вюрцбургской школы считается также введение категории действия как акта, имеющего свою детерминацию, мотив и цель, операционально-аффективную динамику и состав. В данную школу входили: Майер(1867-1933)-предложил классификацию мышления, Нарцисс Ах- показал, что возникновение ассоциаций управляется детерминирующей тенденцией и процесс мышления строится под определенную задачу. Он же создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Выготским(1896 – 1934) и Сахаровым под названием методики «двойной стимуляции». Зельц Отто (1881 – 1944) — немецкий психолог, проводил исследования мышления, в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий „проблемный комплекс“, завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Карл Бюлер (1879-1963), психолог, создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи – это цепь открытий, интеллектуальное развитие детей также считал творческим процессом. Изучая процесс решения задач, он пересматривает связь между ассоциацией и осознанием, заявляя, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность. То есть сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживание», этот процесс мышления не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка. Основой психического развития считал врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. Бюлер выделил три основных стадии психического развития: инстинкт; дрессура (образование условных рефлексов); интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации). В теории игры появилось первое объяснение ее мотивации.
|
Лейпцигская школа
Лейпцигская школа — психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10–x годов ХХ в. и просуществовавшее до середины 30–х годов, которое получило название школы диффузно-комплексных переживании или школы психологии развития, Иногда называется «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской),основателем являлся Феликс Крюгер (1874-1948). Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания, ориентировался на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания, к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность, на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества»понятие родственное «гештальт–качества» в гештальт-психологии, диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, которые дифференцируются в ходе развития. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс–качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50–х годов по исследованию личности А. Веллека, а также в гуманистической психологии Гордона Олпорта. Лейпцигская школа сыграла значительную роль в возникновении и упрочнении целостного подхода в психологии, результаты их исследования очень высоко оценил Л.С.Выготский (1896-1934), отечественный психолог, создатель исторически-культурной концепции развития высших психических функций.
|
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии, в 1910 году и просуществовавшее до середины 30–х годов ХХ века, до установления власти фашизма, когда большинство ее представителей эмигрировали, в другие страны, основателями являются- Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер(1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). К середине 20-х годов движение гештальтистов трансформировалось в мощную научную школу немецкой психологии, центр которой находился в Психологическом институте Берлинского университета. Неудивительно, что туда съезжалось множество студентов из разных стран мира. Институт, занимавший часть бывшего Имперского дворца, имел отличные лаборатории, оборудованные по последнему слову техники. Издаваемый гештальтистами журнал «Психологические исследования» пользовался популярностью и уважением в научном мире, а выполняемые ими исследовательские работы затрагивали самые разнообразные психологические проблемы.
Понятие «гештальт» было введено Кристианом фон Эренфельсом, в статье «О качестве формы» в 1890 году, при исследовании восприятий. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания профессора физики пражского университета Эрнста Маха о восприятии мелодий и геометрических форм. По Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимым элементом, как и элементарное ощущение. Этот факт Эренфельс поверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов. Макс Вертхеймер, учившийся в Праге вместе с Эренфельсом, отмечал, что «важнейший импульс» развитию новых идей придали именно работы Эренфельса.
В 1904 году Макс Вертгеймер защитил докторскую диссертацию в Вюрцбургском университете у Освальда Кюльпе. Вертхеймер произвел сильное впечатление на молодого американского психолога Абрахама Маслоу, который испытывал перед ним такое благоговение, что стал изучать его личные качества и способности. Именно благодаря наблюдениям за Вертхеймером и другими людьми Маслоу впоследствии разработал свою собственную концепцию самоактуализации и способствовал созданию гуманистической школы в психологии.
Курт Коффка изучал психологию под руководством Карла Штумпфа. В 1894 году Штумпф удостоился самого престижного в немецкой психологии звания - профессора Берлинского университета, и стал основателем Берлинской ассоциации детской психологии.
В 1910 году Коффка начал свое длительное и плодотворное сотрудничество с Вертхеймером и Келером в стенах Франкфуртского университета. Эксперимент Вертхеймера, в котором Коффка и Келер играли роль испытуемых субъектов, был посвящен изучению восприятия кажущегося движения предметов - то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертхеймер пользовался термином «впечатление движения». Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20-30 градусов. Наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.
Вертхеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи-феноменом - иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света.
Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». После опытов по восприятию кажущегося движения гештальт-психологи принялись за исследование другого перцептивного явления. Опыт по исследованию константности восприятия позволил им укрепить свои научные позиции. Подобным образом и в случае с константностью яркости или размера, фактические сенсорные элементы могут изменяться, но наше восприятие их останется прежним. В этих примерах, как и в примере кажущегося движения, перцептивный опыт обладает качеством целостности или законченности, которыми не обладают его составляющие.
Перцепция представляет собой целостное понятие - то есть гештальт - и любая попытка разложения ее на отдельные составляющие приводит к ее нарушению. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности - как стремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, - такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор общей судьбы. Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия - преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры - от его окружения - фона. Понятия фигуры и фона - важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона - как структурированная целостность менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами - происходит внезапное «реструктурирование». Понятия фигуры и фона и явление реструктурирования - внезапного усмотрения новых отношений между элементами - распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»).
Влияние изменений, происходящих в физике, особым образом сказалось на развитии психологии. Вольфганг Келер имел хорошую подготовку в области естественных наук. В свое время он учился вместе с Максом Планком, одним из основателей квантовой механики. Келер писал, что именно благодаря влиянию Планка он осознал связь между теорией физических полей и проблемой целостности восприятия в психологии. «Гештальт-психология стала своего рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии». В 1913 году по предложению Прусской Академии наук Келер предпринял путешествие на Канарские острова, расположенные вблизи северо-западного побережья Африки, где на острове Тенерифе начал изучать поведение шимпанзе. Там он написал ставшую в наше время классикой книгу под названием «Интеллект человекообразных обезьян». При проведении экспериментов использовались простейшие приспособления: клетки с редкими прутьями, препятствующими свободному выходу животных наружу, палки, с помощью которых можно было достать удаленные бананы, и ящики, на которые могли забираться обезьяны. В соответствии со взглядами гештальт-психологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблему, посвященную решению задач реструктурирования перцептивного поля. Келер трактовал результаты опытов как доказательство существования инсайта - то есть внезапного постижения или понимания неизвестных ранее взаимосвязей. У Султана (самый умный шимпанзе из имевшихся у Келера), в конце концов, после многочисленных попыток возникала догадка относительно понимания связи между ящиками и подвешенным бананом.[4;308] Для описания этого явления Келер использовал немецкое слово «Einsicht», что соответствовало английскому «insight», которое можно приблизительно перевести как понимание, постижение, проникновение в суть задачи. В других экспериментах, посвященных вопросам самостоятельного, спонтанного понимания проблемы, американский исследователь психологии животных Роберт Иеркс также обнаружил в поведении орангутангов доказательства в пользу существования инсайта, который он называл смысловым научением. Изучение инсайта оказало поддержку гештальтистской молярной или глобальной концепции поведения в ее борьбе с молекулярными или атомистическими взглядами бихевиористов. Эти исследования также укрепили позицию идеи, выдвинутой гештальт-психологами, согласно которой научение включает в себя реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.
Установив, что люди воспринимают целостно организованное явление, а не набор отдельных ощущений, гештальтисты обратились к проблеме исследования перцепции с точки зрения работы механизмов головного мозга. Они попытались разработать теорию об основных нервных коррелятах воспринимаемых гештальтов. Сторонники гештальтпсихологии рассматривали кору головного мозга в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют элементы, являющиеся в данный момент активными. Эта идея резко контрастировала с механистической концепцией, которая сравнивала нервную деятельность с работой телефонного коммутатора, связывающего сенсорные входные сигналы в соответствии с принципами ассоциации. При исследовании кажущегося движения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозга является формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два вида движения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятии также должны протекать одинаково. Другими словами, при объяснении фи-феномена необходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos - одинаковый, morphe - форма), в настоящее время воспринята в химии и биологии. Гештальтисты уподобляли перцепцию карте, в том смысле, что она идентична реальной местности, которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же время карта - надежное руководство по восприятию реального мира. Взгляды Вертхеймера получили дальнейшее развитие у Келера в его книге «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии», вышедшей в 1920 году. В ней Келер высказывает предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности - вследствие электромеханических процессов, возникающих в мозге в ответ на сенсорные импульсы.
После эмиграции в США Келер преподавал в Свартморском колледже в Пенсильвании, написал несколько книг и редактировал журнал «Психологические исследования». В 1956 году он был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской психологической ассоциации, а вскоре после этого был избран ее президентом.
Теория поля: Курт Левин
Курт Левин(1890-1947) родился в Германии в городе Могильно. Образование он получил в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Докторскую диссертацию по психологии защитил у Карла Штумпфа в 1914 году в Берлине, где также изучал математику и физику.
Во время первой мировой войны Левин служил в немецкой армии, был ранен в бою и награжден железным крестом. Впоследствии он вернулся в Берлинский университет и принял такое активное участие в работе группы гештальт-психологов, что стал считаться, наряду с ее основателями, одним из главных авторитетов нового научного направления. Он проводил исследования по проблемам ассоциации и мотивации и начал разрабатывать свою теорию поля, которую изложил в 1929 году в США на международном конгрессе психологов в Йельском университете. Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля, которое получило название годологического пространства. Годологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом, годологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.
Левин высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.
Первая попытка экспериментальной проверки этого предположения была выполнена в 1927 году под руководством Левина его ученицей Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988), которая впоследствии основала отечественную патопсихологию. Суть опыта заключалась в том, что наблюдаемым субъектам давался набор задач, и они получали возможность решить только несколько из них, потому что процесс решения искусственно прерывался, прежде чем они могли выполнить все задание. Перед началом эксперимента Левин предсказывал, что
1) напряженное состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения;
2) когда задание выполнено, напряжение пропадает;
3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти субъекта.
Результаты, полученные Зейгарник, подтвердили предсказания Левина. Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Многие последующие исследования проводились на основе использования этой закономерности, получившей название эффекта Зейгарник.
В 30-х годах Левин начал интересоваться вопросами социальной психологии. Он был первопроходцем в этой неизведанной области, и его достижения дают ему право занять достойное место в истории науки.
Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивидуум и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формируют социальное поле. Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля.
Программы научных экспериментов и результаты исследовательских работ Курта Левина получили даже более высокую оценку психологов, чем его теоретические изыскания. Его вклад в социальную и детскую психологию оказался неоспорим. Многие его идеи и методики проведения экспериментов широко используются при изучении проблем личности и мотивации ее поведения. «Среди иммигрантов-психологов Курт Левин оказался почти что единственным, кто сделал успешную карьеру и одновременно создал школу последователей в Америке».
Заключение
Неоценим вклад в психологию В.Вундта, а также тех, кто подготовил почву для выделения психологии в самостоятельную науку. Представители немецких психологических школ повлияли почти на все отрасли психологии, и многие смежные науки. Как было упомянуто выше, более 160 крупных ученых получили образование в Германии. «Психология народов» Вундта имела огромное значение для психологии, благодаря этому труду произошло разделение психологии на две ветви - экспериментальную и социальную. Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных и экспериментальных методов, в изучение высших психических процессов, превратилось в подлинное научное исследование. Достижения вюрцбургской школы оказались самыми значительными в исследовании человеческой психики, и ознаменовались введением категории действия как акта, имеющего свою детерминацию, мотив и цель, операционально-аффективную динамику и состав, были выделены стадии психического развития. Из гештальт-психологии ряд идей унаследовала гештальт-терапия, одно из самых влиятельных направлений психологии, созданное германско-американским психологом Перлсом Фрицом, ему принадлежит основание двух институтов, первый - Психоаналитический институт в Йоханнесбурге, второй институт основан в 1952 году - Институт гештальт-терапии в США.
Список использованной литературы
1. Ждан А. Н. История психологии: Учебник.- М.: Изд-ва МГУ, 1990.- 367 с.
2. История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. - 2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, Л. II. Ждан.-М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. -364 с.
3. Шульц Д.П., Шульц С.Э.История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.,ил.
4. М.Г.Ярошевский. История психологии. 2-е перераб.изд.- М: Изд-во «Мысль»-1976.-463с.