Тест по итогам первого полугодия




Оставшиеся задания из тетради дети могут выполнять по желанию в свободное время или на каникулах. Учителю следует поощрять желание детей выполнить побольше заданий в тетради самостоятельно.

III ЧЕТВЕРТЬ

Если в школе есть наборы конструкторов, то первые два урока после зимних каникул проводят с конструкторами (см. блок "Работа с конструктором"). Если их нет, то первый урок III четверти строится на материале последнего урока первого полугодия (повторение), а затем сразу переходим к уроку 18 данного полугодия. В этом полугодии используется тетрадь № 2.

УРОК 16

Тема: "Конструирование букв".

Цели: познакомить детей с деталями конструктора и инструментами; научить собирать буквы, ориентируясь на их графическую модель; развивать конструктивные умения.

См. урок 1 раздела "Работа с конструктором".

УРОК 17

Тема: "Конструирование лесенки".

Цели: познакомить детей с простейшими способами соединения деталей (встык с накладкой и внахлест); развивать конструктивное мышление.

См. урок 2 раздела "Работа с конструктором".

УРОК 18

Тема: "Окружность и круг".

Цели: познакомить с понятиями "окружность" и "круг". Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.

Примечание:

На этом уроке дети знакомятся с новым чертежным инструментом – циркулем. Удобнее всего приобрести комплект циркулей для класса, так как дети часто забывают их дома. Поскольку циркули будут нужны постоянно, то их следует приобретать хорошего качества – металлические, с удобным креплением стержня и иглы.
Циркуль можно хранить в папке для работ. Для урока "Наглядная геометрия" надо иметь специальную папку с завязками для хранения работ, рамки, карандаша, резинки, ножниц, бумаги. В дальнейшем сюда добавляют два угольника (45° и 30°) и линейку. Сюда же дети складывают свои поделки (если не дарят их кому-то). Такая папка в конце года представляет для учителя своеобразный итог курса – по качеству и количеству работ можно судить о степени успешности ученика в изучении предмета, об уровне сформированности практических умений и навыков.

Упражнение 1

Материал: рисунок на доске, бумага, циркули, металлическая крышка для консервирования с резинкой.

Способ выполнения: учитель предлагает игру-путешествие в страну Геометрию.

– Сегодня мы снова отправимся в страну Геометрию с нашими старыми знакомыми – Линейкой, Карандашом и Резинкой. Они идут по улице и видят, что жители Геометрии рассматривают на стене одного дома такую картинку:

– Ну, это я знаю, – сказал Карандаш. – Это кривые.
– Красивый рисунок, хороший мастер его делал, – говорит Линейка, – смотри, Карандаш, здесь есть одна кривая удивительной формы: вся такая одинаково плавная, гладкая...
– Про какую кривую говорит Линейка? Каким инструментом можно начертить такую правильную, всю одинаково плавную кривую? (Дети называют циркуль. Если не называют, сюжет знакомит их с этим инструментом.)
– Кто же нарисовал эту замечательную кривую? – спросил Карандаш.
– Это мастер Циркуль, – ответили ему жители Геометрии.
Познакомились наши друзья с Циркулем. Спрашивает Линейка:
– Как вам удается такие плавные линии рисовать?
– А вот так, – говорит Циркуль. – Встаю на острую ножку и кручусь на ней, как балерина. Р-раз!

Учитель берет большой циркуль и быстро рисует на доске окружность.

– О, какая красивая линия! – говорит Карандаш. – Что это?
– Это окружность, – говорит Циркуль. – Линию, которую рисует мой грифель, называют словом окружность. Если вы начертите окружность на бумаге и вырежете ее, то эта линия останется на границе выреза. А то, что останется у вас в руках, называется круг. (Учитель показывает бумажный круг.) Окружность – это граница круга.

Пока Циркуль объяснял Линейке, что такое окружность, Карандаш наклонился и что-то поднял с
тротуара.
– Смотрите! – закричал он. – У меня есть и окружность, и круг.
– И показал всем вот это (учитель показывает детям металлическую крышку для консервирования и вынимает из нее круглую резинку).
– Ребята, что здесь окружность, а что – круг?
– Я знаю, как легко запомнить, чем отличается окружность от круга, – говорит Карандаш. – Резинка, иди сюда, прыгай!
Карандаш подставил Резинке то, что держал в одной руке. Резинка весело прыгнула. Но когда Карандаш предложил ей прыгнуть сквозь предмет в другой руке, Резинка обиделась и сказала:
– Ты что, Карандаш, думаешь, ты один запомнил разницу между окружностью и кругом?
– Сквозь что Резинка прыгнула? (Сквозь окружность. Сквозь круг прыгнуть нельзя: он сплошной.)
– А что вы еще умеете, мастер Циркуль? – спросила Линейка.
– О, я могу многое, – ответил Циркуль, – смотрите!

Учитель показывает несколько красивых орнаментов и аппликаций, выполненных с помощью циркуля. Детям обычно эти рисунки очень нравятся, и они с охотой работают циркулем.

– Ой, как сложно! – говорит Карандаш. – Я, наверное, не смогу так.
– Это совсем не сложно, – говорит мастер Циркуль, – и я ребят этому научу очень быстро. Самое главное – научиться правильно держать меня в руках.

Упражнение 2

Способ выполнения: учитель предлагает детям взять в руки циркуль, рассмотреть его, найти и потрогать пальцем острие, на котором циркуль "крутится", найти "хвостик", подвигать "ноги".

Затем беседа может строиться так:

– Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?

Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.

– Какой ножкой циркуль рисует? (Грифелем.)
– Ноги циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы нарисовать большую окружность, – развести их или сдвинуть ближе?
– Попробуйте нарисовать самую большую окружность, какая поместится на вашем листе.
– А теперь самую маленькую, какая у вас только получится (на том же листе в любом месте, можно внутри большой).

Цель этих упражнений – дать детям возможность почувствовать инструмент в руках, примериться к его "степеням свободы".
Если окружность не получается, лист переворачивают и чертят ее с другой стороны заново. Детям надо сразу дать несколько листов, чтобы они не занимались стиранием неудачных вариантов, а набивали руку, повторяя попытки.
Циркуль – сложный инструмент, им плохо владеют даже третьеклассники. Обучая детей работе с циркулем, учитель обращает внимание на то, как дети держат его в руках (за хвостик, а не за ногу!), учит вращать циркуль, а не лист бумаги вокруг циркуля. На первых порах удобно подкладывать под лист бумаги старую газету, чтобы игла циркуля не соскальзывала.

Упражнение 3

Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.

Задание: дети делают аппликацию "Снеговик" на листе цветной бумаги.

Ведро, метлу, нос, пуговицы, глаза дорисовывают фломастером. Ведро можно вырезать из бумаги. Аппликация крепится к листу клеящим карандашом.

Для индивидуальной работы используют задания 1–5 в тетради № 2. Рисунок задания 5 "Кукла" желательно дорисовывать с циркулем.

Если учитель проводил уроки 16 и 17 с конструктором, то, возможно, эти задания дети уже выполнили.

Задание 5. Нарисуй вторую половину куклы симметрично данной. Используй рамку.

УРОК 19

Тема: "Диаметр круга и его свойства".

Цели: познакомить с понятием "диаметр"; продолжить работу над формированием умения работать с циркулем; развивать конструктивные умения.

Упражнение 1

Материал: циркуль, бумага, ножницы.

Задание: начертите окружность. Вырежьте круг, отметив центр (проколите его грифелем). Согните круг так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Круг разделился на две части. Какие они? (Равные.) Почему вы думаете, что они равные? (Они совмещаются.)

Упражнение 2

Задание: проведите пальцем по линии сгиба. Какая она? (Прямая.) Есть ли у нее начало и конец? (Есть.) Как она называется? (Отрезок.)

– А теперь посмотрите, я построю еще несколько отрезков в этом круге: тоже от края до края круга. Чем отличается первый отрезок от всех?

Учитель делает в своем круге еще несколько сгибов параллельно диаметру:

Если дети предлагают воспользоваться линейкой, учитель должен отклонить этот вариант и предложить воспользоваться циркулем.

– А чем еще интересен этот отрезок? Чем он еще отличается от всех других? (Он проходит через центр.)

Подводя итог проведенной работы, учитель сообщает, что у этого отрезка, который проходит от края круга до другого края через центр, есть свое название – диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный.

Упражнение 3

Задание: можно ли в этом круге провести другой диаметр? Как должен пройти диаметр? (Через центр.) Проведите его сгибанием.

– Возьмите циркуль и сравните длины этих двух диаметров. Какие они? (Равные.)
– Можно ли провести еще один диаметр? Как он должен пройти? Проведите его сгибанием. Сравните их длины.

Дети проводят сгибанием несколько диаметров в круге и с помощью циркуля убеждаются, что они имеют равные длины.
Учитель подводит итог работы:

– Сколько диаметров можно провести в круге? (Сколько угодно.) Какие по длине все диаметры в круге? (Равные.) На какие части диаметр разбивает круг? (На две равные половины.) Эти половины назовем словом полукруг.

Упражнение 4

Материал: образец аппликации, циркуль, ножницы, цветная бумага, клей.

Задание: посмотрите на эту аппликацию. Из каких деталей сделана божья коровка? (Из большого полукруга и маленького круга.)

Ориентируясь на образец, дети делают детали аппликации, причем один ученик чертит циркулем большой круг и делит его пополам – себе и соседу по парте, а второй делает два маленьких круга, используя рамку. Ветка, черные крапинки, усики, ножки и листочки дорисовываются фломастером. Детали крепятся на лист клеящим карандашом.

Упражнение 5

Материал: игра "Сложи круг".

Способ выполнения: урок можно завершить игрой "Сложи круг" (из разных деталей складываем круг). Ее можно проводить фронтально – на фланелеграфе, но полезнее – индивидуально на партах. Для этого учителю надо иметь 15–20 наборов с вариантами сборки (в конвертах). Дети, справившиеся с заданием, меняются конвертами. Детали должны различаться по цвету и быть пронумерованы с обратной стороны (во избежание путаницы).

Для индивидуальной работы используются задания 1–26 в тетради.

УРОК 20

Тема: "Радиус круга и его свойства".

Цели: познакомить с понятием "радиус"; учить работать с циркулем; учить составлять симметричный орнамент в круге.

Упражнение 1

Материал: лист бумаги, циркуль, ножницы.

Задание: начертите окружность. Отложите циркуль, не двигая его ноги. Вырежьте фигуру. Проведите в ней диаметр сгибанием. Чем интересен диаметр? (Он проходит через центр.)

Упражнение 2

Материал: рисунок на доске.

Задание: выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.

– Сколько диаметров можно провести в окружности? (Сколько угодно.) Какие они все по длине? (Равные.)

Упражнение 3

Задание: согните ваш круг по диаметру. Как называется фигура, которую вы получили? (Полукруг.) А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его пальцем. Можно ли назвать треугольником ту фигуру, которую вы получили?

Этот вопрос обычно вызывает оживленное обсуждение: есть три угла, три стороны. Учитель помогает детям осознать тот факт, что этих условий недостаточно, стороны должны быть прямые.

– Проведите пальцем по этой стороне. Какая она? (Прямая.)

– Теперь по этой стороне. Какая она? (Прямая.)

– Теперь по этой стороне. Какая она? (Кривая.)

– Как вы думаете, может ли быть у треугольника кривая сторона? (Нет.) Можно ли назвать эту фигуру треугольником? (Нет.) Верно, у этой фигуры есть свое название – сектор. Сектор – это часть круга. Он похож на треугольник, но одна сторона у него кривая. А теперь посмотрите на рисунок. Какая из этих фигур – сектор, а какая – треугольник?

(Фигуры 3 и 5 – секторы, 2 и 7 – треугольники; остальные фигуры нельзя назвать ни сектором, ни треугольником.)

Обращаем внимание детей на фигуру 4 – она похожа на сектор, но не выпуклая (дети говорят: "Кривая ушла внутрь").
Это упражнение не является обязательным, оно пропедевтическое, то есть не требует заучивания понятий сектор, вогнутость, выпуклость и т. д. Его цель – дать образ треугольника в сравнении. Все эти фигуры похожи на треугольники по признаку "количество сторон и углов".
Выполняя это упражнение, дети учатся анализировать не только количественные характеристики фигуры, но и качественные – форму углов и сторон.

Упражнение 4

Задание: разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называют словом радиус.

– Сколько радиусов на вашем круге? (Четыре.)

Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля. (Все одинаковые.)

Упражнение 5

Задание: можно еще провести в этом круге радиус? (Учитель помогает учащимся провести несколько радиусов на доске.)

Если дети затрудняются с ответом, можно просто предложить: "Соедините центр с этой точкой" (учитель ставит на окружности точку красным мелом).

– Будет ли этот отрезок радиусом?

Дети проверяют размеры нового отрезка, повторяют определение: это отрезок, соединяющий центр круга с его краем. И делают вывод, что это тожерадиус.

Аналогично строится еще несколько радиусов: детей надо подвести к выводу, что радиусов можно провести сколько угодно, как и диаметров, и что длины всех радиусов равны между собой.

Упражнение 6

Задание: найдите на рисунке на доске диаметр круга. Покажите диаметр вашего круга. (Учитель обводит свой диаметр красным мелом).

Упражнение 7

Материал: образцы симметричных орнаментов в круге, рамка, циркуль, ножницы.

Способ выполнения: учитель показывает несколько орнаментов в круге, выполненных с помощью рамки. Первый вариант орнамента дети выполняют в той модели круга, что уже есть у них в руках. Так как в ней проведены две центральные оси, многие дети интуитивно располагают орнамент, ориентируясь на них (располагать образцы на доске следует так, чтобы необходимость проведения центральных осей не сразу бросалась в глаза).

Наблюдая за работой детей, учитель отмечает, кто из них почувствовал принцип составления симметричного орнамента.
На необходимость предварительного проведения центральных осей учитель обращает внимание детей при анализе готовых работ, отмечает, что узор получился красивее (ровнее) у тех, кто это заметил сам. Так как работа с помощью рамки идет быстро, дети успевают выполнить еще один орнамент, составив его самостоятельно. Работу можно закончить дома.

Задания 28–30 используют для индивидуальной работы в тетрадях.

Рассмотри рисунок "Медвежонок". Сколько кружков тебе понадобится? 6 7 8 9
C помощью рамки нарисуй на цветной бумаге маленькие круги. Измерь циркулем радиус большого круга и начерти его на цветной бумаге. Вырежи все детали и наклей на рисунок.

УРОК 21

Тема: "Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей".

Цели: закрепить знания о диаметре и радиусе; познакомить с понятием "точки пересечения окружностей"; учить составлять простой орнамент с помощью циркуля.

Упражнение 1

Материал: рисунок на доске.

Задание: дети могут предлагать разные варианты, в зависимости от этого учитель строит беседу, в результате которой приходят к следующим выводам:

а) если вторую окружность рисовать внутри первой, ее радиус должен быть меньше (рис. 1);

б) если снаружи – радиус любой (рис. 2);

в) окружности, имеющие общий центр и не имеющие общих точек (не пересекающиеся), называются концентрическими (рис. 3).

Если дети начертили концентрические окружности, учитель просто сообщает название; если не начертили – показывает такое расположение окружностей сам.

Упражнение 2

Задание: попробуйте нарисовать вторую окружность так, чтобы у них было две точки пересечения.

Дети чертят вторую окружность и отмечают точки пересечения двух окружностей (рис. 2).

Упражнение 3

Задание: можно ли начертить две окружности так, чтобы у них было три точки пересечения? (Нет.) Одна? (Да.)

Работа выполняется на доске.

Примечание: одной точкой пересечения можно считать точку касания.

Упражнение 4

Материал: образцы орнаментов.

Способ выполнения: учитель показывает простой орнамент и предлагает детям сосчитать, сколько в нем окружностей, где их центры.

Орнамент должен быть выполнен на достаточно большом листе и раскрашен либо акварелью, либо негустой гуашью, чтобы можно было различить основные линии.
Дальше, если класс сильный, учитель либо может предложить детям "расшифровать" орнамент, то есть восстановить порядок его построения на доске, а затем предложить выполнить его самостоятельно, либо объясняет детям, как построен орнамент, и класс строит его вместе с учителем пошаговым методом.

Примечание: орнамент раскрашивают фломастерами или карандашами. Дома можно предложить детям составить орнамент самостоятельно. Некоторые дети очень быстро понимают принципы составления таких орнаментов и выполняют дома красивые композиции.
На следующих уроках можно ориентироваться на работы детей, предлагать остальным самостоятельно расшифровать их или обогатить дополнительными деталями. На с. 25 и 35 тетради есть варианты простых орнаментов, нарисованных с помощью циркуля.

Задания 31–44 используют для индивидуальной работы в тетради.

УРОК 22

Тема: "Симметричные фигуры".

Цели: познакомить с понятием "симметричная фигура" (осесимметричная); научить распознавать эти фигуры и практически проверять их на симметричность.

Упражнение 1

Материал: елочные фонарики из бумаги симметричной структуры.

Способ выполнения: учитель показывает детям игрушку (фонарик), сделанную из трех или четырех кругов разного цвета (круги перегнуты по диаметру и склеены).

Упражнение 2

Материал: рисунок на доске.

Задание: выберите на рисунке геометрические фигуры, из которых можно было бы сделать фонарик по такому же принципу.

Дети выбирают соответствующие фигуры, при этом учитель предлагает им показать рукой линию сгиба. Поскольку из некоторых фигур можно сделать два разных фонарика, все случаи обсуждаются, точкой помечается место, куда приклеивается ниточка.
Учитель должен иметь бумажные модели всех фигур, чтобы дети могли практически проверить верность своей догадки. Например, некоторые дети не сразу понимают, что такое "перегибы" квадрата и равностороннего шестиугольника, и делают фонарики одинаковой формы.

Особенный интерес вызывают прямоугольник и параллелограмм, которые не являются симметричными относительно диагоналей. Здесь обычно дети ошибаются, эти случаи надо проверить практически.
Параллелограмм вообще не является осесимметричной фигурой, а у прямоугольника – две оси симметрии.

Затем учитель стирает с доски все несимметричные фигуры и говорит детям, что те фигуры, которые они выбрали, называют симметричными. Линию, которая делит такую фигуру на две совпадающие при перегибе части, называют осью симметрии. Эта линия делит фигуру так, что при перегибе обе половины совпадают.
Здесь можно привести разные примеры из окружающей жизни: лист дерева, лицо человека, правая и левая руки и т. д.
Учитель показывает несколько орнаментов: в круге, в квадрате – и предлагает детям определить, будут ли они симметричными относительно оси.
– Многие вещи мы считаем красивыми именно потому, что они симметричны, например снежинку. (Учитель показывает несколько снежинок). Такие снежинки мы научимся вырезать, пользуясь свойством симметрии. Приглядитесь к окружающим вас предметам – мы живем в мире симметрии. И человек, и природа стремятся к ней.

Упражнение 3

Материал: цветная бумага, ножницы, циркуль, клей.

Задание: дети делают фонарики круглой и квадратной форм (из трех деталей). Окружности чертят циркулем. Квадраты получают загибанием "от угла" полосы цветной бумаги. Желательно, чтобы каждый сделал два разных фонарика:

Тем, кто справляется с работой быстро, учитель предлагает сделать фонарики из 5–6 деталей, украсить их вырезами или аппликацией.

Примечание: понятие о симметрии дается на ознакомительном уровне. Не следует требовать запоминания терминов. Дети должны получить представление о симметрии, уметь узнавать симметричную фигуру и проверять свойство симметрии практически.

В качестве домашней работы можно использовать задания из тетради № 2 либо предложить детям сделать рисунки дворцов, используя рамку. Дворцы рисуются с соблюдением симметрии правой и левой половин. Дети рассматривают образцы учителя и по аналогии составляют собственные композиции, придумывая им названия ("дворец Гудвина в Изумрудном городе", "дворец феи Фата-Морганы" и т.п.). Это задание можно выполнить на уроке рисования либо в виде аппликации на уроке труда.

Задания 45–49 используют для индивидуальной работы в тетради.

УРОК 23

Тема: "Внутри и снаружи".

Цели: уточнить представления детей о внутренней и внешней частях плоской фигуры; познакомить с термином "граница фигуры".

Упражнение 1

Материал: рамка, нелинованный лист бумаги, карандаши.

Задание: детям предлагаем обвести по рамке круг.

– Поставьте три точки красным карандашом внутри круга.

Проходя по классу, учитель просматривает работы, и после этого задание выполняется на доске (круг заранее начерчен циркулем).

– Поставьте три точки зеленым карандашом снаружи круга.

Упражнение 2

Способ выполнения: посмотрите, где я поставлю точку.

Учитель ставит точку на границе круга.

– Как вы скажете, где я поставила точку: внутри или снаружи?

Обсуждая ответ, дети приходят к выводу, что в данном случае точка не внутри и не снаружи. Учитель помогает им, подсказывая слово граница. Можно напомнить о линии, разделяющей два государства.

Делается вывод: граница круга – окружность.

Примечание: с понятиями "круг" и "окружность" дети к этому времени уже познакомились, умеют работать с циркулем, но на данном уроке целесообразно использовать рамку. Рамка с прорезями в виде геометрических фигур используется для быстрого рисования фигуры нужной формы и ее закрашивания.

Упражнение 3

Задание: закрасьте внутреннюю часть круга красным цветом, внешнюю – зеленым, а границу круга обведите по рамке синим.

Упражнение 4

Материал: рисунок на доске.

Задание: начертите по рамке две окружности так, как у меня. Обведите одну красным карандашом, другую – синим.

– Поставьте красную точку так, чтобы она попала только в красный круг, но не в синий (учитель просматривает работы, затем задание выполняется на доске).
– Теперь поставьте синюю точку так, чтобы она попала только в синий круг, но не в красный.
– Теперь зеленым цветом поставьте точку так, чтобы она оказалась одновременно и в красном круге, и в синем.
– Поставьте еще три точки таким же образом. Где они оказались?

(Это местопересечение двух кругов. Дети показывают его, обводя рукой на доске. Термин пересечение учитель не дает, отмечает, что это место на чертежеобщее для двух кругов.)
Дети закрашивают эту область зеленым, отмечая, что любая точка из этой области попадает одновременно и в красный круг, и в синий.

Упражнение 5

Задание: закрасьте красным то место на чертеже, где все точки попадают только в красный круг, но не в синий. Аналогично – в синий, но не в красный (синим цветом).

Упражнение 6

Задание: повторяются упражнения 4 и 5, используется квадрат (рамка). Когда рисунок полностью раскрашен, учитель задает вопрос:

– Какой формы получилась общая часть двух квадратов (то есть зеленая фигура)?

Упражнение 7

Задание: используя рамку, начертите два квадрата так, чтобы их общая часть имела форму треугольника. Закрасьте эту общую часть.

Упражнение 8

Задание: начертите два квадрата так, чтобы у них была только одна общая сторона. Общую сторону отметьте красным карандашом.

– Начертите два квадрата так, чтобы у них была только одна общая точка. Отметьте эту точку красным карандашом.

Упражнение 9

Материал: счетные палочки.

Задание: сложите из пяти палочек два треугольника. Как они должны быть расположены? (У них общая сторона.) Общую сторону отметьте красной палочкой.

– Сложите из семи палочек три треугольника. Как они должны быть расположены? Можно ли отодвинуть один от другого?

Упражнение 10

Задание: сколько минимально нужно палочек, чтобы сложить три квадрата? Как они должны быть расположены? Можно ли отодвинуть один от другого? Почему нельзя?

Задания 50–52 используют для индивидуальной работы в тетрадях.

Задание 53*. Найди общую часть трех фигур и закрась ее красным цветом.

УРОК 24

Тема: "Замкнутая и незамкнутая".

Цели: Дать детям представление о замкнутости геометрической фигуры; уточнить представление о границе, о внутренней и внешней частях фигуры.

Упражнение 1

Материал: рамка, лист бумаги, карандаши.

Задание: нарисуйте с рамкой:

а) большой круг, внутри круга квадрат;
б) большой квадрат, внутри квадрата треугольник.

– Какая фигура больше: та, что внутри, или та, что снаружи? Какие отношения должны быть между фигурами, чтобы одна поместилась внутри другой? (Одна больше, другая меньше.)

Упражнение 2

Материал: рисунок на доске.

Задание: найдите лишнюю фигуру.

(Лишняя фигура – 4, так как пузырек находится на границе фигуры, а в остальных он находится внутри или снаружи.)

Упражнение 3

Материал: рисунок на доске.

Задание: найдите лишнюю фигуру.

(Лишняя фигура – 5, так как она незамкнутая.)
Чтобы дети правильно поняли данный выбор, можно предложить им такой образ:

– Чтобы вам было легче сделать выбор, представьте, что я посадила внутрь фигуры мышку (птичку и т.п.). Что вы мне скажете теперь? (Из фигуры 5 мышка легко убежит, так как дверца открыта.)

Учитель подсказывает детям, что такие фигуры математики чаще называют незамкнутыми. А такие фигуры, как треугольник, квадрат, круг, – это замкнутые фигуры.

– Будет ли фигура 6 замкнутой? (Да.)

Упражнение 4

Задание: учитель стирает с доски фигуру 5 и снова предлагает выбрать лишнюю среди оставшихся. (Это круг, так как он без углов.)

Упражнение 5

Материал: рисунок на доске.

Задание: учитель предлагает детям другой рисунок:

– Что это за фигуры? (Окружность и спираль.)
– Чем они похожи? (Образованы кривой линией, без углов.)
– Чем отличаются? (Окружность – замкнутая, спираль – незамкнутая.)

Упражнение 6

Материал: циркуль, лист плотной бумаги, ножницы, цветная бумага.

Задание: начертить круг с помощью циркуля на листе плотной бумаги.

– Покажите, где внутренняя часть круга.
– Что является границей круга? Где внешняя часть круга?

Дети вырезают круг.

– Что похоже на круг? (Солнце, озеро, круглое окошко в заледенелом стекле...)

Педагог показывает детям, как сделать весенний букет (цветы в стиле "оригами"). Цветы крепятся на вырезанный круг. Можно прикрепить к листу несколько травинок, получается весенняя лужайка.
Если вырезать круги из цветной бумаги – синей, зеленой и т.п., то можно сделать разные варианты аппликаций: на синей (озеро) – лебеди или кувшинки, на зеленой (лужайка) – тюльпаны, на желтой (цветы) – бабочка и т.п.

Задания 54–59 используют для индивидуальной работы в тетрадях.

IV ЧЕТВЕРТЬ

В IV четверти 5–6 учебных недель. Если в школе есть конструкторы, проводятся уроки 2–3 из темы "Работа с конструктором" (практическая работа по конструированию замкнутых и незамкнутых фигур, а также по изготовлению конструкции на основе многоугольников).

Затем проводится 2–3 урока обобщения и повторения материала, изученного в течение года. Рекомендуется подключать к работе на уроке анализ объемных фигур, задания на распознавание геометрических фигур в геометрических телах, задания на конструирование многогранников из палочек и пластилина, задания вида "Угадай, как стояла" (на соотнесение геометрического тела и его плоского изображения). Если учитель не работает с конструктором, то освободившееся время максимально заполняется заданиями преимущественно этого вида. Конструктивную часть заданий можно частично заменить работой на конструирование из палочек и работой с различными мозаиками. В конце тетради приводится содержание теста на усвоение материала II полугодия. Приводим описания перечисленных выше видов упражнений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: