Классический период развития философской мысли




Тема. Классический период развития Античной философии

 

В классический период античная философия переносит свое внимание с проблем космоса на проблему человека, его разума и души.

Классический период в развитии античной философии представлен философской школой софистов(мудрецов).

Софистика формируется в период наибольшего развития рабовладельческой демократии и ее политической организации в виде независимых городов-республик (полисов). Основу политической жизни в то время составляло полное равенство свободного населения перед законом с правом участия в делах полиса, что требовало определенных знаний по многим видам наук: истории, культуры, экономики, риторики, философии, политики и т.д. Носителями этих знаний стали профессиональные учителя общего образования (просветительства), которые назывались софистами, т.е. мудрыми. Также готовили учеников к политической деятельности.

Софисты первые переориентировали философскую мысль на проблему человека и его сознания. Считали, что истина и моральность не абсолютны, а относительны, и различаются для каждой культуры, для каждого человека, каждой ситуации. Человек должен полагаться только на здравый смысл и ориентироваться только на собственные потребности. Такая позиция привела к формальному манипулированию словами, в словесную игру, в умение обосновать или опровергнуть любую мысль, независимо от ее правильности или ложности.

Школе софистов было свойственно разнообразие взглядов и учений, что влекло за собой много противоречий. Это привело к расколу в их рядах, что повлекло за собой откол от школы многих ее знаменитых учеников.

Софисты считали полисы вершиной политической мудрости. Завоевание Римом Греции привело не только к социально-политическим изменениям, но и к коренным превращениям мировоззренческих принципов. С упадком греческих полисов вместо традиционных связей, которые объединяли граждан, появляется бездушная государственная машина. Бывший полис стал маленьким обломком великой Римской империи, а отдельный гражданин почувствовал свою потерянность среди чужих людей, традиций, обычаев.

 

Классический период развития философской мысли

 

№ п/п Философская школа Философ Суть учения
  Школа софистов (мудрецов) Протагор Тезис «Человек есть мерой всех вещей»
Сократ Своим предназначением в жизни считал поиск истины. Основное внимание уделял проблемам человека, морали, образования, речи, теории аргументации (доведения и опровержения). Признание собственного невежества – начало философствования. Считал себя не «мудрецом», а «философом, любящим мудрость». «Я знаю, что ничего не знаю. Другие не знают даже этого». Центром человеческой природы считал душу. Главная способность души - разум (такая мысль для того времени была новой и необычной). Путь к счастливой жизни начинается с самопознания. «Человек, познай себя сам». Счастливая жизнь – жизнь полная добра. Чтобы творить добрые поступки, человек должен знать природу добра. Люди творят зло не сознательно, а по незнанию того, что есть добром и благом. Достоинства человека зависят от его знаний. Не оставил после себя философских трактатов, т.к. принципиально ничего не писал, считая своей главной задачей научить людей мыслить с помощью дискуссий и бесед. О его взглядах известно из трудов его учеников. В беседах и дискуссиях сформировался собственный философский метод – диалектика- искусство управления знаниями, диалогом, столкновения противоположных точек зрения через умение правильно задавать вопросы. Истина не находится и не возникает непосредственно в голове отдельного человека, а рождается в процессе диалога между людьми, которые вместе ищут истину. Сократовские беседы воспитывали умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, подвергая каждую идею открытому и всестороннему обсуждению. Поиск истины предполагает не только критическое отношение к позиции другого, но и умение подвергать критике собственные мысли. «Жизнь, не проверенная критикой, не стоит того, чтобы ее прожить». Настоящее знание нельзя просто получить или одолжить, это всегда собственное достижение, результат собственных усилий.
Платон Ученик Сократа. Его философия имеет религиозную направленность, вера в бессмертие, в потусторонний мир. Платоновский идеализм: Учение «об идеях». Термин «идея» - форма, образец, первообраз или сущность материальной вещи. Первичным, по-настоящему существующим, реальным миром есть мир вечных и неизменных сущностей, мир «идей». Этот мир – проект, в соответствии с которым оформляется материально-чувственный мир. Именно идеи являются прообразами всех вещей, т.к. порождают их, а материальный мир – лишь бледная копия, тень, невыразительный отпечаток вечных, неизменных, совершенных идей. Сущность всего скрыта от чувственного знания и постигается только разумом. Теория познания. Различал 3 вида знания:догадку, научное знание, мудрость. Настоящее знание есть постижение духовных сущностей. Истину не найдешь где-то снаружи, она добывается из разума. В разуме заложено знание, как собственной природы, так и природы Вселенной. Чтобы человек стал единым целым со Вселенной, нужны моральные и интеллектуальные усилия, очищение души от страстей. Только таким путем человек достигнет мудрости. Учение о человеке основано на общем для античной философии представлении об идентичности (тождественности) человека (микромира, микрокосма) и Космоса (макромира). Но человек существенно отличается от вселенной, т.к. имеет не только тело, но и душу. Человеческая душа имеет 3 составляющих: разумное начало, волевое и чувственное. Человек должен посвятить жизнь заботе о душе, очищению ее от страстей. Страсти кроются в человеческой телесности, поэтому тело – безусловное зло. Выдвинул идею о бессмертии человеческой души. Учение об идеальном, совершенном государстве («Государство» и «Законы») – первая социальная утопия в мировой философии. Принципы проекта идеального государства: 1. по форме государственного устройства это должна быть аристократия, правление «лучших» (более совершенна, чем монархия и демократия); 2. должно быть четкое разделение основных функций и слоев населения (с разумным началом – управляют, волевые – охраняют, остальные – ремесла и земледелие); 3. в каждом слое (группе) населения все должны быть равными, а имущество общим (запрещена частная собственность); 4. верховная власть должна принадлежать закону (закон защищает интересы государства, а на индивида). Частная жизнь человека полностью регламентирована и подчинена интересам государства. Отмена института семьи, полная передача функции воспитания детей государству. Введение цензуры, запрет искусства и религий. Высшая цель такого государства не материальное обогащение, а моральное и духовное совершенствование граждан через развитие науки и философии.
    Аристотель Ученик Платона. Сосредотачивает свое внимание на эмпирическом мире вещей и явлений. «Платон мне друг, но истина дороже». Отрицал самостоятельное существование общих понятий – идей. Считал невозможным пребывание сущности вещей в другом мире, отдельно от самих вещей. Существует только материальный мир. Реальны только сами вещи, которые можно познать эмпирически-опытным, чувственным путем. Именно о реальных вещах люди и создают понятия. Таким образом, отошел от платоновского идеализма. Учение о категориях. Все вещи имеют определенные свойства, универсальные характеристики, которые он назвал категориями. Категории – это абстракции, которые человек выделяет как что-то общее в материально-чувственном мире. Все возможные свойства вещей можно отнести к нескольким видам. Выделяет 10 категорий: субстанции (сущности), качества, количества, отношения, времени, места, состояния, обладания, действия, пассивности. Всякая вещь состоит из материи и формы, которые неразрывно связаны и не существуют отдельно. Материя пассивна, является только возможностью возникновения и развития вещей. Форма – активна, это причина и действующая сила изменений. Сущностью вещи является та форма, которую вещь приняла. Развитие природных явлений – непрерывный процесс оформления материи. Цель человеческой жизни – счастье. Путь к нему в разумной деятельности. Этика Аристотеля – этика добродетельности. Добродетельность или разумная деятельность – это «золотая середина», мера во всем. Добродетельность всегда занимает серединное значение между двумя крайностями. Опирается на чувственный опыт и логику (называют «отцом логики»). Исследовал структуру логического мышления, разработал систематические правила мышления и высказывания, анализ дедукции и индукции, выделил 4 вида причинности материального, формального, действенного и целевого различия материи и формы, необходимости и случайности, потенциального и актуального, общего и частичного определения 10 логических категорий – все это стало основой дальнейшего анализа как науки в европейской философии. Первым сделал попытку обобщения и систематизации всех научных достижений своего времени. Все науки поделил на: 1. теоретические (метафизику – науку о причинах, первооснове всех вещей, физику и математику); 2. практические (этику, политику, экономику); 3. творческие (поэтику, риторику, искусство ремесла). Учение о государстве. Существует основная дилемма – либо власть закона, либо власть людей. Понимая все несовершенство существующих законов, подчеркивал, что «власть закона» лучше, чем власть какой-либо личности. Правление на основе закона не может быть полностью справедливым, но оно – меньшее зло, чем произвол и страсти, свойственные личности «при власти». Эта идея стала фундаментом западноевропейской демократии. Все учение Аристотеля пронизано стремлением найти серединный путь, позицию размышления.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: