Тема. Классический период развития Античной философии
В классический период античная философия переносит свое внимание с проблем космоса на проблему человека, его разума и души.
Классический период в развитии античной философии представлен философской школой софистов(мудрецов).
Софистика формируется в период наибольшего развития рабовладельческой демократии и ее политической организации в виде независимых городов-республик (полисов). Основу политической жизни в то время составляло полное равенство свободного населения перед законом с правом участия в делах полиса, что требовало определенных знаний по многим видам наук: истории, культуры, экономики, риторики, философии, политики и т.д. Носителями этих знаний стали профессиональные учителя общего образования (просветительства), которые назывались софистами, т.е. мудрыми. Также готовили учеников к политической деятельности.
Софисты первые переориентировали философскую мысль на проблему человека и его сознания. Считали, что истина и моральность не абсолютны, а относительны, и различаются для каждой культуры, для каждого человека, каждой ситуации. Человек должен полагаться только на здравый смысл и ориентироваться только на собственные потребности. Такая позиция привела к формальному манипулированию словами, в словесную игру, в умение обосновать или опровергнуть любую мысль, независимо от ее правильности или ложности.
Школе софистов было свойственно разнообразие взглядов и учений, что влекло за собой много противоречий. Это привело к расколу в их рядах, что повлекло за собой откол от школы многих ее знаменитых учеников.
Софисты считали полисы вершиной политической мудрости. Завоевание Римом Греции привело не только к социально-политическим изменениям, но и к коренным превращениям мировоззренческих принципов. С упадком греческих полисов вместо традиционных связей, которые объединяли граждан, появляется бездушная государственная машина. Бывший полис стал маленьким обломком великой Римской империи, а отдельный гражданин почувствовал свою потерянность среди чужих людей, традиций, обычаев.
Классический период развития философской мысли
№ п/п | Философская школа | Философ | Суть учения |
Школа софистов (мудрецов) | Протагор | Тезис «Человек есть мерой всех вещей» | |
Сократ | Своим предназначением в жизни считал поиск истины. Основное внимание уделял проблемам человека, морали, образования, речи, теории аргументации (доведения и опровержения). Признание собственного невежества – начало философствования. Считал себя не «мудрецом», а «философом, любящим мудрость». «Я знаю, что ничего не знаю. Другие не знают даже этого». Центром человеческой природы считал душу. Главная способность души - разум (такая мысль для того времени была новой и необычной). Путь к счастливой жизни начинается с самопознания. «Человек, познай себя сам». Счастливая жизнь – жизнь полная добра. Чтобы творить добрые поступки, человек должен знать природу добра. Люди творят зло не сознательно, а по незнанию того, что есть добром и благом. Достоинства человека зависят от его знаний. Не оставил после себя философских трактатов, т.к. принципиально ничего не писал, считая своей главной задачей научить людей мыслить с помощью дискуссий и бесед. О его взглядах известно из трудов его учеников. В беседах и дискуссиях сформировался собственный философский метод – диалектика- искусство управления знаниями, диалогом, столкновения противоположных точек зрения через умение правильно задавать вопросы. Истина не находится и не возникает непосредственно в голове отдельного человека, а рождается в процессе диалога между людьми, которые вместе ищут истину. Сократовские беседы воспитывали умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, подвергая каждую идею открытому и всестороннему обсуждению. Поиск истины предполагает не только критическое отношение к позиции другого, но и умение подвергать критике собственные мысли. «Жизнь, не проверенная критикой, не стоит того, чтобы ее прожить». Настоящее знание нельзя просто получить или одолжить, это всегда собственное достижение, результат собственных усилий. | ||
Платон | Ученик Сократа. Его философия имеет религиозную направленность, вера в бессмертие, в потусторонний мир. Платоновский идеализм: Учение «об идеях». Термин «идея» - форма, образец, первообраз или сущность материальной вещи. Первичным, по-настоящему существующим, реальным миром есть мир вечных и неизменных сущностей, мир «идей». Этот мир – проект, в соответствии с которым оформляется материально-чувственный мир. Именно идеи являются прообразами всех вещей, т.к. порождают их, а материальный мир – лишь бледная копия, тень, невыразительный отпечаток вечных, неизменных, совершенных идей. Сущность всего скрыта от чувственного знания и постигается только разумом. Теория познания. Различал 3 вида знания:догадку, научное знание, мудрость. Настоящее знание есть постижение духовных сущностей. Истину не найдешь где-то снаружи, она добывается из разума. В разуме заложено знание, как собственной природы, так и природы Вселенной. Чтобы человек стал единым целым со Вселенной, нужны моральные и интеллектуальные усилия, очищение души от страстей. Только таким путем человек достигнет мудрости. Учение о человеке основано на общем для античной философии представлении об идентичности (тождественности) человека (микромира, микрокосма) и Космоса (макромира). Но человек существенно отличается от вселенной, т.к. имеет не только тело, но и душу. Человеческая душа имеет 3 составляющих: разумное начало, волевое и чувственное. Человек должен посвятить жизнь заботе о душе, очищению ее от страстей. Страсти кроются в человеческой телесности, поэтому тело – безусловное зло. Выдвинул идею о бессмертии человеческой души. Учение об идеальном, совершенном государстве («Государство» и «Законы») – первая социальная утопия в мировой философии. Принципы проекта идеального государства: 1. по форме государственного устройства это должна быть аристократия, правление «лучших» (более совершенна, чем монархия и демократия); 2. должно быть четкое разделение основных функций и слоев населения (с разумным началом – управляют, волевые – охраняют, остальные – ремесла и земледелие); 3. в каждом слое (группе) населения все должны быть равными, а имущество общим (запрещена частная собственность); 4. верховная власть должна принадлежать закону (закон защищает интересы государства, а на индивида). Частная жизнь человека полностью регламентирована и подчинена интересам государства. Отмена института семьи, полная передача функции воспитания детей государству. Введение цензуры, запрет искусства и религий. Высшая цель такого государства не материальное обогащение, а моральное и духовное совершенствование граждан через развитие науки и философии. | ||
Аристотель | Ученик Платона. Сосредотачивает свое внимание на эмпирическом мире вещей и явлений. «Платон мне друг, но истина дороже». Отрицал самостоятельное существование общих понятий – идей. Считал невозможным пребывание сущности вещей в другом мире, отдельно от самих вещей. Существует только материальный мир. Реальны только сами вещи, которые можно познать эмпирически-опытным, чувственным путем. Именно о реальных вещах люди и создают понятия. Таким образом, отошел от платоновского идеализма. Учение о категориях. Все вещи имеют определенные свойства, универсальные характеристики, которые он назвал категориями. Категории – это абстракции, которые человек выделяет как что-то общее в материально-чувственном мире. Все возможные свойства вещей можно отнести к нескольким видам. Выделяет 10 категорий: субстанции (сущности), качества, количества, отношения, времени, места, состояния, обладания, действия, пассивности. Всякая вещь состоит из материи и формы, которые неразрывно связаны и не существуют отдельно. Материя пассивна, является только возможностью возникновения и развития вещей. Форма – активна, это причина и действующая сила изменений. Сущностью вещи является та форма, которую вещь приняла. Развитие природных явлений – непрерывный процесс оформления материи. Цель человеческой жизни – счастье. Путь к нему в разумной деятельности. Этика Аристотеля – этика добродетельности. Добродетельность или разумная деятельность – это «золотая середина», мера во всем. Добродетельность всегда занимает серединное значение между двумя крайностями. Опирается на чувственный опыт и логику (называют «отцом логики»). Исследовал структуру логического мышления, разработал систематические правила мышления и высказывания, анализ дедукции и индукции, выделил 4 вида причинности материального, формального, действенного и целевого различия материи и формы, необходимости и случайности, потенциального и актуального, общего и частичного определения 10 логических категорий – все это стало основой дальнейшего анализа как науки в европейской философии. Первым сделал попытку обобщения и систематизации всех научных достижений своего времени. Все науки поделил на: 1. теоретические (метафизику – науку о причинах, первооснове всех вещей, физику и математику); 2. практические (этику, политику, экономику); 3. творческие (поэтику, риторику, искусство ремесла). Учение о государстве. Существует основная дилемма – либо власть закона, либо власть людей. Понимая все несовершенство существующих законов, подчеркивал, что «власть закона» лучше, чем власть какой-либо личности. Правление на основе закона не может быть полностью справедливым, но оно – меньшее зло, чем произвол и страсти, свойственные личности «при власти». Эта идея стала фундаментом западноевропейской демократии. Все учение Аристотеля пронизано стремлением найти серединный путь, позицию размышления. |