Тема экскурсии: Профобразование в период с 18-го века по начало 20-го
Продолжительность: 12 минут
Автор-разработчик: Свойкина Екатерина Александровна
Содержание экскурсии: Рассказ о периодах, изобретениях, учреждениях и личностях, участвующих в процессе развития профессионального образования в России в период с 18-ый по начало 20-го века
Маршрут экскурсии: Макет Полтавы-Витрина школы Навигацких и Математических наук-Скульптура «Пётр-кузнец»-Портрет Марии Федоровны-Витрина с изображениями училищ-Портрет Путилова-Портрет Советкина-Портрет Неболсина и витрина с машинками-Витрина с информацией о Лесневской
Этапы перемещения | Места остановок | Объект показа | Продолжительность | Основное содержание информации | Указание по организации | Методические указания |
Группа стоит у макета Полтавы | Вокруг макета Полтавы | Макет Полтавы | 1 мин. 30 сек. | Начало развитию профобразования было положено Петром Первым. Он сам освоил 14 профессий, учился у лучших мастеров Англии и Голландии. Он понимал, что для развития государства нужны обученные рабочие. Больше всего требовались рабочие для отрасли судостроения, ведь тогда шла Северная война. Важным событием для СПб стало открытие Адмиралтейских верфей 5 ноября 1704 года. Сейчас вы находитесь перед макетом с видеопроекцией закладки корабля «Полтава», одним из крупнейших полноценных линейных кораблей в России, что был построен на Адмиралтейских верфях | Приветствие, знакомство с группой, инструктаж. После вступительной части о начале развития профобразования и представления макета, экскурсовод просит группу встать вокруг него для лучшего обозрения | Использование технических средств (видеопроекция Полтавы); Основной показ; Персонификация (личность Петра); Вопросы-ответы («Как вы думаете, как связан Пётр Первый с профобразованием?»; Когда было построено Адмиралтейство?») |
Макеты Русского Фрегата и Голландского Флейта | 30 сек. | Также в России прижились следующие виды кораблей: это Русский Фрегат и Голландский Флейт. Эти макеты выполнены учащимися училищ | Экскурсовод указывает направо, на витрины, где стоят макеты | Экскурсионная справка | ||
Макет строительства корабля | 30 сек. | Также руками ребят был выполнен и следующий экспонат. Это строительство корабля | Экскурсовод указывает на стеклянную витрину с инсталляцией возле макета Полтавы, уточняет, что более детально можно рассмотреть макет после экскурсии | Экскурсионная справка | ||
Переход от макета Полтавы к витрине, посвященной школе | Вдоль витрины с изображением | Изображение школы Математических и Навигацких наук | 1 мин. | Конечно, на судостроение дело не кончилось, Пётр продолжил развитие профобразования с помощью открытия школ. Перед вами находится изображение школы Математических и Навигацких наук – одно из первых профессиональных учебных заведений. Оно открылось в 1701 году. Школу прославил Леонтий Магницкий – педагог и автор первого русского учебника под названием «Арифметика». Эта книга употреблялась более полувека в школах | Экскурсовод ведет группу от Полтавы к витрине, посвященной истории школы. Показывает иллюстрацию, отображающую школу и копию указа об ее строительстве | Основной показ; Использование технических средств (экраны с информацией о школе); Персонификация (Магницкий) |
Продвижение вдоль по витрине к изображениям Нартова и станка | Изображение Нартова | 30 сек. | Магницкий был не единственным, кто прославил школу. Здесь вы можете увидеть изображения Андрея Константиновича Нартова, который, будучи механиком, трудился на инструментальных дворах школы. Его достижения особо отметил Пётр и даже воздвигнул его в ранг «личного токаря». Но Нартов нам больше интересен, как изобретатель. | Экскурсовод просит пройти группу чуть дальше. Показывает изображение Нартова | Персонификация (Нартов); Новизна материала (Нартов – изобретатель); Иллюстрационный прием | |
Изображение токарного станка | 20 сек. | Под стеклянной витриной вы можете видеть изображение уникального и первого для России токарного станка с ручным суппортом. Им даже был изобретен оригинальный оптический прицел | Экскурсовод указывает на изображение станка под стеклянной витриной | Экскурсионная справка | ||
От прошлой витрины группа переходит прямо к скульптуре | Полукругом перед скульптурой | Скульптура «Пётр-Кузнец» | 1 мин. | Пётр, будучи очень трудолюбивым и умелым, примечал навыки мастеров, поэтому и окружал себя точно такими же умелыми людьми. В честь мастерства Петра могу представить вам статую «Пётр-Кузнец», что была выполнена в 1980 году. На эпохе Петра история профобразования, конечно же, не закончилась. Преемницей его идей стала Екатерина Вторая. При ней также открывались школы и даже училища. Самая главная ее заслуга – это рассмотрение возможности развития женского образования в России. При ней же открывается Смольный Институт Благородных Девиц – первое женское учебное заведение в России | Экскурсовод ведет экскурсантов от витрины к скульптуре | Экскурсионная справка; Характеристика (Пётр-кузнец отражает мастерство и трудолюбие самого царя) |
Направо, к портрету Марии Федоровны | У витрины, над которой висит портрет | Портрет Марии Фёдоровны | 1 мин. | Заинтересовалась данным учебным заведением Мария Федоровна, супруга Павла Первого. К Институту она привлекала множество пожертвований в пользу общества, отдавала в целом множество ресурсов и энергии. Она была назначена начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц, а в дальнейшем носила статус главной начальницы над воспитательными домами. | Экскурсовод указывает на портрет и просит пройти группу ближе к нему | Персонификация (личность Марии Фёдоровны); Новизна материала (Мария Фёдоровна овладела токарным мастерством) |
Таблица шрифта Брайля | 30 сек. | По теме также хочу представить таблицу Брайля. Она предназначена для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям. Что интересно – данное приспособление, в общем-то, не потерпело никаких критических модернизаций. | Экскурсовод показывает на шрифт под стеклянной витриной и уточняет, знает ли группа, что это за приспособление | Вопрос-ответ («Как вы думаете, что это?»); Описание; Экскурсионная справка | ||
На шаг назад к длинной витрине с изображениями училищ | Вокруг витрины с изображениями | Витрина с изображением училищ из различных городов России | 30 сек. | Вот уже подходит 19-ый век, а то и его половина. Во времена правления Александра Второго и Третьего развитие профессионального образование очень поддерживалось. И уже к 1888 году было утверждено положение о промышленных училищах, благодаря которому в разных точках России, а не только в центральных больших города, появились училища | Экскурсовод просит экскурсантов обернуться к длинной витрине | Экскурсионная справка |
К левой части длинной витрины | Витрина с фотографией завода Нобеля | 10 сек. | К тому же в тот период стали появляться и акционерные общества. К примеру, здесь вы можете увидеть изображение нефтяного производства братьев Нобель | Экскурсовод просит обойти длинную витрину для обозрения экранов и информацией и фото | Экскурсионная справка; Использование технических средств (экраны с информацией о производстве) | |
Направо вдоль стены к портрету Путилова | У витрины, над которой висит портрет | Портрет Путилова | 1 мин. | Конец же 19-го века прославился благодаря известным личностям. Одной из них является Николай Иванович Путилов, которого даже называют отцом промышленности. Он образовал Общество Путиловских заводов. К тому же он также осознавал важность профессионального образования, поэтому при одном из своих заводов, который носит сегодня название Кировский, он открывает одно из первых профессиональных учебных заведений в Петербурге | Экскурсовод просит пройти экскурсантов за собой, к портрету | Персонификация (Путилов); Новизна информации (теперь завод носит название Кировский) |
Поворот направо к портрету Советкина | Вдоль витрины, над которой висит портрет | Портрет Советкина | 1 мин. | Еще один видный деятель того времени – Дмитрий Константинович Советкин. Он изобрел Русский Метод – система профессионального обучения, благодаря которой происходит анализ производственного процесса, обучающий разумному расходованию времени и сил. А сам метод заключался в обучении определенным операциям и приемам, из которых складывается работа. Тогда впервые обучение мастерству стало называться преподаванием. Русский метод получил известность по всему миру и даже был удостоен Большой Золотой Медали на выставке в Вене | Экскурсанты оборачиваются от одного портрета к другому | Характеристика (описание Русского метода) |
Обернуться и пройти вперед к большой витрине с машинками | Полукругом перед витриной, над которой висит портрет | Портрет Неболсина | 1 мин. | Со стороны государство также шло содействие развитию профессионального образования. Например, было создано Императорское Русское Техническое Общество, или же РТО. Они помогали при организации школ для рабочих. В связи с этим был создан особый девятый отдел, который как раз ведал техническим и профессиональным образованием. Председателем комиссии стал Александр Григорьевич Неболсин. Именно он выдвигал множество предложений о создании различных типов технических школ для всех категорий рабочего населения | Экскурсанты обходят стеклянную витрину | Персонификация (Неболсин); Экскурсионная справка |
Витрина со швейными машинками Грицнер | 20 сек. | И раз мы тут, то прошу взглянуть вас на машинки фирмы Грицнер. Один из гигантов в швейном производстве того времени | Экскурсовод просит группу обратить внимание на стеклянную витрину с машинками | Экскурсионная справка; Вопрос-ответ («Какую еще известную фирму в производстве машинок вы знаете?») | ||
Обогнуть витрину по левой стороне | Перед витриной с портретом | Портрет Лесневской | 1 мин. | Несмотря на такое продвижение в развитие профессионального образования, совместное обучение женщин и мужчин все так же запрещалось. Да и в целом отношение к женскому обучению было второсортным. До сих пор общество жило множеством стереотипов, к тому же много профессий для женщин было просто недоступно. Но огромный вклад в решение данной проблемы внесла Антонина Болеславовна Лесневская, которая, сдав экзамен в 1898 году, стала первой в России женщиной фармацевтом. Но она мечтала о большем – ей хотелось открыть собственную аптеку, где все операции совершались только женщинами. И вот, 5 июня 1901 года, состоялось торжественное открытие аптеки. Там работали женщины в возрасте от 16 до 26 лет, по 7 часов и в две смены. Уже летом этого же года Лесневская подала просьбу в администрацию города об открытии фармацевтической школы. Не дождавшись ответа, в 1902 году, школа была открыта. Во время Первой Мировой Войны школа получила статус института. Но, к сожалению, революция, как и для многих учреждений, оказалась гибельной для предприятия, поэтому в 1918 году все было закрыто и национализировано. | Экскурсовод ведет группу на противоположную сторону витрины | Основной показ; Комментирование (к женскому образованию все так же несерьезно относились); Персонификация (личность Лесневской) |