I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
Наш сегодняшний урок завершает изучение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», и мы попытаемся провести параллели с другим произведением, написанным спустя столетие. Меняется время, на смену одному правителю приходит другой, а поэтов и писателей волнуют одни и те же вопросы: что такое добро и зло? Свобода душевная и рабство? Какой должна быть жизнь человека? В чем причины трагичности судеб современников? Перед нами - поэма «Цыганы» и рассказ «Макар Чудра». Давайте сопоставим эти, безусловно, разные, но все-таки имеющие что-то общее произведения и попытаемся ответить в конце урока на вопросы:
Почему главные герои так несчастны?
Что такое истинная свобода в понимании А.С.Пушкина?
Работать будем по плану (дан на доске). Записывать его не нужно.
II. Романтизм как направление.
На прошлом уроке мы познакомились с романтизмом. Давайте подробнее поговорим об этом литературном направлении. Какие черты романтизма проявляются в поэме и рассказе?
Перед нами произведения разных жанров. Какой из них позволяет глубже заглянуть в душевный мир героев, повествовать не только о событиях, но и о переживаниях героев?
III. Итак, исключительные личности в исключительных обстоятельствах. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что именно общность темы сближает эти произведения. Давайте проведем деловую игру «Наивный критик» или «Ошибка критика». Девочки попытались попробовать себя в роли литературного критика. Послушаем их мнение и выскажемся о том, насколько верно поняты тема и идея поэмы рассказа.
«Цыганы»
Тема: Трагическая судьба современника, героя индивидуалиста, добровольного скитальца ».
Идея: Не может избавиться от «несвободы жизни» современный человек, желающий свободы только для себя, причина трагичности романтического героя - индивидуалиста таится в нем самом, его представление о свободе граничит с безудержным своеволием.
«Макар Чудра»
Тема: Трагическая история любви двух свободолюбивых, сильных натур - Зобара и Радды.
Идея: Свобода для человека - превыше всего, и если даже любовь восстанет на пути к ней, то свободный человек скорее убьет свою любовь, нежели станет покорным.
Что делает романтический герой с желанной свободой? Достоин ли он ее? Почему?
Во все времена люди считали, что для счастья человек нужна свобода, любовь и родина. Почему свобода и любовь для Зобара оказались несовместимы? (Нет взаимоуважения, мешало желание покорить.)
-В чем должен себя ограничивать свободный человек? Должен ли? Свободный человек должен уважать свободу других людей.
-В чем разница идей? Свобода для Алеко - своеволие, Зобар желает признания и покорности.
IV. Сравнение композиций.
Мы с вами писали последнее сочинение «Рассказ на основе услышанного». Перед нами рассказ цыгана, повествующего быль. Что такое быль?
Анализ композиции «Макара Чудра».
Завязка: появляется в таборе Зобар, первая встреча с Раддой, оба понравились друг другу с первого взгляда, но каждый не хочет этого показывать, стремясь удержать свое превосходство.
Развитие событий: почти нет описания дальнейших событий, прерывистость, напряженность описываемых событий.
Кульминация: Зобар открывает сердце, предлагает Радде стать его женой, оговаривая, что останется свободным, в ответ – удар кнутом, поваливший его на землю, разговор в ночной степи - самый напряженный момент.
Развязка: Зобар убивает Радду и погибает сам, он не покорился гордой девушке, выбрал волю.
Композиция «Цыган» была проанализирована на предыдущих уроках.
-Какой эффект дает отсутствие развития конфликта – от завязки – кульминация?
-Эпизод сцены развертывается в диалогах. Почему? (Чтобы передать драматизм событий.)
-Почему отец Земфиры не убивает Алеко? (Идеализация. Алеко наказан одиночеством.)
V. Трагические судьбы героев. Алеко и Земфира. Радда и Зобар.
Просмотр инсценированного эпизода из поэмы - диалог Алеко и Земфиры, включая песню. Чтение наизусть отрывка из поэмы – монолог Алеко, начало.
Давайте сравним образы героев.
Алеко и Земфира, – какими видим мы героев поэмы?
Выделите главные черты героев.
Алеко.
Черты характера: незаурядный ум, способность к глубоким чувствам, сильная воля, смелость, решительность, образованность, неудовлетворенность окружающим, исполненность передовыми стремлениями своего времени, искренняя и страстная ненависть к рабскому и торгашескому строю современного общества, «послушный раб» страстей, убежденный проповедник свободы, не уважающий свободу других, собственник, жаждет воли лишь для себя, «безнадежный эгоист», добровольный изгнанник, мстительный эгоист, совершающий преступление из-за гордости.
Отражает ли речь Алеко взгляды автора на общественную жизнь? «Нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь,.. это отсутствие общественного мнения, равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циническое презрение к мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние».
В размышлениях о судьбах людей А.С.Пушкин приходит к выводу о том, что люди – продукт обстоятельств и воспитания.
Земфира.
Черты характера: своенравная, любящая степную, цыганскую свободу.
Старик - носитель простоты, мира, правды, справедливый, добрый, истинно вольный, бедный, душевно щедрый и открытый, умеющий прощать, человечный, сострадающий.
Содержание поэзии Пушкин черпал из самых глубин жизни нации, воплощал ее в образах, полных правды. В глазах поэта искусство должно было раскрыть истину жизни, оно должно быть национально, вырастать на родной почве, иметь глубокую связь с поэтическим творчеством народа.
Просмотр второго инсценированного эпизода – диалога Радды и Зобара в ночи.
Зобар.
Черты характера: равнодушный к деньгам, щедрой души, любящий коней, мудрый, грамотный, с характерной образной речью, свободолюбивый. Зобар обладает необыкновенной внешностью, им поневоле восхищаемся, он не променял свободу на любовь, убил свою любовь, чтобы не покориться.
Радда.
Черты характера: умная («кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала»), никогда никого не любила, больше всего дорожит волей, с возлюбленным говорит как с врагом («Все равно одолею», подчинись - и будешь счастлив), требует покорности от мужчины, несгибаемая, умирала улыбаясь.
-Почему все так трагически заканчивается? В чем причина убийств?
-Как вы относитесь к героям?