Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста




Учитель предлагает читать этот же текст, но чуть - чуть медленнее, красиво и выразительно, дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению И.Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что ученик, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две — три недели, чтение ребёнка заметно улучшится.

Приём стимулирования учащихся

В конце урока чтения учитель оставляет 3 — 4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. Применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, хвалить их даже за малейший успех, чтобы не привести детей к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.

Работа с трудными словами и словосочетаниями

А) На всех уроках чтения эта работа обязательна, иначе не устранить «спотыканий», не приобрести навыка уверенного чтения нового текста.

Б) Кроме этого в классе стоит коробочка, в которую дети кладут записанные на карточке слова, значение которых непонятно. Эти слова они слышат от взрослых, по телевизору. Ребёнок приносит то слово, о котором хочет рассказать сам, объясняет его значение. Затем все вместе ученики составляют предложение с этим словом. Такая работа проводится на уроке русского языка.

Фотоглаз

У каждого ребёнка есть своё «поле зрения»: один схватывает взглядом одно слово, другой три, а некоторые - пять — шесть слов. Для расширения «поля чтения» записываем на слайд четыре — пять слов из нового текста и проецируем на экран в течение одной — двух секунд. Постепенно учащиеся научатся быстро прочитывать их и произносить в предложенном порядке.

Вертикальное чтение

Чтение текста, перекрытого вертикальными полосками (2-, З-, 4-я полоски — в зависимости от уровня индивидуального чтения). Этот приём способствует расширению «поля зрения».

Чтение слов из нового текста в виде горки

Яр Ночь Капор Шоссе Чащоба Сохатый Мириады Забурлило Санаторий Сожаление Раздражение Всматривалась Она Свод Класс Сердце Ушанка Суковатая Чинённый Очнувшись Подрумянен Прокладывали Бесхитростный Заинтересовалась Дуб Лишь Глубь Гротик Башлык Запруд Напрямик Дегтярный Раздражение Студенистый Отечественная Перечёркнутые

Под «полем зрения» понимается участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении «поле зрения» очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций: сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется, не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз. Данный приём способствует формированию навыка вертикального чтения текста.

Кто быстрее?

Найти в тексте заданное предложение.

Считаем строки

Формируется понимание при счёте строк. Дети при вертикальном движении глаз считают строки., просматривая каждую строку на один удар метронома.

Чтение — спринт

На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы.

Вертикально — слаломное чтение

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально — слаломно по странице, пытаемся найти существенную информацию.

Буксир

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком — либо слове. Дети должны остановиться на этом месте и, не называя слова, показать его. Учитель выборочно проверяет.

Губы

Это упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения «про себя» и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки. Либо можно за- жать карандаш зубами.

Клин клином вышибают

Наиболее трудноискоренимым во время чтения «про себя» является проговаривание слов в мозгу, т.е. речевом центре. Необходимо записать на кассету ритм метронома. Читать надо под этот ритм и при чтении делать движения. Например, вытянуть левую руку и под каждый удар выпрямлять по одному пальцу, а потом их же и сгибать тоже по одному.

Чтение слов наоборот

Этот приём позволяет тренировать внимание учеников. Когда ребёнок мысленно читает слово задом наперёд, он должен представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Необходимо подчеркнуть, что тренировать способность концентрироваться нужно при помощи мысленного чтения слов задом наперёд.

Игра в прятки

Учитель начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает

Мнимое слово

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Гимнастика для глаз

Вот несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут ежедневно.

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-б раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

З. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-З рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое З-4 раза с интервалом в 1-2 минуты.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1 —2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-З секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: