Банк аргументов для сочинений ЕГЭ из художественной и публицистической литературы




Источник: https://5-ege.ru/argumenty-k-sochineniyu/

Проблема Позиция автора Аргументы  
Проблема души, внутреннего мира по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека.   1 аргумент: если в основе наших поступков лежит доброта, справедливость, стремление помочь ближнему, то мы настроены на позитив в общении. Такое мироощущение надо воспитывать. (Пример: детство, Наташа Ростова). 2 аргумент: Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. (Пример: бабушка, Андрей Болконский и дуб). 3. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
роли искусства в жизни человека искусство воспитывает в нас чувство прекрасного 1 аргумент: человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. (Пример: музыка Чайковского, картины художников). 2 аргумент: произведения русской классики помогают нам понять, как прекрасен может быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты. (Пример: Наташа Ростова). А.И.Куприн «Гранатовый браслет. Музыкальный код «Сонаты №2» Бетховена
взаимосвязи человека и природы. природа – это и храм, и мастерская, и часть нас. 1 аргумент: В.Г.Распутин «Прощание с Матерой» 2 аргумент: сегодня стоит вспомнить о том, что природа – это наш дом, который надо беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами. Чувство любви к природе помогают воспитать в нас произведения русской классики. (Пример: Наташа Ростова). И.С.Тургенев «Запитски охотника»(«Бежин луг», «Бирюк», «Хорь и Калиныч»
Проблема экологии. спасти природу, оставить потомкам цветущую планету, а не выжженную землю – задача каждого из на 1 аргумент: Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» 2 аргумент: В.Г.Распутин «Прощание с Матерой» 3 аргумент: М.А, Булгаков «Собачье сердце»
Проблема доброты. торопитесь делать добро. 1 аргумент: в наши дни люди всё чаще поступают, руководствуясь эгоистическими побуждениями. Равнодушие стало чуть ли не нормой, а в обществе очень многие нуждаются в помощи. Наше бездушие – это оружие в руках зла. Л.Петрушевская «Свой круг»   2 аргумент: доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. (Пример: Наташа Ростова).  
проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции. для чиновников, которые думают только о собственной выгоде, люди с их проблемами, горем не существуют. В современной России с этим злом нужно бороться на государственном уровне 1 аргумент: Н.В.Гоголь «Ревизор»   2 аргумент: прекрасным оружием в борьбе с этими пороками является русская литература. Сатира не оставляет никого равнодушными. Н.В.Гоголь «Мертвые души»   № аргумент: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»(быт московского общества 30-х годов)
Проблема милосердия. наше общество больно равнодушием. Нужно возрождать милосердие. 1аргумент: М.АБулгаков «Мастер и Маргарита»(Маргаврита на балу у Воланда, прощение Фриды)   2 аргумент: уроки милосердия, доброты преподаёт нам русская литература. (Наташа Ростова) 3 аргумент. «Преступление и наказаниие» Соня Мармеладова.  
Проблема роли книг в жизни человека книги – наши надёжные друзья и спутники. 1 аргумент: Л.Н.Толстой «Война и мир» 2 аргумент: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» 3 аргумент: М.А.Шолохов «Тихий Дон» Критерий: отражение эпохи, типы характеров, стилистика речевая(колорит), мощная идея  
Проблема чтения в современном обществе. в России стали меньше читать. Это ведёт к деградации общества. Как спасти поколение?- Вершинными образцами литературы и искусства 1 аргумент: люди сегодня живут в очень напряжённом ритме. Книги всё чаще воспринимаются как отдых, развлечение. Однако такое чтение воздействует отрицательно на эмоциональный мир человека. (Пример: фэнтези, книги-однодневки Донцовой). 2.»Мастер и Маргарита»- «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Каким бы талантливым, образованным человеком ни был, он обречен … И общество таких людей тоже!   3 аргумент: общество утрачивает нравственные ценности. Это ведёт к разобщённости, равнодушию, жестокости. Нужно прививать любовь к чтению русской классики (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).  
Проблема развития и сохранения русского языка. сохранение русского языка – задача каждого из нас. 1 аргумент: «Война и мир» 2. Воспитание А.Блока(Биографический материал) 3.М.А.Булгаков. Неповторимость слова романа «М. и М.»(Полет Маргариты, Лунная дорога, «В белом плаще с красным подбоем…», прощание с Землей Воланда…, Казнь Иешуа)) (сегодня наблюдается засорение русского языка иностранными словами, жаргонной лексикой. Речь молодёжи очень скудная, однообразная. Нужно воспитывать любовь к слову с детства. 4. Чтение «Бескорыстное» по статье Д.С.Лихачева  
проблема культуры речи. сегодня очень важно владеть культурой речи. 1 аргумент: культурная речь – визитная карточка современного человека. Владение ею требуется в любой профессии. А. П. Чехов утверждал: «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере». См. аргументы предыдущей темы  
Проблема развития науки. современная наука шагнула далеко вперёд, надо развивать её. - Тезис: благодаря открытиям науки сегодня побеждены многие болезни, решается вопрос продления жизни человека до нескольких столетий, совершён прорыв в космос. Для того чтобы выйти на мировую арену Россия должна развивать науки (Пример: создание условий для учёных, развитие молодёжи: олимпиады, конкурсы и т. д.) 1 аргумент: сегодня важно, какова моральная основа личности учёного, во благо или зло для человечества совершаются открытия (Пример: профессор Преображенский из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца» 2 аргумент: история жизни физика Ландау, Петра Петровича Капицы(Интернет)    
Проблема развития техники. сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, однако это не всегда является благом для человека. «Гений и злодейство – две вещи несовместные»(Пушкин) Наука и техника тесно связаны с нравственным состоянием души ученого. Главное- наука должна быть «во благо».   «Нобелевские лауреаты» и их заслуга перед человечеством
Проблема образования в наши дни. Задача образования- сформировать в нравственном человеке желание учиться и приносить пользу людям 1 аргумент: Образованность А.Блока, В.Набокова, М.Цветаевой(как воспитаны в семье? Воспоминания Ираклия Луарсабовича Андроникова)   2 аргумент: важно сохранить лучшие достижения русского образования, чтобы не утратить самобытность. Наша страна всегда славилась талантами. (Пример: лауреаты Нобелевской премии 20 века в области литературы: И. А. Бунин, М.А. Шолохов, Б.Пастернак, А. Солженицын).  
Проблема роли дружбы в жизни человека. без настоящих друзей наша жизнь неполноценна Тезис: друг – это наше второе «я», ему мы доверяем самое сокровенное, с ним советуемся. Счастлив тот, у кого есть настоящий друг. 1 аргумент: А.С. Пушкин - В.К. Кюхельбекер, И.Пущин»Мой первый друг, мой друг бесценный…»   2 аргумент: друзья всегда готовы прийти на помощь, спасти. (Пример: дружба А. С. Пушкина с лицеистами. Поэт в стихотворении «19 октября» писал: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…)   3 аргумент: Обломов и Штольц. Желание спасти друга от «обломовщины». Воспитание сына Ильи Ильича Андрюши? Надежда автора на спасительность дружбы и воспитания
проблема роли любви в жизни человека без любви наша жизнь серая, скучная 1аргумент: любовь многогранное чувство. Любовь к родителям и детям, Родине, искусству, природе и т. п.   2 аргумент: любовь – самое возвышенное чувство. Оно стало Музой для искусства. А. С. Пушкин писал: И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. А.Куприн «Гранатовый браслет» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»  
Проблема исторической памяти. невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны. 1 аргументА.Ахматова «Реквием» 2 аргумент; А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» В.Т.Шаламов «Колымские рассказы»  
Проблема памяти Великой Отечественной войны. эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам. 1аргумент: Для современного человека отношение к памяти Великой Отечественной войны становится главным мерилом настоящего русского человека. Для солдат и офицеров Великой войны главными качествами были необыкновенный героизм, стойкость, сила духа и человечность. В самых сложных ситуациях русский солдат оставался Человеком. М.А.Шолохов «Судьба человека»- Андрей Соколов 2 аргумент: сохранить память о Великой Отечественной войне – дело государственной важности. Нельзя забывать о роли нашей страны в победе над фашизмом. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»- Алексей Маресьев
Проблема взаимоотношений поколений. проблема «отцов» и «детей» существовала всегда. В наши дни она основана на противоречиях во взглядах на жизнь. 1аргумент: Во многом проблема поколений надумана, однако есть действительно, разный взгляд на моду, речь, поступки, поведение… Но является ли это определяющим фактором?. Думаю, нет. Есть общие, очень важные точки пересечения разных поколений: это отношение к нашему прошлому, роль народа в Великой Отечественной войне, понимание великого культурного наследия… нашей литературы, искусства, музыки, живописи. А.А. Фет очень точно определил: Целый мир от красоты…» Афанасий Фет Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно,— человечно.   2 аргумент: есть то, что объединяет нас всех – это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»). М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»- одна истина для людей разных поколений(Рассуждения Воланда о «людях прежних»)
Проблема патриотизма. любовь к Родине – часть нашего мировоззрения. Нам не прожить без Отчизны 1 аргумент: патриотизм следует воспитывать с детства. Это любовь к природе, родному краю, изучение истории. Знакомство с памятниками. М.Ю. Лермонтов «Родина» 2 аргумент: в воспитании любви к Родине большая роль принадлежит культуре. Постигая произведения литературы, музыки, живописи, человек начинает понимать, как талантлив народ, гордится этими достижениями. Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир», поэзия Тютчева, Фета, вершинные произведения русской прозы
Проблема русского национального характера. русский национальный характер воплощает такие качества человека, как мужество, стойкость, сила духа, патриотизм, нравственную чистоту… 1 аргумент: я считаю, что лучшие качества русского национального характера всегда спасали страну. Это талантливость, мужество, находчивость, ум, смекалка.(Н. Лесков «Левша») 2 аргумент: Русская литература сконцентрировала лучшие русские качества. Так, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» тонкость переживаний и ощущение красоты мира(Ростовы), необыкновенный патриотизм и героизм(Болконские), постоянные поиски смысла жизни и истины(князь Андрей и Пьер) 3. Гениальность таланта и верность идее творчества(Мастер и сам Булгаков), преданность и верность(Маргарита)… 4..А.Толстой «Русский характер» Егор Дремов  
     
Проблема Интернета Интернет – наш незаменимый помощник и одновременно наш искуситель Нашу жизнь невозможно представить без Интернета. Мы ищем там разнообразную информацию, знакомимся, переписываемся. Интернет сегодня – это часто спасение людей от одиночества, замкнутости… 1 аргумент: Можно печатать свои стихи, откликаться на новинки искусства, новые фильмы, произведения… 2. Интернет может уводить в мир виртуальности, искажает реклама во многом формирует наши потребности, вкусы. Её роль в обществе двояка, Интернет может сформировать зависимость. 3. Интернет – это электронные библиотеки, быстрый доступ к научным публикациям…
Проблема роль рекламы в нашем обществе. реклама во многом формирует наши потребности, вкусы. Её роль в обществе двояка.   1аргумент: реклама – незаменимый помощник в выборе товаров, услуг. Она позволяет ориентироваться в огромном количестве рыночных продуктов.   2 аргумент: реклама формирует общество потребления, вовлекает человека в общество потребления, диктует моду. Это лишает человека индивидуальности..  
Проблема роль веры в жизни человека. без веры человек не может жить. 1аргумент: вера сопровождает нас с детства. Она защищает от опасностей, которые таит жизнь. Начинается с веры во всесилие родителей. Подрастая, человек всегда ищет, во что ему верить. Важно, чтобы в основе его чувства не лежала ненависть к людям. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»- вера во всесилие и победу добра в людях и любви. 2 аргумент: веру в добро, красоту, истину человеческих отношений несёт нам русская классическая литература. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир»)., Кутузов перед Иверской иконой на Бородино  
Проблема роли совести в нашей жизни Совесть – мерило человеческого в человеке. Именно она подсказывает человеку, как поступить, именно она наказывает, если ее голос не услышан вовремя 1аргумент: сегодня люди всё чаще руководствуются эгоистическими мотивами, ради карьеры идут на всё. Это приводит к потери нравственных качеств, к ожесточению. (Лужин, Свидригайлов из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или пример из жизни). 2 аргумент: если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности. (Гринёв из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 3.Л.Н.Толстой «Ошибка Наташи Ростовой  
Проблема нравственного выбора. каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. В основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Выбор человека зависит от его внутреннего состояния нравственности.(морали) 1 аргумент- Толстой «Война и мир»(Пьер Безухов-дуэль с Долоховым, отношение с Элен, отношение с Наташей, Москва- решение убить Наполеона, плен…) 2 аргумент: Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»; 3 аргумент -В.М.Шукшин «Чудик»  
Проблема соотношения цели и средств её осуществления. нельзя идти к цели любыми средствами   1 аргумент: если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу. (Раскольников. «Преступление и наказание»Достоевского).   2 аргумент). М.А.Шолохов «Тихий Дон», Григорий Мелехов, желание счастья с Аксиньей за счет несчастья Натальи и всей семьи. Осознание ошибки происходит позже, когда Наталья умирает
Проблема выбора жизненного пути. от того, какой путь мы выберем в юности, зависит наша дальнейшая жизнь Арг.1 Булгаков «Мастер и Маргарита», выбор своего пути Мастером и Маргаритой.   2 аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которыми обладает человек. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»). (см. тему нравственного выбора)  
Проблема роль информационных технологий в нашей жизни.. сегодня информационные технологии являются ведущими 1 аргумент: информационные технологии определяют все сферы жизни. Они соединяют мир в одно огромное пространство, влияют на наше сознание, образование. (Пример Интернет). 2 аргумент: развитие информационных технологий делает нашу жизнь более совершенной, но в то же время это может стать причиной деградации нравственности, ослабления общественных связей (Пример: перенос виртуальных игр в реальный мир).
Проблема совершенства мира природа вечна и совершенна в отличие от человека 1аргумент: сегодня мы утратили связь с природой. Это привело к дисгармонии в человеческих отношениях. Нужно учиться видеть и понимать совершенство мира, тогда будет гармония и в наших душах и отношениях Арг. 1 М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»., до конца не понятый человек мир. Писатель приоткрывает в романе мир природы как гармонии света и тени, а человека как постоянно растущего в нравственном смысле личности. Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…» Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный мир, В ней есть душа, В ней есть свобода, пантеизм русских поэтов 2 аргумент: Природа как место жизни человека, его, человека, «дом». Следовательно, и относиться к своему «дому» надо уважительно, с любовью и заботой. В.П.Распутин «Прощание с Матерой»
Проблема роль человеческой цивилизации человеческая цивилизация уникальна. Наша задача – беречь её. 1аргумент: за время своего существования мы накопили много ценностей. Это произведение искусства, достижения науки и техники. (Памятники, музеи, литература). 2 аргумент: главная ценность цивилизации – человек. Благодаря талантливым людям и трудолюбию всех существует культура. Развиваются государства. Главное сегодня – это сохранить мир М.А..Булгаков «Бег», Шолохов «Тихий Дон».  
Проблема одиночества   в мире много одиноких людей. 1аргумент: одиночество зависит от многих причин: уход близких, отсутствие семьи, предательство. Конечно, нужно помогать человеку преодолевать одиночество. Печорин – М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»). 2 аргумент: Чехов «Вишневый сад»- одиночество всех героев пьесы: Раневской, Гаева, Лопахина, Ани, Вар, Шарлотты… Булгаков «Мастер и Маргарита»., одиночество Мастера, уход из общества людей в клинику Стравинского из-за внутреннего страха перед самой жизнью
Проблема долга чувство долга, ответственности – важнейшие качества личности 1аргумент: Долг – это борьба в душе между желаемым и необходимым, то есть сталкивается эгоистическое начало человека и общечеловеческое. (власть, корысть, гордыня… - ответственность, совестливость, милосердие) Пушкин. «Капитанская дочка», Шолохов «Судьба человека», Достоевский «Преступление и наказание» 2 аргумент: М.А.Шолохов «Тихий Дон»
Проблема чести честь – это основа морали человека. 1 аргумент: См. консультации к С1 по допуску  
Проблема человеческого достоинства нужно уметь отстаивать своё человеческое достоинство, честь – это внутреннее ощущение себя как личности 1аргумент: Пушкин «Выстрел» (Образ Сильвио) Лермонтов «Герой нашего времени»(Образ Григория Александровича Печорина)   2 аргумент: Достоинство человека- часть формирования личности-«Война и мир», Семья Болконских; семья Ростовых(эпизод с карточным долгом Николая в 40000 рублей). Отец платит долг, закладывая имение
Проблема таланта, гениальности талантливых людей нужно беречь. Именно они служат развитию цивилизации. 1 аргумент: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Критерий – благо человечества. Лауреаты Нобелевской премии 2 аргумент: созданные талантливыми людьми произведения искусства развивают и обогащают духовную жизнь. Это наследство, завещанное потомкам(Литература, живопись) (Любые произведения литературы, искусства…)  
Проблема отношения к животным следует быть гуманными с животными. 1 аргумент Отношение к природе и животным – проверка человека на человечность. (Тема природы, экологии) С. Есенин стихотворение «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»(Боль, одиночество лирический герой доверяет Джиму) В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»- «первый сон Раскольникова»- убийство мужиками лошаденки, топорами, палками… 2 аргумент: французский писатель Сент-Экзюпери утверждал: «Мы в ответе за тех, кого приручаем». М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», Банга;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: