Понятие политического процесса




Политический процесс - одна из центральных и, вместе с тем весьма специфических категорий политической науки. Несмотря на множество различий в определениях политического процесса считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов.

Иначе говоря, политический процесс показывает как граждане, группы и институты власти взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих целей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым, политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому во времени и пространстве.

На основании вышесказанного, политический процесс можно определить как совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти и ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Политические процессы имеют свою структуру, которые мы можем определить как базовые и периферийные. Базовые - это разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством; требования населения к управленческим решениям, формирования политических элит и т.п. Другими словами как население участвует в государственном управлении. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления и т.п.

И базовые и периферийные процессы ориентируются на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая, в свою очередь, делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений.

В противоположность открытому, - скрытый (теневой) процесс базируется на деятельности незарегистрированных политических лидеров, групп, центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, цикличностью. Как правило, пик политической активности населения приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за избранными постепенно ослабляется.

Базовые и периферийные политические процессы протекают в соответствии с изменениями государственного управления. Мы можем назвать три режима их протекания. Первый - это режим функционирования в рамках сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. Для него характерны традиции и преемственность в политической жизни общества. Второй режим - развитие. Он заключается в том, что структуры и механизмы власти быстро и оперативно отзываются на новые социальные требования населения, вся политическая система изменяется на основе применения гибких стратегий и технологий властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан.

Третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. В данном случае политические изменения имеют негативный характер и способствуют распаду режима государственной власти, которая утрачивает способность управлять экономической жизнью и регулировать социальные отношения, теряет стабильность и легитимность.

Характер и содержание политического процесса определяются особенностями данной политической системы и существующим режимом. Каждой системе свойственны свои типы политического процесса. Демократический тип характеризуется участием широких масс в управлении государством и реальной свободой граждан в политической жизни. Тоталитарный тип - предполагает исключение реального политического участия и свободу политического выбора для большинства населения.

Организация политического процесса зависит не только от задач, поставленных политическим руководством и интересами участвующих в нем субъектов. На него влияют многие объективные и субъективные явления: экономические, социальные, идеологические, культурные, психологические. Все это ограничивает поле сознательно организуемых и управляемых действий и отношений. Отсюда и множество непредсказуемых результатов политической деятельности.

По облику своей деятельности можно выделить две модели политического процесса: глобальный и частный. Первый - это совокупные действия субъектов политики, воплощающиеся в формировании, функционировании, изменении и развитии политической системы в целом. Второй - это процессы идеологические, политические, экономические, структурообразующие, правовые, ограниченные рамками отдельных сфер жизни общества. И глобальные и частные политические процессы - это процессы действия власти в качестве инструмента управления и руководства обществом.

Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Опыт принятия политических решений показывает, что несмотря на то, что существуют многочисленные математические модели, социологические и экономические институты, в процессе принятия решений господствуют неформализованные процедуры, зависящие от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей.

Более того, поскольку в обществе, как правило, не существует какой-либо одной группы, способной целиком и полностью контролировать принятие решений, то этот процесс всегда представляет собой компромисс, что, конечно, усиливает роль субъективизма в принятии решений. Поскольку политическая власть реализуется через личное влияние управляющих, то и принятие решений носит характер непредсказуемости и непрогнозируемости.

Принятие решения - сложный процесс и проходит в своей стадии три этапа - подготовительный, собственно принятия решений и реализация принятых решений. На подготовительном этапе выбирают те требования, которые носят политический характер и определяют насущные проблемы жизни граждан. Другими словами, чтобы подготовить решение, необходимо тщательно продумать, что же надо сделать, чтобы оно было выполнено.

Когда на подготовительном этапе определены проблемы, которые необходимо решать, то наступает момент собственно принятия решений. Существуют два основных метода их принятия: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений. При первом методе, решение принимается в соответствии с поставленной целью и составляет как бы идеальный план ее реализации. Однако на практике, чаще всего, используется метод последовательных ограничений, который позволяет сначала реализовать частичные цели поставленной проблемы, стремясь в конце концов решить и всю проблему.

Когда решение принято, наступает этап его реализации. От того, как оно будет выполнено, зависит авторитет руководителей, благополучие граждан и легитимность власти. Существует несколько основных типов реализации политических решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического курса соответствуют определенные методы властного регулирования, характер взаимоотношений властей и населения, информационный режим властвования.

Так, популизм в качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то лозунг, призыв к населению, реализация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху.

Нередко в таких случаях используется лесть ("талантливый, работящий украинский народ способен в короткий срок преодолеть возникшие трудности"), запугивание внешней и внутренней угрозой ("правящие круги - во власти мафии"), необоснованные посулы и обещания ("радикальные реформы быстро приведут к подъему экономики"). Наиболее ярко популизм проявляется при диктаторских режимах, но и в демократических государствах он может выступать составной частью политического курса.

Отличительная черта элитизма - курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с обществом, закрытый характер принятия и осуществления политических решений.

При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это усиливает патриотические настроения и способствует сохранению целостности политического и общественного организмов. Многие десятилетия в Англии сохраняется институт королевской власти и граждане, по крайней мере их большинство, относятся к нему с уважением и считают его необходимым для поддержания стабильности в обществе.

К прямо противоположным результатам приводит радикализм. Социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. После развала СССР в бывших его республиках стали проводиться радикальные изменения с целью как можно быстрее сформировать демократические институты власти, что привело к резкому падению ее авторитета, безответственности чиновничьего аппарата и глубокому кризису в обществе, на ликвидацию которого понадобится много лет.

В отличие от радикализма, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы, права и свободы граждан. Демократизм культивирует атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и политическим руководством, добивается доверия людей, желания сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения.

Важным элементом политического процесса является политический протест, который представляет собой разновидность негативной реакции человека или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов.

Как правило, политический протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти. Его наиболее распространенным источником является слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими целями режима, психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее, беспредел в разгуле преступности, падение доходов населения и увеличение налогов и выплат.

В зависимости от причин вызвавших протест, граждане могут добиваться своих целей либо путем корректировки правительственного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившейся политической системы и режима правления, либо требуя замены существующей системы власти. К первым можно отнести разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, возражающих против того или иного решения правительства, отдельные акты гражданского неповиновения.

В качестве вторых форм политического протеста могут рассматриваться запрещенные властями антиконституционные демонстрации и шествия, деятельность незарегистрированных политических партий и движений, политический терроризм, а также самые разрушительные для общества формы политического участия - революции. Стремясь предотвратить подобные действия, государства определяют пути совершенствования конституционных основ политического строя, но в то же время формируют структуры и механизмы, пресекающие несанкционированные формы политического протеста населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: