по дисциплине «Речевые практики »
для студентов 1-го курса БЖФК-11, 29 чел., ИФКи, ФКДО-11, 1 к., ИФКиС.
2019 г. 1 семестр
Цель написания доклада или реферата – контроль самостоятельной работы студентов. Текст должен быть содержательным, информативным за счет опоры на уже имеющиеся публикации. Реферат должен содержать 10-15-20 страниц. Шрифт Times New Roman (14); 1,5 интервал. Должны быть содержание и список литературы. Обязательно должна быть презентация | |||
№ | ТЕМА РЕФЕРАТА | Фамилия студента | Группа |
1. | Понятие риторики. Риторика общая и частная. | ||
2. | Причины возникновения и развития риторики в античном обществе. | ||
3. | Соотношение в речи науки и искусства. | ||
4. | Софисты - создатели античной риторики | ||
5. | Риторика — наука или искусство? | ||
6. | Риторика как норма гуманитарной культуры. | ||
7. | Древнегреческая риторика. | ||
8. | Выдающиеся ораторы Древней Греции. | ||
9. | Сократ как критик софистов. | ||
10. | Исократ – основатель риторической школы в Афинах. | ||
11. | Риторика в Афинах | ||
12. | Выдающиеся ораторы Рима. | ||
13. | Древнеримская риторика и ее значение для развития ораторского искусства. | ||
14. | Демосфен – жизнь оратора. | ||
15. | Цицерон – древнеримский оратор. Цицерон как символ оратора. | ||
16. | «Риторика» Аристотеля. Краткая характеристика. | ||
17. | Классификация риторических речей в произведениях Аристотеля. | ||
18. | Квинтилиан и его труд «Оратор». Основные особенности риторики Квинтилиана. | ||
19. | Методика обучения ораторской речи Квинтилина | ||
20. | Развитие содержание монолога (в риторике Аристотеля) | ||
21. | Труды по красноречию Цицерона. | ||
22. | Горгий и Сократ: учитель и ученик. | ||
23. | Пять частей классического риторического канона. | ||
24. А | Античный р торический идеал | ||
25. | Античное и современное представление о стилях. | ||
26. | Классический риторический канон. Золотое сечение как принцип пространственно-временных пропорций. | ||
27. | Речевая культура в Древнем Китае | ||
28. | Речевая культура в Древней Индии | ||
29. | Отношение отцов церкви к риторике (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). | ||
30. | Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов. | ||
31. | Характерные черты древнерусского и российского красноречия в прошлом. | ||
32. | Риторика в России XX века. | ||
33. | Российская риторическая культура в конце XX и начале XIX века. | ||
34. | М. В. Ломоносов и античная традиция. | ||
35. | Ломоносов – «отец российского красноречия». | ||
36. | Вл. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». | ||
37. | Риторика и гомилетика. | ||
38. | Гомилетика – церковное красноречие. | ||
39. | Риторика в Горном институте: Рижский и его «Опыт риторики» | ||
40. | Мастера академического красноречия (Грановский, Менделеев, Мечников, Ферсман, Вернадский) | ||
41. | Мастера судебного красноречия (Кони, Пороховщиков, Плевако). | ||
42. | Парламентарское красноречие в дореволюционной России (П.А. Столыпин, П.Н. Милюков, С.Ю. Витте). | ||
43. | Основные задачи неориторики. Рост речевого фактора в современной лингвистике и в развитии общества. | ||
44. | Риторика и неориторика: понятия и основные задачи. | ||
45. | Неориторика – традиции и новаторство. | ||
46. | Эристика, диалектика, софистика | ||
47. | Законы речи и правила риторики | ||
48. | Причины возрождения риторики в 20 веке. Риторика США и Японии. | ||
49. | Культура речи сквозь призму риторики. | ||
50. | Культура речи и современная риторика. | ||
51. | СМИ и их роль в жизни общества. | ||
52. | Язык молодежи. | ||
53. | Выразительность речи. Соотношение эмоциональных и рациональных средств. | ||
54. | Ораторское искусство становление и развитие | ||
55. | Отношение ораторской речи к функциональным стилям языка. | ||
56. | Роды и виды красноречия. | ||
57. | Этапы подготовки публичного выступления. | ||
58. | Виды планов на разных этапах подготовки речи | ||
59. | Роль иллюстративного и доказательного материала при подготовке и произнесении публичной речи. | ||
60. | Структура публичного выступления. Когезия, ретроспекция, проспекция. | ||
61. | Запоминание и произнесение речи | ||
62. | Методы изложения материала. | ||
63. | Средства усиления выразительности публичной речи. | ||
64. | Психологические особенности ораторской речи. | ||
65. | Связь композиции ораторской речи с психологией восприятия. | ||
66. | Оратор и аудитория. | ||
67. | Принципы анализа аудитории | ||
68. | Восприятие оратора аудиторией | ||
69. | Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории. | ||
70. | Логика в публичном выступлении. | ||
71. | Академическое красноречие. | ||
72. | Социально-политическое красноречие. | ||
73. | Изобразительно-выразительные средства языка в публичном выступлении. | ||
74. | Тип речи "описание": понятие, структура, способы организации. | ||
75. | Тип речи "повествование": понятие, структура, способы организации. | ||
76. | Тип речи "рассуждение": понятие прямой и обратной хрии, структура, условия использования. | ||
77. | Метафора и ее значение в речи как стилистической фигуры. Метонимия и синекдоха как тропы. | ||
78. | Ирония, парадокс, сравнение, эпитет как риторические средства. | ||
79. | Гипербола, литота, аллегория как риторические средства. | ||
80. | Риторические фигуры: антитеза, градация, повтор. Виды повторов. | ||
81. | Принципы построения информационной речи. | ||
82. | Правила убеждающего речевого поведения. | ||
83. | Риторическое поведение в деловых беседах различных видов. | ||
84. | Деловая риторика | ||
85. | Ведение деловой беседы | ||
86. | Виды делового общения. Деловая этика. | ||
87. | Искусство приказывать, просить и отказывать (По: Н. Абрамов. Дар слова. Вып. 2. Искусство разговаривать и спорить. 1901 г.) | ||
88. | Импровизация и экспромт. | ||
89. | Классификация споров. | ||
90. | Основные формально-логические законы спора. | ||
91. | Политические споры. | ||
92. | Культура спора. | ||
93. | Правила организация продуктивной дискуссии: ее участники, этапы развития. | ||
94. | Полемические приемы и уловки. | ||
95. | Аристотель о софистических уловках в трактате “О софистических опровержениях”. | ||
96. | Кодекс аргументатора. | ||
97. | Этикет ораторской речи. | ||
98. | Агональная риторика. | ||
99. | Лингвистические основания агональной коммуникации. | ||
100. | Софистика. Приемы софистического дискурса. | ||
101. | Техника речи. | ||
102. | Специфика речевого поведения выступающего в СМИ. | ||
103. | Критерии оценки устного выступления. | ||
104. | Индивидуальные речевые типы. | ||
105. | Типичные ошибки в аргументационной деятельности. | ||
106. | Эпидейктика как вид красноречия. | ||
107. | Типология публичных выступлений в зависимости от их цели. | ||
108. | Языковые особенности публичной речи. | ||
109. | Знания, умения и навыки оратора. Повседневная подготовка к публичному выступлению. | ||
110. | Тактика написания и произнесения речи. | ||
111. | Структура публичной речи (введение, основная часть, заключение). Риторический эскиз публичного выступления. | ||
112. | Особенности публичной речи. Речь перед толпой и коллективом. | ||
113. | Обаяние оратора. Речевые нагрузки современного горожанина и проблема эффективности общения. | ||
114. | Словесные штампы: экономия сил или речевой мусор. | ||
115. | Различие русской и американской речевых культур. | ||
116. | Японская теория языкового существования. | ||
117. | Парламентская культура современных ораторов. | ||
118. | Образ и личность оратора. Образ современного политического оратора. | ||
119. | Риторические рекомендации к ведению профессионального диалога. | ||
120. | Структура публичной речи (введение, основная часть, заключение). Риторический эскиз публичного выступления. | ||
121. | Стили речи. | ||
122. | Принципы составления речи. | ||
123. | Речевой этикет и риторика. | ||
124. | Роль композиции в искусстве построения речи. | ||
125. | Ораторское искусство. Типы ораторов | ||
126. | Вступление в речи. Типы вступлений. Концовка речи. Ее функция. | ||
127. | Тацит «Об ораторах « | ||
128. | Поль Л. Сопер об основах искусства речи (Главная функция речи — общение. Публичная речь в основном похожа на обычную беседу. Красноречие требует подготовки) | ||
129. | Поль Л. Сопер о подготовка речи | ||
130. | Внешний облик оратора. Голос. Произношение и артикуляция | ||
131. | Роль голоса и артикуляции в искусстве оратора. | ||
132. | Контакт с аудиторией. | ||
133. | Этика и эстетика ораторского выступления | ||
134. | Речевая структура общества. | ||
135. | Нравственность речи. | ||
136. | Устная речь – звуковой портрет говорящего. | ||
137. | Совершенствование навыков слушания. | ||
138. | Теория диалога, его структура, роль в обществе. | ||
139. | Монолог, понятия и формы. | ||
140. | Искусство полемики и дискуссии. | ||
141. | Непродуктивные модели беседы и способы их избежать. | ||
142. | Техника аргументации, эристика, диалектика, софистика. | ||
143. | Приемы установления контакта оратора с аудиторией. | ||
144. | Приемы привлечения и удержания внимания аудитории в ходе публичного выступления. | ||
145. | Ораторские приемы эффективности публичного выступления и уловки в речи. | ||
146. | Роль логики, ее законов и категорий в риторике. | ||
147. | Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления. | ||
148. | Психологические особенности различной аудитории и их учет оратором. | ||
149. | Психологические особенности детской и молодежной аудитории и их учет оратором. | ||
150. | Психологические особенности разновозрастной «взрослой» аудитории и их учет оратором. | ||
151. | Психологическая и физическая подготовка к выступлению. | ||
152. | А. Ф. Кони. Советы лекторам (1920-е гг.) | ||
153. | Вербальный имидж оратора и его составляющие. | ||
154. | Обратная связь в публичном выступлении. | ||
155. | Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления. | ||
156. | Риторический портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков и т.д., по выбору студента). | ||
157. | Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. | ||
158. | Особенности развлекательной речи. | ||
159. | Особенности информационной речи. | ||
160. | Особенности агитационной речи. Доводы агитационной речи. План агитационной речи | ||
161. | Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении. | ||
162. | Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи. | ||
163. | Экспрессия в общении. | ||
164. | Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи. | ||
165. | Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении | ||
166. | Развитие речевых возможностей. | ||
167. | Проблема риторической интуиции. |