Конспект занятия
Цель: Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов
Задачи:
Образовательные:
1. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых
2. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы
Развивающие:
1. Развивать словарь детей, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сморчок, сыроежка, рыжик, груздь, опенок - опята, масленок – маслята
2. Обучать детей разным приемам словообразования на примерах названий грибов
3. Учить понимать образный смысл загадок, придумывать загадки о грибах
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе
2. Формировать умение грамотно излагать свое мнение
3. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе
Структура занятия Методы и приёмы | Продолжительность части | Содержание занятия | Планируемые результаты |
Вводная часть Организация детей. Установка на предстоящую деятельность. Создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент. | 2 мин | Дети становятся в круг. Воспитатель знакомит с гостем – Мишкой – Топтыжкой. Мишка проводит зарядку: Мишка: - Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте) - Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте) Мишка: - Здравствуйте, гости! Гости: Здравствуйте! Солнышко, здравствуй! (руки поднимаем вверх) Здравствуй! Здравствуй! (машем руками над головой) Хорошо под солнышком мы растём (руки вверх, тянемся на носочках) Здоровей становимся с каждым днём! (руки к плечам, в стороны, вниз).Далее воспитатель приглашает детей в царство, но чтобы понять что это за царство нужно отгадать загадку. Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. (Гриб) | Желает взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Проявляет познавательную, двигательную активность. |
Основная часть Создание условий для разнообразной познавательной и развивающей деятельности детей. Наглядно-практический метод: упражнение Активизация имеющихся знаний у детей Активизация двигательной активности детей для снятия статистического напряжения, утомления Словесный метод в форме дидактической игры Создание проблемной ситуации, требующей поиска ответа на главный вопрос занятия. Решение проблемной ситуации. Получение результата. Заключительная часть Подведение итогов деятельности. Поощрение детей. | 22 мин 2 мин | Воспитатель сообщает, что в царстве грибов растут грибы-это растения ни похожие ни на деревья, ни на кустарники. Вместо корней у грибов грибница, которая находится под землей и похожа на тонкие, белые волокна. Грибница развивается в земле не один год. Если срезать гриб аккуратно, не повреждая грибницу, то на этом месте на следующий год вырастет еще один грибок. Если же грибы не срезать ножом, а вырывать их из земли вместе с грибницей, то на этом месте грибы появятся не скоро. Теплые летние дожди называют грибными, после них в лесу появляется много грибов. Одни грибы можно употреблять в пищу: их варят, жарят, солят, маринуют – эти грибы называются съедобными. Другие нельзя употреблять в пищу – их называют несъедобными, ядовитыми. Для того что бы легче было искать грибы необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.
Подберезовик – под березой, подосиновик – под осиной. Опята растут на пне.
Название гриба нередко рассказывает как он выглядит: рыжеватый гриб - рыжик, гриб с черной шляпкой – чернушкой. Гриб с волнистой шляпкой – волнушка. В каждом названии есть какая - то тайна.
Нужно помнить: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их следует очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножиком, что бы не повредить грибницу. А не знакомые – лучше не брать.
Далее воспитатель сообщает детям, что мы вместе с Топтыжкой отправимся в путешествие по царству грибов.
Задание №1 «Сосновый бор»
В сосновом бору встречается чаще всего гриб-боровик. Боровиками называют белые грибы, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут белые грибы на виду, не от кого не прячутся, ведь они самые главные грибы в лесу. Растут они семьями, если нашли гриб, ищите еще.
Показываются слайды с изображением подосиновиков.
Задание №2 «Осиновая роща»
Воспитатель рассказывает детям, что в этой роще растут подосиновики.
Показываются слайды с изображением подосиновиков.
Задание №3 «Березовая роща»
Вон там растут березки, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? (подберезовики).
Посмотрите, какие стройные, изящные под стать белоствольным березкам. А что это за дружная семейка в траве?
Желтые сестрички - их зовут лисички.
Желтый гриб – лисичка. Такой веселый. Такой аккуратный. Будто крошечный лисенок.
Динамическая пауза
Выполнение упражнений «Веселые грибочки» под музыку.
Задание №5
Идем дальше по дорожке.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных, Собирай, не мешкай –
Это… (сыроежки).
- Посмотрите: шляпки сыроежек могут быть разной окраски. Растут они в самых разных местах. Воспитатель показывает картинку и спрашивает детей- что это за чудо-пень?
Он весь усыпан грибами. Это опята и растут они большими семьями, если вам повезет, то вы стразу можете набрать целую корзину.
Интересно, а какие грибы мы еще встретим здесь?
В сосновых и еловых лесах растут маслята. В дождливую погоду шляпка становится скользкой, маслянистой, поэтому гриб называется масленок.
Задание №6 Беседа «Какие грибы вы встречали?»
Вы ели грибы дома?
Какие блюда вам готовила мама?
Как на зиму заготавливают ваши бабушки грибы? (Маринуют, солят, сушат)
- Много грибов мы нашли. А давайте заглянем в корзину Топтыжки.
Задание №7 Игра «Съедобные- несъедобные»
Двое детей подходят к картинкам с съедобными и несъедобными грибами. Задача детей расположить грибы на 2 группы и сказать как они называются.
Задание №8 «Загадки о грибах»
Воспитатель предлагает ребятам присесть отдохнуть, да отгадать загадки, которые приготовил Топтыжка.
Далее Мишка-Топтыжка говорит, что не только знает загадки, но еще и частушки и предлагает детям послушать и поучить вместе с ним.
Музыкальная пауза «Частушки о грибах»
1. Я пойду поутру
В травяных низинах,
Сыроежек наберу
Полную корзину.
2. Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир.
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир
Воспитатель подводит итог: грибы, ребята, удивительные организмы. Но кроме тех грибов, о которых я вам рассказала, есть еще и другие. Я думаю, вы хорошо знаете дрожжи. Ваши мамы добавляют дрожжи в тесто для блинов и пирогов. Так вот, дрожжи, особый вид грибов. А еще есть плесневые грибы, которые дают нам очень ценные лекарства – антибиотики. А еще есть совершенно особые грибы, которые растут на деревьях – трутовики.
Задание №9 «Конкурс эрудитов»
| Проявляет инициативу, любознательность. Учится слушать, анализировать Обогатился словарь. Проявляет интерес к смысловой стороне высказывания Способен действовать в соответствии со своими имеющимися знаниями. Умеет принимать решение, проявлять инициативу, прислушиваться к мнению сверстников. Умеет высказываться на основе личного опыта Умеет применять раннее полученные знания. Умеет сотрудничать со сверстниками Способен радоваться полученным результатам, видеть свою причастность к полученным результатам. Рефлексия. |
Загадки «Грибы»
1. Многочисленное войско
Собирает старый пень:
Тонконогие ребята
Подрастают каждый день!
По траве войска идут, грибники их тут найдут.
Лишь наклонишься немножко,
2. Поглядишь – полно лукошко! (Опята)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
3. Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной
Никуда не годный. (Мухомор)
4. Нет грибов дружней чем эти –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Эти дружные ребята называются …(опята)
5. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые …(лисички)
6. И изящна, и стройна,
Белокожа и модна,
Но ужасно ядовита.
Никогда её не рви ты. (Бледная поганка)