МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТУСУР.
КАФЕДРА: СУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФИЛОСОФИЯ.
ТЕМА №1
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ГР.
ПРОВЕРИЛ ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ.
ЭТАПЫИ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БУДДИЗМА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Ознакомимся с основными идеями философии Древней Индии. Узнаем в чем кроется
привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем то прошлым и забытым, но и живут, и распространяются далеко за пределы Индии и по сей день.
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир, живую и неживую природу,
космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду
человеческого существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепен-
но выделяя себя из нее. Именно вследствии того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем философствовать,
т. е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
ЭТАПЫИ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально «ведение», «знание»), возникших, по - видимому, между вторым и первым
тысячелетиями до н. э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников
человечества. Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, маги-
ческих заклинаний, молитв и т.п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы.
Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариями и дополне-
ниями ритуального, магического, философского порядка – Брахманами, Араньяками,
Упанишадами. Первые проблески философского подхода к действительности прослежи-
ваются уже в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них - Ригведе.
Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений, заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским поэтам и мудрецам – риши) обращенных к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего
индийца прежде всего различные явления и процессы природы. Но уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов.
Откроем тексты Ригведы:
(сомнения в существовании богов)
Состязаясь, спойте прекрасную песнь,
восхваляющую Индру (песнь) истинную,
если она истинна.
«Нет Индры, - иные говорят, - кто видел его?
кого воспевать нам?»
Индра – в древнеиндийской мифологии является повелителем разных божеств (дэвов).
мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении мировозздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий и т.д. Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая
выросла из комментирования вед. Ее важнейшее звено – Упанишады (буквально «сидеть
около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение»). По форме Упанишады обычно представляют собой диалог
мудреца - учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его
учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Бразман, или атман. Брахман и атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями для индийской философии (и прежде всего – веданты).
Центральной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности человека и природы, что нашло свое отражение в знаменитом изречении: «Тат
Твам аси » («Ты есть то», или «Ты - одно с тем»). Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека.
Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познать только окружающую действительность, Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т. е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности.Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.
Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т. п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.
В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно - созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязаностей и забот.
В Упанишадах проводиться различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ (самасра) и воздаяние за прошлые действия (карма).Здесь выражено стремление определить причинно - следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время «питали» философскую мысль в Индии.
Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг– Бхагавад-Гита (божественная
песнь). В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем, Главное значение среди этих концепций приобретает учение – санкхъи - и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и независимом от нее чистом духе - пуруше(именуемом также Брахманом, атманом).Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.
Основное содержание Бхагавад - Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну.
Бог Кришна говорит о необходимости каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад - Гита содержит важные представления Древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении
Пракрити и природы человека; о гунах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас- косное инертное начало, раджас –страстное, деятельное, возбуждающее начало; саттва – возвышающее, просветленное, сознательное начало. Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета. Определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека посвятившего себя йоге- совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании.
Главным достоинством человека называют уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.