Ход занятия
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах, которые ещё называют слова - близнецы.
Одинаково их пишут,
Одинаково их слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Они по смыслу - далеки.
Основная часть.
Задание "Отгадай слово". (Многозначные слова.)
- Чтобы узнать, как называются такие слова, давайте разгадаем кроссворд. Отгадайте загадки. Отгадку записываете по горизонтали по порядку.
И воду сосет,
И камень грызет,
А у самой вершинки-
Нежные пушинки.
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну…
Мойдодыру я родня,
Отверни скорей меня:
И холодною водою
Живо я тебя умою.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.
Значение термина "омоним".
- Слово "омоним" произошло от двух греческих слов: Омос – "одинаковый", Онима – "имя". Эти слова одинаково звучат и пишутся, но называют предметы и явления, ничем не связанные между собой, разные.
Задание "Найди слова - близнецы".
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
- О чём это стихотворение?
- Назовите слова - омонимы.
- Определите лексическое значение этих слов?
Задание "Загадай слово".
- Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача- объяснить ребятам это слово, не называя его: норка, кран, коса, лук.
Например: Это сделано из металла, им можно шить, это бывает у ежа, у ели.
Игра "Подбери подходящее слово".
- Слова - близнецы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Они позволяют выразить мысль ярче, острее.
Перед вами стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впишите его.
Слова –подсказки: лапа, такса, пенка, пятачок, шишка, сережка.
Бросил палку кверху Мишка:
Падай в шапку с ели, …
Шишка хлоп по голове, -
Стало … сразу две.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел ….
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя ….
Задание "Составь пару". - Объясните, как вы составили пары.
Коса – прическа и коса – инструмент.
Лук – овощ и лук – оружие.
Ключ - дверной и ключ - родник.
Кисть - рябины и кисть - человека и кисть - для рисования.
Кран - подъёмный и кран - водопроводный.
Перо - для письма и перо птицы.
Ножка - у стула и ножка - у гриба и ножка у ребёнка.
Гриф - птица и гриф - у гитары.
- Почему эти предметы называются одинаково.
Задание "Найди отгадки".
- Вы послушайте загадки и назовите отгадки.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звона нет.
Хвост – на дворе,
Нос – в конуре.
Хвост повернется,
Дверь отопрется.
Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный
Кто скажите я такой?
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Право я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
справляюсь с сенокосом.
Задание "Выучи скороговорку".
Коси, коса, пока роса,
Роса долой - и мы домой. (Варианты произнесения: громко, тихо, с разной интонацией.)
Задание "Чего не хватает?"
- Чего не хватает на картинках? Дорисуй и напиши это слово.
Задание "Найди слова - близнецы".
Подведение итогов занятия.
Омонимы - это слова, которые…
Если бы не было таких слов близнецов…
Мы знаем такие слова - близнецы…