Влияние христианства на русскую культуру




В 988 г. была крещена Русь. Но, новая религия медленно внедрялась в жизнь и оказалась тесно переплетенной с языческими обрядами: Перунов день сохранился как День святого Ильи Пророка. В день Купалы (славянского божества) стали отмечать Праздник Иоанна Крестителя. Ряд других языческих традиций: Масленица с сжиганием чучела, Святки с колядованием и гаданием.

 

Церковь не только терпимо относилась к этим милым русскому сердцу забавам, но и включила часть из них в официальную обрядовость. О последнем свидетельствуют три августовских Спаса: медовый, яблочный и ореховый, в которые отмечают Христианские события. К языческой традиции восходит и украшение христианских храмов елями на Рождество и березами на Троицу.

 

 

В христианские обряды вошли и языческие ритуалы погребения покойных: тризна – языческая поминальная трапеза. Церковь сохранила обычай выноса тела вперед ногами, чтобы, по поверьям язычников, покойный заметал свой след волосами и дух его не мог найти дорогу назад. Для этой же, языческой по сути, цели родные покойного должны бросать комья земли в могилу на гроб, как окончательное без возврата прощание с ним. Даже завешивание зеркал в доме, чтобы дух покойного не зацепился за свое отражение.

На свадьбу - вкушение молодыми ритуальных хлеба-соли, подносимых старшим в роду, – тоже наследие язычества. Освящение деревьев было приурочено к Великому посту – вербосвятие.

Тем не менее, принятие христианства считают прогрессивным явлением приобщения к более цивилизованной культуре, прежде всего через Византию.

На Руси появляется письменность. В дохристианский период у славян было очень примитивное пиктографическое письмо- простейшие знаки в виде черточек зарубок. Это были знаки для счета, знаки родовые и личные, знаки для гадания, календарные.

Печать X века Датируемое первой четвертью XI века, коровье ребро с непонятной надписью из 35 знаков

 

Но такое письмо было непригодно для сложных текстов. Письменность пришла на Русь в виде славянской азбуки Кирилла и Мефодия. О распространении грамотности среди простого населения говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные археологами в Новгороде и других городах. Среди них письма, поучительные записки, учебные упражнения, любовная переписка.

 

Новгородские берестяные грамоты

 

С христианством пришло и школьное образование. Владимир приказал отдавать на книжное учение «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовников. Учили чтению, письму, счету, христианскому вероучению. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Здесь изучали философию, риторику, грамматику, историю, географические и естественнонаучные труды.

Большинство памятников письменности погибло. Сохранилось с домонгольского периода около 150 книг. Среди них «Остромирово Евангелие», написано для посадника Остромира в 1057г. и два «Изборника» составленные для князя Святослава Ярославовича (1073, 1076гг.) (это сочинения византийских отцов церкви).

Остромирово Евангелие. середина XI века Изборник, 1073  

 

Переписка книг сначала осуществлялась в монастырях, но из-за высокой потребности в книге даже возникло ремесло «книжных описателей». Книги не только переписывались, но переводились с иностранного: жития святых, апокрифы (иудейские и христианские легендарные сочинения) хроники, полуфантастические сведения о животном и растительном мире «Физиолог», «Христианская топография», «История» Иосифа Флавия, «Александрия» о подвигах Македонского, сказочные повести Востока.

Страницы «Бернского Физиолога» (IX век)  

Создавались произведения русских авторов. Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы является «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Иларионом, первым русским по происхождению, главой русской церкви. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» — вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распространения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Илариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли».

  «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского, XI век  

 

Литература была представлена несколькими жанрами: летописи – «Повесть временных лет», после раздробленности в каждой земле писались свои летописи; Жития Святых «Сказание о Борисе и Глебе»; «Поучение Владимира Мономаха»- призыв к князьям русским в отношениях соблюдать нормы христианской морали; «Слово о полку Игореве», в нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185г. новгород- северского князя Игоря Святославовича. Такой жанр как хождения- описания путешествий- «Хождение игумена Данила». Он совершил путешествие в Византию и Палестину. Путешествующих в Святую землю называли паломниками, т.к. они привозили пальмовую ветвь.

Повесть временных лет 14-й лист (список XV века, описывающий поход Олега Вещего на Царьград)   «Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века)  

 

Фольклор. Наряду с письменной литературой продолжал существование фольклор- устное народное творчество. Фольклор был представлен тремя жанрами: - сказки - преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера с вымышленным сюжетом

- песни (колыбельные, хороводные, любовные, свадебные, трудовые, шуточные, празднично- обрядовые на масленицу, на троицу, трудовые- «Эй, ухнем»).

- былины - в их основе реальные исторические события. Прототипами некоторых былинных героев были реально существовавшие люди. Так праобразои Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича- воевода Добрыня. Главная тема былин- борьба народа с иноземными захватчиками, в большинстве своем- степняками. Былина пелись под аккомпанемент гуслей. В русских былинах встречаем богатырей Илью Муромца- сын крестьянина до 33 лет был парализован и потом чудом исцелился, Алешу Поповича. Им противостоит образ Соловья- разбойника- собирательный образ всех степняков- кочевников.

а также малыми жанрами: пословицы, поговорки, загадки «Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют меня, пройду огонь и воду и конец мой- нож и зубы» (Хлеб)

Музыка. На Руси музыка издревле сопровождала языческие обряды и различные виды деятельности человека. С образованием государства музыка подразделялась на народную и княжескую (песни- славы). В связи с эти существовали две категории музыкантов: скоморохи развлекали народ. Причем скоморох- это не только певец, но и игрец, свирец, гудошник- т.е. музыкант, а также акробат, шутник и балагур. Скоморохи- использовали гусли, флейты, трубы, цимбалы. Из смычковых инструментов использовались гудок и смык (славянская скрипка), из ударных – бубны, накры (небольшие литавры). Встречается упоминание цевницы- многоствольной флейты.

И вторая категория: княжеские певцы – это были песнотворцы- профессионалы, слагавшие песни- славы в честь князей и их воинов. Таким придворным певцом, видимо, был упомянутый в «Слове о полку Игореве» Баян.

А. Потапов Скоморохи В. Васнецов Баян

 

С принятием христианства появилась еще музыка церковная. Она исключала любой намек на танцевальность ритма, в ней преобладали мелодичность, распевность, плавность. Из Византии на Русь прибывали доместики - регенты церковных хоров. Принцип церковного пения- Бога надо воспевать не голосом, а сердцем. Петь поэтому надо просто и сдержанно, без лишней экспрессии.

Церковное пение не имеет инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты отвергались как воинственные, связывались с язычеством.

 

Певчие. Фрагмент иконы "Воздвижение Креста"  

Архитектура. До принятия христианства на Руси не было каменного строительства, но были богатые традиции деревянного зодчества. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней, затейливая резьба по дереву. От Византии Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.

 

 

Первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, но Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — константинопольскому Софийскому собору.

 

Церковь Покрова Богородицы (Десятинная) в Киеве, 989 год Софийский собор в Киеве, XI век  

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды живописи - мозаика и фреска, а также иконопись. Из мозаичных работ наиболее значительны изображения Богоматери- Оранты и изображение Христа Вседержителя в Софийском соборе.

 

«Богоматерь Оранта» - центральное изображение мозаичной композиции Софийского Собора, выполнено в XI в. греческими мастерами Мозаика «Христос Вседержитель» главный купол Софийского собора в Киеве

 

Уникальными памятниками светской живописи являются росписи двух башен киевской Софии. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты. К началу 12 века дорогая и трудоемкая мозаика полностью вытесняется фресками.

 

фреска "Охота на медведя" фреска "Музыкант"

 

Распространение письменности и книг привело к возникновению такого вида живописи как книжная миниатюра.

 

Олег Вещий ведёт войска к стенам Царьграда. Миниатюра Радзивилловской летописи (начало XIII в)  
  Месть княгини Ольги древлянам Миниатюра Радзивилловской летописи (начало XIII в)  
     

 

 

Литература

1. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Кн.1-15/ С.М. Соловьев.- М.1959-1966.

2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т./П.Н. Милюков.- М.1994-1995.-Т.2. –Ч.2.

3. Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История отечественной культуры. [Электронный ресурс]: учебник.- Учебник для СПО, 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 452с.

4. Березовая, Л. Г.История отечественной культуры. Практикум: учебное пособие для СПО / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 228 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09776-4.

5. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси/ Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская.- М. 1993

6. Горелов, А.А. История русской культуры [Электронный ресурс]: учебник.- Учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 387с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: