В 988 г. была крещена Русь. Но, новая религия медленно внедрялась в жизнь и оказалась тесно переплетенной с языческими обрядами: Перунов день сохранился как День святого Ильи Пророка. В день Купалы (славянского божества) стали отмечать Праздник Иоанна Крестителя. Ряд других языческих традиций: Масленица с сжиганием чучела, Святки с колядованием и гаданием.
![]() | ![]() |
Церковь не только терпимо относилась к этим милым русскому сердцу забавам, но и включила часть из них в официальную обрядовость. О последнем свидетельствуют три августовских Спаса: медовый, яблочный и ореховый, в которые отмечают Христианские события. К языческой традиции восходит и украшение христианских храмов елями на Рождество и березами на Троицу.
![]() | ![]() |
В христианские обряды вошли и языческие ритуалы погребения покойных: тризна – языческая поминальная трапеза. Церковь сохранила обычай выноса тела вперед ногами, чтобы, по поверьям язычников, покойный заметал свой след волосами и дух его не мог найти дорогу назад. Для этой же, языческой по сути, цели родные покойного должны бросать комья земли в могилу на гроб, как окончательное без возврата прощание с ним. Даже завешивание зеркал в доме, чтобы дух покойного не зацепился за свое отражение.
На свадьбу - вкушение молодыми ритуальных хлеба-соли, подносимых старшим в роду, – тоже наследие язычества. Освящение деревьев было приурочено к Великому посту – вербосвятие.
Тем не менее, принятие христианства считают прогрессивным явлением приобщения к более цивилизованной культуре, прежде всего через Византию.
На Руси появляется письменность. В дохристианский период у славян было очень примитивное пиктографическое письмо- простейшие знаки в виде черточек зарубок. Это были знаки для счета, знаки родовые и личные, знаки для гадания, календарные.
![]() | ![]() |
Печать X века | Датируемое первой четвертью XI века, коровье ребро с непонятной надписью из 35 знаков |
Но такое письмо было непригодно для сложных текстов. Письменность пришла на Русь в виде славянской азбуки Кирилла и Мефодия. О распространении грамотности среди простого населения говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные археологами в Новгороде и других городах. Среди них письма, поучительные записки, учебные упражнения, любовная переписка.
![]() | ![]() |
Новгородские берестяные грамоты
С христианством пришло и школьное образование. Владимир приказал отдавать на книжное учение «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовников. Учили чтению, письму, счету, христианскому вероучению. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Здесь изучали философию, риторику, грамматику, историю, географические и естественнонаучные труды.
Большинство памятников письменности погибло. Сохранилось с домонгольского периода около 150 книг. Среди них «Остромирово Евангелие», написано для посадника Остромира в 1057г. и два «Изборника» составленные для князя Святослава Ярославовича (1073, 1076гг.) (это сочинения византийских отцов церкви).
![]() | ![]() |
Остромирово Евангелие. середина XI века | Изборник, 1073 |
Переписка книг сначала осуществлялась в монастырях, но из-за высокой потребности в книге даже возникло ремесло «книжных описателей». Книги не только переписывались, но переводились с иностранного: жития святых, апокрифы (иудейские и христианские легендарные сочинения) хроники, полуфантастические сведения о животном и растительном мире «Физиолог», «Христианская топография», «История» Иосифа Флавия, «Александрия» о подвигах Македонского, сказочные повести Востока.
![]() | ![]() |
Страницы «Бернского Физиолога» (IX век) |
Создавались произведения русских авторов. Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы является «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Иларионом, первым русским по происхождению, главой русской церкви. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» — вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распространения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Илариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли».
![]() | «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского, XI век |
Литература была представлена несколькими жанрами: летописи – «Повесть временных лет», после раздробленности в каждой земле писались свои летописи; Жития Святых «Сказание о Борисе и Глебе»; «Поучение Владимира Мономаха»- призыв к князьям русским в отношениях соблюдать нормы христианской морали; «Слово о полку Игореве», в нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185г. новгород- северского князя Игоря Святославовича. Такой жанр как хождения- описания путешествий- «Хождение игумена Данила». Он совершил путешествие в Византию и Палестину. Путешествующих в Святую землю называли паломниками, т.к. они привозили пальмовую ветвь.
Повесть временных лет 14-й лист (список XV века, описывающий поход Олега Вещего на Царьград) | ![]() | ![]() | «Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века) |
Фольклор. Наряду с письменной литературой продолжал существование фольклор- устное народное творчество. Фольклор был представлен тремя жанрами: - сказки - преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера с вымышленным сюжетом
- песни (колыбельные, хороводные, любовные, свадебные, трудовые, шуточные, празднично- обрядовые на масленицу, на троицу, трудовые- «Эй, ухнем»).
- былины - в их основе реальные исторические события. Прототипами некоторых былинных героев были реально существовавшие люди. Так праобразои Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича- воевода Добрыня. Главная тема былин- борьба народа с иноземными захватчиками, в большинстве своем- степняками. Былина пелись под аккомпанемент гуслей. В русских былинах встречаем богатырей Илью Муромца- сын крестьянина до 33 лет был парализован и потом чудом исцелился, Алешу Поповича. Им противостоит образ Соловья- разбойника- собирательный образ всех степняков- кочевников.
а также малыми жанрами: пословицы, поговорки, загадки «Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют меня, пройду огонь и воду и конец мой- нож и зубы» (Хлеб)
Музыка. На Руси музыка издревле сопровождала языческие обряды и различные виды деятельности человека. С образованием государства музыка подразделялась на народную и княжескую (песни- славы). В связи с эти существовали две категории музыкантов: скоморохи развлекали народ. Причем скоморох- это не только певец, но и игрец, свирец, гудошник- т.е. музыкант, а также акробат, шутник и балагур. Скоморохи- использовали гусли, флейты, трубы, цимбалы. Из смычковых инструментов использовались гудок и смык (славянская скрипка), из ударных – бубны, накры (небольшие литавры). Встречается упоминание цевницы- многоствольной флейты.
И вторая категория: княжеские певцы – это были песнотворцы- профессионалы, слагавшие песни- славы в честь князей и их воинов. Таким придворным певцом, видимо, был упомянутый в «Слове о полку Игореве» Баян.
![]() | ![]() |
А. Потапов Скоморохи | В. Васнецов Баян |
С принятием христианства появилась еще музыка церковная. Она исключала любой намек на танцевальность ритма, в ней преобладали мелодичность, распевность, плавность. Из Византии на Русь прибывали доместики - регенты церковных хоров. Принцип церковного пения- Бога надо воспевать не голосом, а сердцем. Петь поэтому надо просто и сдержанно, без лишней экспрессии.
Церковное пение не имеет инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты отвергались как воинственные, связывались с язычеством.
![]() | Певчие. Фрагмент иконы "Воздвижение Креста" |
Архитектура. До принятия христианства на Руси не было каменного строительства, но были богатые традиции деревянного зодчества. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней, затейливая резьба по дереву. От Византии Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.
Первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, но Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — константинопольскому Софийскому собору.
![]() | ![]() |
Церковь Покрова Богородицы (Десятинная) в Киеве, 989 год | Софийский собор в Киеве, XI век |
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды живописи - мозаика и фреска, а также иконопись. Из мозаичных работ наиболее значительны изображения Богоматери- Оранты и изображение Христа Вседержителя в Софийском соборе.
![]() | ![]() |
«Богоматерь Оранта» - центральное изображение мозаичной композиции Софийского Собора, выполнено в XI в. греческими мастерами | Мозаика «Христос Вседержитель» главный купол Софийского собора в Киеве |
Уникальными памятниками светской живописи являются росписи двух башен киевской Софии. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты. К началу 12 века дорогая и трудоемкая мозаика полностью вытесняется фресками.
![]() | ![]() |
фреска "Охота на медведя" | фреска "Музыкант" |
Распространение письменности и книг привело к возникновению такого вида живописи как книжная миниатюра.
![]() | Олег Вещий ведёт войска к стенам Царьграда. Миниатюра Радзивилловской летописи (начало XIII в) | |
Месть княгини Ольги древлянам Миниатюра Радзивилловской летописи (начало XIII в) | ![]() | |
Литература
1. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Кн.1-15/ С.М. Соловьев.- М.1959-1966.
2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т./П.Н. Милюков.- М.1994-1995.-Т.2. –Ч.2.
3. Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История отечественной культуры. [Электронный ресурс]: учебник.- Учебник для СПО, 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 452с.
4. Березовая, Л. Г.История отечественной культуры. Практикум: учебное пособие для СПО / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 228 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09776-4.
5. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси/ Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская.- М. 1993
6. Горелов, А.А. История русской культуры [Электронный ресурс]: учебник.- Учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 387с.