Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Мелодия – душа музыки
Цель: формирование знаний о мелодии как основе музыки и ее выразительных возможностях.
Задачи:
· образовательная: формировать знания об особенностях таких жанров музыки, как симфония, песня; способствовать освоению умений и навыков самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений;
· развивающая: развивать нравственно-эстетическое восприятие произведений композиторов-классиков, а также музыкальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения;
· воспитательная: воспитывать музыкальную культуру у учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
Планируемые результаты:
· предметные: сформированность основ музыкальной культуры; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
· метапредметные:
· познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
· регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· коммуникативные: взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
· личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), наглядный (раздаточный материал, презентация).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийное оборудование; фортепиано; раздаточный материал.
|
Ход урока
Этап урока | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | 1-2 мин. | Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока. -Здравствуйте, ребята! | -Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора - вниз). | Р - умение организовывать рабочее место. |
Актуализация знаний | 5-6 мин. | -Перед тем, как начнем изучать новую тему, мы с вами немного поиграем.
1. Отгадайте ребусы, а именно музыкальные инструменты.
![]() ![]() ![]() | 1. Барабан 2. Ксилофон 3. Трещотка -Ноты. -Скрипичный ключ. -Рояль. | Л - проявление учебной мотивации к изучению нового материала. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 3-5 мин. | -Как вы думаете, о чем может рассказать музыка? -Она говорит о многом, и главная наша задача – научиться слышать её интонации, настроения, характер.Скажите, ребята, а из чего вырастает каждое музыкальное произведение? -Музыка благодаря своим возможностям открывает перед нами целый мир:переносит в далёкие времена, повествует о героях, рассказывает сказки, рисует картины природы. А в основе каждого произведения «мелодия». -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель поставим перед собой? Молодцы! | -О природе, о маме, о настроении. -Мелодии. -Мелодия – душа музыки. Узнать что такое мелодия и какая она бывает. | Р – умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
Первичное усвоение новых знаний | 5-6 мин. | -П.И. Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». Эти слова и станут темой нашего урока. А что же такое мелодия? -Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки), это мелодия? -Звуки мелодии - это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc", что означает пение, напев. -Какие бывают мелодии? То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. -Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки. | -По-другому это звуки. -Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться. Записывают в тетрадь: Тему урока. Музыка состоит из мелодий. Мелодия – это последовательность звуков. -Весёлые, грустные, нежные и грубые, быстрые и медленные, хрупкие, томные и энергичные. Слушают учителя. | Р – умение проговаривать последовательность действий на уроке; К – формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения; П – извлечение необходимой информации из рассказа учителя, собственного мнения. |
Первичная проверка понимания | 6-8 мин. | -Послушайте фрагмент IV симфонии П.И. Чайковского. Что такое симфония? Правильно. Итак, послушайте симфонию и скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? Слушание: Чайковский, Симфония № 4, 2-я часть, осн.тема -О чём нам рассказал композитор? Хорошо, молодцы! -Следующее произведение написал русский советский композитор – Георгий Свиридов. Вы, возможно, слышали это произведение, но не знали его название. Итак, Г.Свиридов «Романс». Слушание: Г.Свиридов, «Романс» из иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» -Кто из вас может мне ответить на вопрос: «Какие инструменты исполняли музыкальные произведения?» Слушание: Н.А. Римский-Корсаков, романс «Звонче жаворонка пенье» и написано на стихи А.К.Толстого. -Молодцы! Справились с заданием. | -Это большое произведение для симфонического оркестра. Слушают произведение. -Лес, тишина, речка, о хорошем настроении. Мелодия спокойная, неторопливая, ласковая. Слушают произведение. -Скрипка, рояль, инструменты симфонического оркестра. Слушают произведение. | Р – умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; К – умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; П – умение понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ. |
Первичное закрепление | 6-8 мин. | -Сыграем в игру «Моё имя». Вам нужно будет сочинить мелодию своего имени, каждый делает это самостоятельно, затем покажите нам. -Молодцы! -Мы с вами сегодня на уроке были слушателями, а сейчас достанем свой музыкальный инструмент. Какой это инструмент? -Да, правильно. Сейчас мы с вами будем разучивать одну песню. Разучивание песни «Вместе весело шагать…» | Выполняют задание учителя. -Голос. Разучивают песню вместе с учителем. | П – умение объяснять смысл прочитанного текста; К – осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме. |
Информация о дом. задании | 1-2 мин. | Выучить песню «Вместе весело шагать…» | Получают домашнее задание. | Р – волевая саморегуляция. |
Подведение итогов | 1-2 мин. | -Итак, ребята, какую тему мы сегодня с вами прошли? -Что мы делали на уроке? | -Мелодия – душа музыки. -Слушали произведения разных композиторов, анализировали их. Играли в игры, решали ребусы, отгадывали загадки и разучивали песню. | П - анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. |
Рефлексия | 1-2 мин. | -Определите своё настроение и работу на уроке, покажите карточку (красная, желтая, зеленая). Молодцы! | Проводят рефлексию. | Л – умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
|