Психологические особенности пилотирования по приборам




 

Деятельность лётчика связана с необычными пространственно-временными отношениями с окружающей средой: отрыв от земли, подъём на высоту, большая скорость перемещения в пространстве. При этом изменяются привычные условия восприятия, повышается значимость поступающей информации, возрастает ответственность за принятие правильных решений и управляющих действий. Оценку положения самолёта в пространстве в сложных метеоусловиях лётчик осуществляет только по приборам, что существенно осложняет работу.

Пилотируя по приборам, пилот не имеет возможности, совершив какое-либо движение рулем, немедленно видеть и оценить результаты этого движения — они станут известны ему лишь через какой-то промежуток времени. Эти промежутки неодинаковы в различных случаях. Они зависят от нескольких причин: от конструкции прибора, т. е. его чувствительности; от характера самих действий пилота.

Пилотирование в слепом полете более утомительно потому, что пилот вынужден, как уже было сказано, непрерывно наблюдать за показаниями приборов, соблюдать более строгую последовательность в наблюдении, затрачивать дополнительно умственную энергию. Наблюдение за циферблатами приборов очень однообразно.

Полет по приборам отнимает у летчика больше сил и энергии, чем обычный полет. У недостаточно тренированных летчиков уже после 40—50 мин полета появляется усталость. Выражается она чаще всего в том, что летчик, сам того не замечая, начинает допускать ошибки в пило­тировании; у него появляются вялость, безразличие, сон­ливость и т. д.,

Как известно, летчику приходится одновременно наблюдать, за показаниями многих приборов. Поэтому очень важно для уменьшения напряженности, чтобы летчик удобнее располагался в кабине и хорошо видел приборы, в противном случае могут возникнуть неприятные ощущения, способствующие появлению ложных представлений (иллюзий), мешающих выполнению полета.

Иллюзии — ложные представления о пространственном положении самолета, возникающие в полете при отсутствии видимости земли и горизонта. В некоторых случаях они становятся настолько сильными, что у летчика возникают сомнения в правильности показаний приборов. Перестав доверять приборам, он может потерять пространственную ориентировку и попасть в сложное положение.

Возникающие у летчиков иллюзии во время полета нельзя считать болезненным состоянием организма. Они являются закономерными физиологическими реакциями любого здорового организма на воздействие определенных неблагоприятных факторов полета и условий внешней среды.

Ложные представления — результат нарушения слаженности в работе анализаторных систем, выполняющих функцию пространственной ориентировки, и в первую очередь нарушения взаимодействия между зрительным и вестибулярным анализаторами. Иллюзии такого вида относятся к физиологическим.

Вероятность возникновения и характер проявления иллюзий в одних и тех же условиях полета зависят от психологических особенностей, летчика,. настроения, состояния, здоровья в данный момент и правильности выполнения предполетного режима.

Ложные представления весьма разнообразны. Так, например, летчику может, казаться, что самолет летит с креном, с большим углом набирает высоту или снижается, выполняет набор или снижение с разворотом, летит в перевернутом положении, после вывода из разворота находится в развороте противоположного направления (иллюзия противовращения) и др. Иллюзии возникают чаще всего у летчиков, не имеющих достаточного навыка в пилотировании по приборам, в следующих случаях:

· при полетах ночью в сложных метеорологических, условиях;

· при полетах в условиях большой турбулентности атмосферы (в «болтанку»);

· при полетах в облаках, имеющих различную осве­щенность или плотность;

· при продолжительном скольжении, резком вводе, в разворот и выводе из него, интенсивном разгоне или торможении;

· при внезапном попадании в облака.

Иллюзии могут возникать в начале обучения полетам по приборам, после длительных перерывов в таких полетах, при продолжительном полете, когда летчик начинает чувствовать утомление. У летчиков, хорошо освоивших полеты по приборам, иллюзии возникают реже, и они легко с ними справляются.

Хотя ложные ощущения могут быть у каждого, человека, но стойкость их различная. Например, у большинства летчиков-истребителей ложные ощущения обычно сохраняются не более 5—6 с, у нетренированных летчиков или у летчиков, имеющих большой перерыв в полетах по приборам, они могут продолжаться до 12— 18 с, а в некоторых случаях и несколько минут.

К иллюзиям пространственного положения могут присоединяться психологические», или зрительные, иллюзии. Такие иллюзии возникают в результате искаженного восприятия световых ориентиров или объектов. Например, звезды иногда могут, восприниматься как навигационные огни, а наземные огни —как звезды. Они могут также появиться при наблюдении за посадочными огнями с большого расстояния. Кажущиеся увеличение высоты. полета, искажение формы объектов, находящихся вне самолета и расстояния, до них могут возникнуть вследствие преломления лучей света, вызванного дождем, снегопадом, облачностью, густой дымкой.

При ливневых осадках, в облаках, тумане и сильной дымке в результате отражения лучей прожектора или самолетных фар перед самолетом может образоваться световой «экран», а на остеклении кабины бли­ки (световые пятна). Экран и блики могут вызвать зрительные иллюзии пространственного положения и появления перед самолетом «препятствия».

Зрительная иллюзия может возникнуть при полете над облаками или между слоями облаков, когда косая линия облаков принимается за естественный горизонт. Эта же иллюзия может быть и при полете над склонами гор.

Для того чтобы предотвратить появление иллюзий в полете, рекомендуется:

· проводить тренировки на наземных тренажерах и специальных макетах;

· не допускать длительных перерывов в полетах по приборам;

· соблюдать целесообразную последовательность обучения полетам по приборам;

· соблюдать правильный режим труда, отдыха и питания;.

· систематически, заниматься физической подготовкой для тренировки вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем; для тренировки зрительного анализатора рекомендуется проводить спортивные игры в условиях пониженной освещенности.

Некоторые иллюзорные ощущения могут возникнуть и при обычных полетах в простых метеорологических условиях (особенно у начинающих пилотов). Характерным в этом случае является ложное восприятие направления движения самолета или наблюдаемых объектов.

Для устранения таких ощущений можно рекомендовать энергичные движение головой, допустимые в условиях кабины физические упражнения, изменение общего напряжения мышц тела, разговор, вслух с самим собой, руководителем полетов или с другими экипажами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: