Неблагоприятное течение беременности




Учитель-дефектолог

Рыжкова Екатерина Николаевна

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого – педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети- инвалиды.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого – педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети- инвалиды.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости детей является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР).

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.

Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребенок очень быстро устает, истощается.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребнок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум образовательной программы.

Часто трудности усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.

 

Общие черты детей ЗПР:

1. Низкая работоспособностьдетей в результате повышенной истощаемости.

2. Незрелость эмоций и воли.

3. Ограничен запас общих сведений и представлений.

4. Примитивный словарный запас.

5. Несформированность анализа, синтеза, сравнений и умозаключений.

6. Неполная сформированность игровой деятельности.

7. Низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.

8. Неумение планировать свою деятельность.

Этиология (причины) появления ЗПР:

1. Наследственность;

2. Социальные факторы:

- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

3. Неблагоприятное течение беременности и родов:

Неблагоприятное течение беременности

- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

- хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

- токсикозы, особенно второй половины беременности;

- токсоплазмоз;

- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

- травмы вследствие механического повреждения плода.

- асфиксия новорожденных и ее угроза.

 

Генезисные типы задержки психического развития.

 

Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: