О часах, проведенных в Верхнем Теплом Стане, могут многое рассказать и Д. П. Ознобишин, поэт, чьи стихи станут появляться на страницах "Отечественных записок" и издаваемого им самим альманаха "Северная лира", и будущий издатель другого альманаха - "Мнемозина", друг Кюхельбекера и Грибоедова В. Ф. Одоевский. Известный музыковед, сотрудничавший в "Вестнике Европы", он одним из первых занялся изучением и популяризацией древнерусской музыки. Постоянные гости тютчевской подмосковной будущие литераторы С. П. Шевырев и Н. В. Путяга. Бывали здесь в гостях и поэт В. Жуковский, другие поэты и писатели.
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло.
Строки эти Федор Иванович Тютчев написал более полутора веков назад, в 1829 году. Он оказался прав лишь отчасти: с неумолимой последовательностью поколения москвичей сменяли и будут сменять друг друга, уступая дорогу "младому племени". Однако жизнь, труд, помыслы наших предков и все многообразное прошлое Москвы не преданы забвению - даже несмотря на печальный период исторического беспамятства при коммунистической власти. Жизнь, слава Богу, убедительно доказала: чем лучше мы знаем свою историю и культуру, тем мудрее, богаче и свободнее становимся...
Федор Иванович Тютчев был не только великим российским поэтом, но и одним из образованнейших людей своего времени. Семья Тютчевых была типичной дворянской семьей своего времени, в которой модный французский язык уживался со строгим соблюдением отечественных традиций.
"Дома Тютчев воспитывался в "страхе Божьем" и преданности престолу, - писал его правнук, К.В. Пигарев, в монографии "Жизнь и творчество Тютчева". Стариком он вспоминал, как в Пасхальную ночь мать подводила его, ребенка, к окну и они вместе дожидались первого удара церковного колокола. В канун больших праздников у Тютчевых нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны. В спальне и в детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом".
Глубоко верующим был и первый воспитатель будущего поэта, вольноотпущенный Татищевых Николай Афанасьевич Хлопов. "Грамотный, благочестивый, он пользовался большим уважением своих господ", - писал о Хлопове биограф Тютчева Аксаков.
Несмотря на такое воспитание, образ жизни Тютчева был исключительно европейским: он вращался в обществе, живо реагировал на политические события, не любил деревенской жизни, не придавал большого значения православным обрядам. Быть православным среди знати тогда было не модно. Даже считалось чем-то архаичным, отсталым. Но "испорченный" светской жизнью, он тем не менее сохранил в себе частичку православной самобытной Росии, истинно российский патриотизм
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
И Тютчев верил в Россию. По своему, по-светски…
После французской буржуазно-демократической революции Тютчев дал оценку этим событиям, осудив их в статье "La Russie et la Revolution" ("Россия и Революция"). Приверженец Твердой власти, поэт хорошо понимал всю опасность "красного" Запада, поэтому даже слово "революция" писал с большой буквы. Для спасения европейской монархии он представлял себе едиственную силу - незыблемую громаду, этакий "ковчег спасения" - Россию. Его публицистика дополнилась аллегорическим стихотворением, где родина поэта представлена могучим утесом, а революционный Запад - бунтующими волнами.
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час, другой -
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой...
Утомлясь потехой злою,
Присмиреет вновь она -
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна...
Далекий от помещичьих забот у себя на родине, он в то же время, является противником крепостного права.
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживит
И сон разгонит и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет...
Кто их излечит, кто прикроет? -
Ты, риза чистая Христа...
Дальнейшая судьба поместья
После окончания университета в 1821 году, в день своего 18-летия удостоившись звания "кандидата Отделения словесных наук", поэт уезжает на дипломатическую службу. В Россию он вернется спустя двадцать с лишним лет. За это время его семья расстанется с Троицким и Верхним Теплым Станом.
После Тютчевых хозяйкой Верхних Теплых Станов была Воейкова, позже племянница Грибоедова - Анастасия Устинова (в девичестве - Римская-Корсакова).
Ко второй половине XIX века осталися здесь по-прежнему помнивший Наполеона постоялый двор, две лавки и два трактира, а в двадцати трех крестьянских дворах "шестьдесят пять душ мужеска и шестьдесят одна женска полу", как гласила перепись. В Троицком и вовсе жил в трех дворах причт местной церкви и числилась одна "летняя дача" - остатки поместья, успевшего не один раз сменить владельцев.
В отличие от Верхних, Нижние Теплые Станы, как уже писалось выше были переведены в вотчину Стрешневых и находились в их владении вплоть до тридцатых годов XVIII века. Вместе с Узким, Нижние Теплые Станы в начале XVIII века переходят к Голицыным, а с 1812 года - Толстым. В 20-х годах XIX столетия деревня стала опытным участком графа Петра Александровича Толстого, разводившего здесь удивительные по красоте вишневыме сады.
Позднейшая история Теплых Станов не отмечена никакими сколько-нибудь знаменательными событиями. Появление железных дорог лишило их былого значения почтовой станции. Число народу в деревнях постепенно убывало. Если перед смертью В. П. Толстого в них насчитывалось семьдесят четыре двора, то спустя десять лет, по данным переписи, Нижние Теплые Станы имели всего одиннадцать дворов с двадцатью семью душами мужского и тридцатью пятью женского пола. В Верхних Теплых Станах насчитывалось двадцать три двора и в них сто двадцать шесть жителей. В селе же Троицком и вовсе крестьян не было. Жили в нем двадцать человек священнослужителей и членов их семей, ютившиеся в трех дворах. Зато тут же имелись две лавки, два трактира и постоялый двор - память о былом оживленном тракте. К началу девяностых годов прошлого столетия население всех Теплых Станов не превышало двухсот человек. Никаких промышленных предприятий ни в самих деревнях, ни поблизости от них не появилось.
С 1960 Теплый Стан находится в черте Москвы, являясь районом массовой застройки. В начале 1970х годов сюда приезжают новые жильцы, тогда же были снесены последние деревянные постройки.
С тех пор район очень вырос. К началу третьего тысячелетия в нем жило более 100 тысяч человек.