ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Элитарная | Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами |
Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки |
28. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Народная | Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки |
Создаётся привилегированной частью общества или по заказу профессиональными творцами |
29. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
30. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫКУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Массовая культура | Популярная культура, преобладающая среди широких слоёв населения в конкретном обществе |
... культура | Культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений |
31. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Популярное ток-шоу, рекламный плакат, массовая культура, комедийный сериал, музыкальный видеоклип.
32. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры;
− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.
|
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
33. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры;
− одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.
34. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ФОРМЫКУЛЬТУРЫ | |
А) показ многосерийного телевизионного фильма Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов В) празднование масленицы Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен Д) концерт эстрадной музыки | 1) народная 2) массовая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
35. Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установка на следование образцу
2) коммерческая цель создания оперы
3) использование широко известных мифологических персонажей
4) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
|
5) ориентация на массового потребителя
6) сложность формы музыкального произведения
36. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.
3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры
4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.
37. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.
2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.
3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.
4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.
5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.
38. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;
− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.
|
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
39. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ФОРМЫКУЛЬТУРЫ | |
A) премьера телесериала Б) конкурс фольклорных коллективов B) празднование дня Ивана Купалы Г) скандал с участием поп-звезды Д) переиздание детектива-бестселлера | 1) массовая 2) народная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
40. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «образование»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
41. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;
− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
42. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры;
− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
43. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры;
− одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
44. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
45. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.
46. Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная.
Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)
47. С помощью трёх примеров покажите проявление роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
48. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три принципа современной образовательной политики в РФ.
49. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.
50. Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры.
(Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)
51. В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.
52. Назовите и проиллюстрируйте примерами три признака массовой культуры.
53. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.
54. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
550. Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания.
56. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.
57. В стране Z проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора спецкурсов и профилей с учётом их интересов и способностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию.
58. Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры.
59. Знаменитый художник Винсент Ван Гог при жизни не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и насмешки. После смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога «Подсолнухи» является одной из самых дорогих, была куплена на аукционе «Кристи» в Лондоне за 22 млн 500 тыс. фунтов стерлингов. К какой культуре можно отнести творчество Ван Гога? Используя текст, назовите два признака этой культуры. Перечислите два признака этой культуры, не упомянутые в тексте.
60. В стране Z учащимся предоставлена возможность выбора наиболее удобной формы получения образования (домашнее обучение, экстернат и т.п.), а также уровней и программ обучения. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте любую одну из них.
61. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования.
62. Новый художественный фильм получил высокую оценку критиков и знатоков кино. Они отметили, что режиссёру удалось создать фильм, вызвавший интерес у зрителей, отразить ценности, близкие большинству населения. Ожидания его создателей на коммерческий успех оправдались.
К какому типу культуры может быть отнесён этот фильм? На основании каких признаков Вы это установили (назовите два признака по условию задачи)? Назовите ещё один признак этого типа культуры, не упомянутый в условии задачи.
63. В стране Z проводится реформа образования. Государство финансирует программу обеспечения образовательных учреждений компьютерным оборудованием, введена электронная регистрация на программы дополнительного образования, широко внедряется дистанционное обучение. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию. Назовите любую другую тенденцию развития современного образования.
64. Александр создаёт замысловатые инсталляции, которые выставляются в крупных музеях. Каждая его инсталляция отображает сложный внутренний мир современного человека. Какую форму культуры представляет творчество Александра? К какой форме общественного сознания относится деятельность Александра? Приведите три признака, характеризующих эту форму общественного сознания.
65. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
66. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
67. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Образование как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.