Шкала I — СС (свойства субъекта самосознания)
1. Хочет быть слишком маленьким (большим).
2. Считает себя некрасивым.
3. Считает себя нездоровым.
4. Считает себя слабее других.
5. Не любит свое имя.
6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).
7. Думает, что у него мало друзей.
8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
9. Ему кажется, что дома он всем мешает.
10. Ему кажется, что он глупее других.
11. Считает себя не очень способным.
12. Полагает, что родители им недовольны.
13. Считает, что ему часто не везет.
14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.
15. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.
16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).
17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.
Шкала II — СО (свойства субъекта общения)
1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.
2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.
3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
4. У него мало друзей.
5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.
6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
8. Часто жалуется на детей в группе.
9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
12. Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них, внимания.
14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
15. Надоедает детям, пристает к ним.
16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.
|
17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
18. Подражает хулиганским проделкам.
19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
20. Избегает контактов с учителем.
21. Часто ведет себя невпопад.
Шкала III — СДИ (свойства субъекта игровой деятельности
А. Комплекс игровых способностей
1. Медленно входит в игру, не сразу берет на себя роль.
2. Трудно договаривается с партнерами но игре.
3. Часто не соблюдает правила игры.
4. Не говорит о том, что он делает по ходу игры.
5. Похожие роли играет всякий раз одинаково.
6. Часто не понимает, как надо играть ту пли иную роль.
7. Интерес к игре быстро проходит.
Б. Игровая активность
8. во многих коллективных играх не участвует.
9.Сюжет игры выбирают другие дети.
10. Достаются роли, которые не хотят выбирать другие дети.
11. Редко играет в коллективных играх роль учителя, воспитателя
12. Обходится небольшим количеством игрушек, затрудняется заменить их чем-то другим.
13. Часто меняет сюжет, роль и не доводит игру до конца.
В. Игровая рефлексия
14. Не понимает, чего от него ждут в игре его сверстники.
15. Не может по ходу игры изменить игровое поведение в ответ на реакцию детей.
16. Часто заранее не знает результатов игры.
17. Затрудняется в оценке своей роли в игре, неуверен в правильности своих действий.
18. Часто недоволен своим участием в игре и отношениями со сверстниками.
Шкала IV — ОТ (общая тревожность)
ОТС (семья)
1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
|
2. Ведет себя дома беспомощно.
3. Ведет себя дома неуклюже.
4. Чувствует себя в семье бестолковым.
5. Чрезмерно привязан к матери.
6. Держится обособленно от всех близких.
7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.
8. Часто обманывает родителей.
9. Слишком часто вспоминает о семье.
10. Часто бывает в плохом настроении.
ОТУ (тревожность в дошкольном учреждении)
1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом.
2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.
4. «Подлизывается», старается понравиться педагогу.
5. Постоянно нуждается в помощи и поддержке.
6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
7. Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.
8. Легко устраняется в случаях неудачи.
9. Играет «героя», когда ему делают замечание.
10. Рискует без надобности.
11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
12. Неадекватно относится к оценкам окружающих.
Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум)
ВМС (воспитательный микросоциум семьи)
1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
3. Работа родителей связана с командировками. с командировками.
4. У родителей очень ответственная должность.
5. Ребенок часто пропускает занятия.
6. Он растет довольно неряшливым.
7. Ребенок «портит нервы» родителям.
8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.
10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
|
11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.
14. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
15. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.
ВМУ (школа)
1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.
5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными, — в этом залог воспитания.
7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.
8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь.
9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.
10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
Обработка результатов
Выделяются следующие стадии:
1. Латентная (легкая), суммарный показатель о т5 до 24 баллов.
Шкала СС – 1 – 4 балла;
Шкала СО – 1 – 4 балла
Шкала СДУ – 1 – 5 балла;
Шкала ОТУ – 1 – 3 балла;
Шкала ВМС – 1 – 6 балла.
Суммарный показатель 5 – 26 баллов.
2. Средняя (начальная) степень – суммарный показатель от 25 до 43 баллов.
Шкала СС – 5 ‑ 8 баллов;
Шкала СО – 5 – 8 баллов;
Шкала СДУ – 6 – 10 баллов;
Шкала ОТУ – 4 – 6 баллов;
Шкала ВМС – 7 – 9 баллов.
Суммарный показатель 27 – 45 баллов.
3. Высокая (выраженная) степень – суммарный показатель от 44 до 82 баллов.
Шкала СС – 9 ‑ 17 баллов;
Шкала СО – 9 – 21 баллов;
Шкала СД – 11 – 18 баллов;
Шкала ОТУ – 7 – 10 баллов;
Шкала ВМС – 10 – 15 баллов.
Суммарный показатель 46 – 81 баллов.
Шкала 1 — СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Суждения 1‑4 свидетельствуют о неприятии физического «Я»; 5 и 6 указывают на отсутствие идентификации с именем, полом; 7, 8, 9, 12, 14 характеризуют социальную неприспособленность; остальные свидетельствуют о неадекватных самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала II — СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Суждения 1, 2 касаются потребности ребенка в признании; 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении; 4, 8, 16, 19 указывают на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими; 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией; остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально-отверженного ребенка.
Шкала III — СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. По шкале СДИ вопросы 1‑ 7 характеризуют комплекс игровых способностей, 8‑ 13 — игровую деятельность, 14—18 — игровую рефлексию ребенка.
Шкала IV — ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка (ОТС). Наиболее значимым этот показатель является для диагностики дошкольников.
Следующие 12 вопросов содержат характеристику тревожности ребенка в дошкольном учреждении— ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.
Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта: ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ — воспитательный микросоциум учреждения (10 суждений). В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, автори-тарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована. Она содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, чего он хочет, какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.
Экспресс-диагностика состояния социально-педагогической запущенности ребенка проводится методом независимых характеристик педагога, родителя и психолога. Полная интерпретация шкал известна лишь психологу. Вопросы-суждения для родителей и педагогов представлены в закрытой форме. Их противоречивые данные могут уточняться психологом путем непосредственного наблюдения за ребенком; психолог обобщает полученные сведения.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по первой, четвертой, пятой и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности составляет 10 — 25%, при выраженной степени — 25 — 30 % и более. В первом случае совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.