как научная и учебная дисциплина.............................................. 10




1.1. Предмет, содержание и значение истории политических

и правовых учений......................................................................... 10

1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии.... 13

1.3. Возникновение науки истории политических

и правовых учений в России........................................................ 15

1.4. Актуальные проблемы истории политических

и правовых учений......................................................................... 16

Вопросы для самоконтроля.................................................................. 22

Литература.............................................................................................. 22

Глава 2. Политические и правовые учения

в Древней Греции.................................................................................. 24

2.1. Политические и правовые взгляды софистов......................... 24

2.2. Учение Платона о государстве и законах............................... 29

2.3. Политико-правовое учение Аристотеля.................................. 37

2.4. Учение Полибия о формах государства.................................. 41

Вопросы для самоконтроля.................................................................. 44

Литература.............................................................................................. 44

Глава 3. Политические и правовые учения

в Древнем Риме...................................................................................... 46

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона........ 46

3.2. Римские юристы о праве и его видах....................................... 50

3.3. Политическое учение Аврелия Августина.............................. 53

Вопросы для самоконтроля................................................................. 58

Литература............................................................................................. 58

Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья. 59

4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве................. 59

4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.......... 65

Вопросы для самоконтроля........................:....................................... 70

Литература.............................................................................................. 70


4________________ Оглавление___________________________

Глава 5. Политические и правовые учения эпохи
Возрождения и Реформации..............................................................
71

5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли.......................... 72

5.2. Политическое учение Жана Бодена......................................... 76

5.3. Политико-правовые идеи раннего социализма.
«Утопия» Томаса Мора................................................................. 83

5.4. Политико-правовые идеи Томазо Кампанеллы

в произведении «Город Солнца»................................................ 88

Вопросы для самоконтроля.................................................................. 93

Литература.............................................................................................. 93

Глава 6. Политико-правовая мысль Московского

государства (XV-XVI вв.).................................................................... 94

6.1. Политическое учение Филофея.................................................. 95

6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого

и Нила Сорского............................................................................. 97

6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова.................... 99

6.4. Политическое учение А. Курбского........................................ 102

Вопросы для самоконтроля................................................................ 104

Литература............................................................................................ 104

Глава 7. Возникновение теорий естественного права

в Западной Европе XVII в...................;........................................... 105

7.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве.......................... 105

7.2. Политическое учение Томаса Гоббса.................................... 109

7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве.

Теория разделения властей........................................................ 113

7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы................. 116

Вопросы для самоконтроля................................................................ 123

Литература............................................................................................ 124

Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в.......... 125

8.1. Политико-правовая идеология церковного раскола.
Никон, Аввакум............................................................................. 127

8.2. Политико-правовые идеи Юрия Крижанича........................ 130

Вопросы для самоконтроля................................................................ 134

Литература............................................................................................ 134

Глава 9. Политико-правовая мысль во Франции XVIII в... 135

9.1. Политико-правовая программа Вольтера............................. 136

9.2. Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье.
Развитие теории разделения властей...................................... 140

9.3. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо...................... 148

9.4. Политико-правовое учение Морелли..................................... 157

9.5. Политико-правовые взгляды Гракха Бабёфа и других
участников «Заговора во имя равенства».............................. 160

Вопросы для самоконтроля................................................................ 163

Литература............................................................................................ 164


_____________________ Оглавление___________________ 5

Глава 10. Политико-правовые учения в Италии XVIII в..... 165

10.1. Политико-правовое учение Джамбаттисты Вико............. 165

Вопросы для самоконтроля................................................................ 171

Литература............................................................................................ 171

Глава 11. Политико-правовые учения в США в период
борьбы за независимость..................................................................
172

11.1. Томас Пейн о государстве и праве........................................ 173

11.2. Политические и правовые взгляды Томаса
Джефферсона............................................................................... 179

11.3. Политико-правовые идеи Джеймса Мэдисона.................. 182

11.4. Политические и правовые взгляды Александра
Гамильтона.................................................................................. 185

Вопросы для самоконтроля................................................................ 190

Литература............................................................................................ 190

Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в...... 191

12.1. Ф. Прокопович о государстве и праве.................................. 192

12.2. В.Н. Татищев о государстве и праве..................................... 196

12.3. Политико-правовая идеология купечества.

И.Т. Посошков.............................................................................. 198

12.4. Политико-правовое учение СЕ. Десницкого...................... 202

12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве................... 205

Вопросы для самоконтроля................................................................ 208

Литература............................................................................................ 208

Глава 13. Политико-правовая мысль в Германии конца

XVIII - начала XIX в........................................................................... 209

13.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве............ 209

13.2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма
Фридриха Гегеля........................................................................ 215

Вопросы для самоконтроля................................................................ 222

Литература............................................................................................ 223

Глава 14. Консервативные политико-правовые учения

на Западе в конце XVIII — начале XIX в................................... 224

14.1. Политико-правовое учение Жозефа де Местра................ 224

14.2. Политико-правовое учение Бональда................................. 230

14.3. Политико-правовое учение Эдмунда Бёрка...................... 235

Вопросы для самоконтроля................................................................ 242

Литература............................................................................................ 242

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго, Фридрих

Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта)........................................ 243

Вопросы для самоконтроля................................................................ 251

Литература............................................................................................ 251

Глава 16. Политико-правовая мысль в России конца XVIII

начала XIX в......................................................................................... 252

16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского.............. 253


■4-.Ц,


6______;_______ Оглавление______________

16.2. Политические и правовые взгляды декабристов................ 257

Вопросы для самоконтроля................................................................ 261

Литература............................................................................................ 262

Глава 17. Возникновение юридического позитивизма

в правоведении XIX в. Джон Остин............................................. 263

Вопросы для самоконтроля................................................................ 266

Литература............................................................................................. 266

Глава 18. Либеральные политико-правовые учения

в Западной Европе первой половины XIX в............................. 267

18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана............ 271

Вопросы для самоконтроля................................................................ 276

Литература............................................................,.............................. 276

Глава 19. Проблемы государства и права в социологии

XIX в.........................................:........... '..................................................... 277

19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта......................... 277

19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера............... 288

Вопросы для самоконтроля................................................................ 298

Литература............................................................................................298

Глава 20. Основные направления социалистической
политико-правовой мысли во второй половине XIX в.........
299

20.1. Политико-правовое учение марксизма................................ 300

20.2. Политико-правовое учение и программа социальной
демократии. Фердинанд Лассаль.......................................... 310

20.3. Политико-правовая идеология «русского социализма».
А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский........................................... 313

Вопросы для самоконтроля................................................................ 327

Литература............................................................................................ 328

Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма............ 329

21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона........................ 330

21.2. Политико-правовое учение М. А. Бакунина...................... 338

21.3. Политико-правовое учение П.А. Кропоткина.................... 349

Вопросы для самоконтроля................................................................ 358

Литература............................................................................................ 359

Глава 22. Политическая и правовая мысль в России

во второй половине XIXначале XX в.................................... 360

22.1. Государственно-правовые воззрения

Г.Ф. Шершеневича..................................................................... 360

22.2. Государственно-правовые взгляды Н.М. Коркунова...... 364

22.3. Государственно-правовые воззрения

П.И. Новгородцева..................................................................... 367

22.4. Политико-правовые взгляды И.А. Ильина..........,.............. 371

22.5. Политико-правовое учение Б.А. Кистяковского................ 377


___________________ Оглавление_____________________ 7

Вопросы для самоконтроля................................................................ 389

Литература............................................................................................ 390

Глава 23. Политические и правовые учения в конце XIX —
первой трети XX в...............................................................................
392

23.1. Социологическая теория права Рудольфа Иеринга......... 392

23.2. Политико-правовое учение Георга Еллинека.................... 400

23.3. Школа «свободного права» начала XX в.

Евгений Эрлих............................................................................. 403

23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма................. 408

23.5. Солидаристская теория права и государства

Леона Дюги.................................................................................. 414

23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу.......................... 418

23.7. Неокантианские концепции права.

Рудольф Штаммлер................................................................... 423

23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве.................... 429

23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого........ 438

Вопросы для самоконтроля................................................................ 442

Литература............................................................................................ 443

Глава 24. Политические учения как основа новой науки —

политологии.......................................................................................... 445

Вопросы для самоконтроля................................................................ 451

Литература............................................................................................ 451

Глава 25. Политические и правовые учения на Западе
(первая треть XX — конец XX в.).............................................
....А52

25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича........................................ 452

25.2. Нормативистская теория права и государства

Ганса Кельзена........................................................................... 458

25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда............ 462

25.4. Реалистическая школа права в США................................... 466

25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена................. 469

25.6. Основные направления современной политической
мысли во Франции..................................................................... 476

Вопросы для самоконтроля................................................................ 486

Литература............................................................................................ 487

Литература ко всему курсу............................................................. 488

Персоналии............................................................................................ 490

Об авторах..............................................................................................495


Предисловие


g


 


Предисловие

Предлагаемый учебник по курсу истории политических и правовых учений адресован прежде всего будущим юрис­там. В этом курсе представлена панорама политического и правового мышления за период времени, исчисляемый двумя с половиной тысячами лет, что позволит студентам познакомиться с многообразием политического и правово­го мышления; анализируются политические и правовые учения как западных, так и российских мыслителей.

Курс предоставляет студентам возможность выявить различные приемы аргументации в обоснование того или иного тезиса о природе политических и правовых явлений и обнаружить идентичность этих приемов на протяжении столетий. Политическое и правовое мышление авторов различных доктрин может стать фундаментом для форми­рования и развития собственного политического и право­вого мышления студентов.

Материал данного учебника преднамеренно подвергнут некоторой формализации. Студентам предлагается проана­лизировать политические и правовые доктрины по опреде­ленному алгоритму. Вначале необходимо выяснить, кто яв­ляется автором учения. Далее следует определить, в какое время разрабатывалось это учение (назвать век), в какой стране, в каких основных произведениях автора оно было изложено. Затем уместно вспомнить мыслителей (современ­ников автора или мыслителей прошлого), под влиянием ко­торых находился рассматриваемый автор или с кем он ак­тивно полемизировал. После этого нужно проанализировать структуру конкретного политического или правового уче­ния, которая имеет логическое основание, содержательную и программную части.

Содержательная часть политического или правового учения разбита на отдельные смысловые рубрики. Приво­дятся таблицы, в которых представлены классификации политических и правовых явлений одного из мыслителей,


или таблицы, позволяющие сравнить политические и пра-новые взгляды нескольких мыслителей между собой. Пред­ставляется, что эти средства дают возможность студентам задействовать различные виды памяти для усвоения мате­риала курса истории политических и правовых учений.

Отдельные политические и правовые учения снабжены комментариями сложных или неоднозначных понятий, ко­торые использовал автор учения. Там, где это необходимо, дается словарь терминов и выражений. Каждая тема завер­шается вопросами для самоконтроля и списком литерату­ры, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

В результате успешного освоения курса истории поли­тических и правовых учений у студентов должны сформи­роваться значимые ассоциации с именем того или иного мыслителя, поэтому так важно уяснить то оригинальное, что внес данный мыслитель в политический и правовой дискурс. Так, с именами некоторых древнегреческих софис­тов связаны противопоставление естественного права пра­ву позитивному и критика позитивного права с позиций естественного права. Платон вошел в историю политиче­ской и правовой мысли как философ, разработавший два проекта идеального государства, согласно одному из кото­рых лучшими правителями государства могут быть только философы. Ж.-Ж. Руссо выступил в защиту непосредствен­ной демократии, создав теорию народного суверенитета. Анархистские доктрины, распространившиеся в Западной Европе в XIX в., явились свидетельством фундаментальной критики государства и законов.

Курс истории политических и правовых учений для вдумчивого студента может стать хорошей школой плюра­лизма политического и правового мышления.


1.1. Предмет, содержание и значение истории...



 


Глава 1

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ КАК

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ

ДИСЦИПЛИНА

1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на юридических факультетах высших учебных за­ведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного госу­дарства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право.

Отличие истории политических и правовых учений от перечисленных научных дисциплин определяется предме­том изучения. Предмет истории политических и правовых ученийполитические и правовые учения в их историче­ском своеобразии. В рамках данной дисциплины анализи­руются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. По­этому история политических и правовых учений — это ис­тория особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, — греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кель-зен и Маритен и др.


История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но различает:>ти две научные дисциплины следующее:.

• теория государства и права (впрочем, как и любая на­
ука) — это систематизация знаний, прежде всего современ­
ных знаний о современных государстве и действующем
сейчас праве, это некий общий ориентир для практику­
ющего юриста;

• история политических и правовых учений — это сис­
тематизация многовекового опыта индивидуального (не
коллективного) осмысления государственно-правовых яв­
лений.

Зачем будущим юристам изучать историю политиче­ских и правовых учений?

Изучение этого курса позволит студентам понять сущ­ность плюрализма политического и правового мышления как основы открытого информационного общества, в кото­ром никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предос­тавляет студентам возможность познакомиться с различ­ными, конкурирующими между собой способами аргумен­тации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений поможет обнаружить ус­тойчивость и повторяемость некоторых решений полити­ко-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому осво­ить курс истории политических и правовых учений значит сделать шаг вперед в направлении к компетентности в воп­росах понимания сущности политико-правовых явлений.

Источником знаний о политике-правовых учениях про­шлого и настоящего служат исторически значимые полити­ко-правовые произведения. Этому критерию соответствуют:

• произведения, которые не утратили свою значимость
за многие столетия и оказали серьезное воздействие на раз­
витие последующей политико-правовой мысли. Например,
работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в
высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего
«Утопию» (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в
работе «Политика» (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в рабо­
тах Фомы Аквинского «Сумма теологии», «О правлении
государей», написанных в XIII в. В свою очередь работы
французского философа XX в. Ж. Маритена («Человек и
государство», «Права человека и естественный закон»)


12 Глава 1. История политических и правовых учений...

концептуально связаны с уже названной работой Фомы Аквинского «Сумма теологии»;

• произведения, оказавшие колоссальное влияние на со­
временников; авторов этих произведений можно назвать
«рупорами эпохи». Например, известно, что работа Мон­
тескье «О духе законов», опубликованная в 1755 г., в тече­
ние последующих полутора лет выдержала около 20 изда­
ний в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том,
что Монтескье уже при жизни стал известным европейским
политическим и правовым мыслителем. Другой пример
прижизненной известности — «Манифест Коммунистиче­
ской партии» Маркса и Энгельса. Он был опубликован на
немецком и французском языках в 1848 г., на английском
языке — в 1850 г., вскоре появились датское и польское, а за­
тем русское и американское издания;

• произведения, не получившие широкой известности
при жизни автора, но значительно позднее их интеллекту­
альная ценность была признана. Например, работы италь­
янского философа Дж. Вико (1668-1744) «О единствен­
ном начале и единственной цели всеобщего права (1720),
«Основания новой науки об общей природе наций» (1725)
получили признание лишь спустя почти столетие. Извест­
но, что своими исследованиями истории развития права
Вико на столетие опередил представителей немецкой исто­
рической школы права.

В курсе истории политических и правовых учений изу­чаются следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий:

философы: греческие софисты, Платон, Аристотель,
Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др.;

юристы: римские юристы, Воден, Монтескье, Сави-
ньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др.;

историки: Полибий, Вико, Татищев; -

социологи: Конт, Спенсер;

политические деятели: Пересветов, Бабёф, Сперан­
ский, декабристы.

Политическое и правовое учение, как и всякое учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов:

1) логической основы: мифологии; философии (реляти­
визм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.); рели­
гии; науки (психология, биология, социология и др.);

2) содержания: решение той или иной политической и
правовой проблемы (обоснование договорного происхож-



1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии 13

дения государства, обоснование суверенитета государства

" др.);

3) программной части, т.е. вывода, который делает сам аитор, или вывода, который логически вытекает из его уче­ния.

На основании исследования программной части поли­тическое и правовое учение можно причислить к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права; школе юридическо­го позитивизма; политическому реформизму, или радика­лизму, и др.

1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии

Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.

Содержание политических и правовых учений определя­ется темами, выбранными для осмысления различными ав­торами. В их выборе существует некоторая закономерность. Темы формулируются мыслителями, включенными в опре­деленную социальную среду (экономическую, культурную, политическую, правовую). Эта среда может существенно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения развиваются неравно­мерно. Примерами особенно интенсивного развития поли­тической и правовой мысли могут служить политические и правовые учения греческих софистов (V в. до н.э.) и фран­цузских просветителей (XVIII в.).

На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин. Он считал, что в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, а «политический союз был на­чалом всего». Это нашло соответствующее отражение в по­литической мысли древних греков: «Государство представ­лялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древности». Этому тезису Б.Н. Чичерина вполне соответствует, например, представление Платона о том, что государство возникает в силу очевидности общественного разделения труда. Анало-


14 Глава 1. История политических и правовых учений...

гичное понимание связи между жизнью древних греков и политико-правовыми учениями того времени можно обна­ружить у американского исследователя В. Вильсона, впо­следствии ставшего президентом США. Вильсон полагал, что «в Греции трудно найти следы политической мысли, стремящейся ограничить общественную власть во имя не­отчуждаемых прав личности. Как в греческом, так и в рим­ском представлении правительственная власть была столь же древней, как и само общество, она была его верным от­ражением и воплощением».

В эпоху Средних веков сформировалась христианская церковь. По мнению Б.Н. Чичерина, в это время «полити­ческое мышление вращалось вокруг спора между светской властью и церковной». Следует признать, что политико-правовое учение Фомы Аквинского — яркое тому подтвер­ждение.

В Новое время, считал Б.Н. Чичерин, в Западной Европе происходят существенные изменения: «Воздвигается новое государство, возвышаясь над церковью и гражданским об­ществом. Спор заканчивается в пользу светской власти. Исходная точка мышления иная, нежели в древнем мире. Мыслители Нового времени видели перед собой не веками установленный политический организм, а хаос средневеко­вых сил, столкновение властей. Государство представля­лось им необходимым выходом из анархии. Заботились об установлении первоначальных условий общежития, и прежде всего власти, охраняющей порядок. Эти условия они выводили логическим путем из требований разумного общежития». Основываясь на таком взгляде Чичерина, можно объяснить появление в XVI в. теории государствен­ного суверенитета Бодена, в соответствии с которой сред­ством преодоления средневекового хаоса во Франции мог­ло стать только сильная государственная власть. Этот же взгляд Чичерина помогает понять то рациональное объяс­нение государства, который искали многие философы в XVII-XVIH вв. Эти философы (Гроций, Гоббс, Локк, Рус­со и др.) сделали вывод: в основе государства лежит обще­ственный договор.

Если попытаться объяснить специфику политического мышления в Европе в конце XIXначале XX в., то можно, в частности, найти ответ на этот вопрос у французского ученого, профессора публичного права Карре де Мальберга (1861-1935), который в своей работе «К вопросу об общей


______ 1.3. Возникнове н ие науки истор ии полит ических...____ 15

теории государства» Писал: «С 1871 по 1914 год мир дол­жен был жить в условиях возрастающей угрозы немецкой гегемонии... Тем самым в милитаризованной Европе, все­гда готовой вступить в войну, концепт государства глав­ным образом развивался в направлении идей силы, мо­гущества и, следовательно, господства над индивидами национального сообщества». Этот вывод Мальберга под­тверждают, например, определение государства Энгельса, для которого оно выступало орудием господства одного класса над другим, или определение М. Вебера, для которо­го государство сводилось к монополии на легитимное при­менение физического насилия.

1.3. Возникновение науки истории политических и правовых учений в России

Впервые в России курс «История политических уче­ний» стал читать в 60-е гг. XIX в. в Московском универси­тете русский правовед Б.Н. Чичерин. Он же издал «Исто­рию политических учений» в пяти томах (1869-1902). В этом курсе рассматривались не только политические, но и правовые учения. Следует заметить, что в Англии и США издания, в какой-то степени подобные пятитомному изда­нию Чичерина, появились лишь в начале XX в. в Англии — работа Карлайлов (R. W. et A. J. Carlyle) «История средне­вековой политической теории на Западе» (1903), в США — трехтомник «История политических теорий» (1902-1920) Данинга (W. D. Dunning).

В конце XIX в. в России появляются курсы лекций по истории философии права: в Казани Г.Ф. Шершеневич из­дает «Историю философии права» (1896); П.И. Новгород­цев в Москве— «Историю философии права» (1897); в Санкт-Петербурге Н.М. Коркунов — «Историю филосо­фии права» (1898); в Киеве Е.Н. Трубецкой — «Лекции по истории философии права» (1901). В этих курсах также затрагивалась и политическая проблематика.

Эти курсы лекций по истории политических учений и по истории философии права представляют собой истоки современного отечественного учебного курса «История по­литических и правовых учений».

В советское время учебный курс «История политических и правовых учений» делился на домарксистский и марксист­ский периоды. Считалось, что с появлением марксистского


Г"»


16 Глава 1. История политических и правовых учений...

политико-правового учения произошел радикальный «пере­ворот» в учениях о государстве и праве. В настоящее время этот идеологический постулат преодолен, и марксистское учение о государстве и праве занимает лишь одну из ниш по­литико-правового дискурса, относящегося ко второй полови­не XIX в.

1.4. Актуальные проблемы истории политических и правовых учений

Как история политических и правовых учений связана с современностью?

Следует признать, что существуют вечные темы полити­ко-правового дискурса наряду с постоянно возникающими новыми. Эти вечные темы продолжают волновать каждое новое поколение мыслящих людей. Поэтому для компетент­ного решения той или иной политико-правовой проблемы в настоящее время необходимо знание традиций их рассмот­рения в прошлом, прежде всего знание различных способов аргументации в пользу того или другого решения.

Какие же темы политико-правового дискурса, рассмат­ривавшиеся в прошлом, не потеряли своей актуальности и в настоящее время?

1. Каким должно быть государство в XXI в.: правовым («минимальным») или социальным (государством «всеобще­го благоденствия»)"}

Учение о правовом государстве оформилась еще в пер­вой трети XIX в. в Германии. Это учение развивали немец­кие правоведы Молль, Гнейст, Шталь и др. Но это учение не потеряло своих приверженцев и в конце XX в. В каче­стве примера можно назвать профессора философии Гар­вардского университета Р. Нозика, автора книги «Анархия: государство и утопия» (1974). Р. Нозик — сторонник кон­цепции правового государства и противник концепции со­циального государства. Само появление его работы в изве­стной степени объяснимо. Ведь именно на 70-е гг. XX в. приходится, как пишет один из современных исследова­телей, «кризис государства всеобщего благоденствия, наб­людавшийся в индустриальных обществах. Он посеял сом­нение во всемогуществе государства и его способностях приноравливаться к любым изменениям».

Автор книги «Анархия: государство и утопия» считает, что только «минимальное государство» — единственный


i


 

 

1.4. Актуальные проблемы истории... учений

тип государства, который можно оправдать, поскольку «минимальное государство» не нарушает прав индивида. Функции такого государства должны сводиться исключи­тельно к защите от насилия, воровства, обмана и к выпол­нению договоров. При этом государство должно быть не­восприимчиво к социальным проблемам и к проблемам защиты окружающей среды. Свободное общество, по Р. Но-зику, не допускает установления «моделей распределе­ния», так как это ведет к вмешательству в права человека; государство незаконно присвоило себе право обогащать од­них за счет других. Р. Нозик критикует также факты ис­пользования государства для своих целей различными мощными экономическими группами. По его мнению, «ми­нимальное государство» обладает следующими достоин­ствами:

S «рассматривает нас как индивидов, права которых нельзя ни нарушить, ни использовать в качестве средств или орудий других людей; оно видит в нас личности и за­щищает наше достоинство»;

S является «минимально желаемой целью» людей, «жаждущих политической власти и манипулирования го­сударством или желающих экономических выгод».

Современный немецкий правовед О. Хёффе скептиче­ски относится к теоретической позиции, которой придер­живается Р. Нозик. О. Хёффе отдает предпочтение концеп­ции социального государства, так как считает, что модель «минимального государства» нереальна для современных развитых стран. Он считает, что если «минимальное госу­дарство» предполагает признание гражданских и полити­ческих прав, то оно не может не заботиться о создании эко­номических, социальных и политических условий для их обеспечения. Согласно логике О. Хёффе, именно социаль­ное государство является условием «минимального» (пра­вового) государства.

Обращаясь к концепции социального государства, мы сталкиваемся с проблемой: какой смысл вкладывается в понятие «социальное государство»? Что такое социальное государство: должно ли оно обеспечить людям право на «стремление к счастью» или же оно должно обеспечить лишь условия для максимального самовыражения людей? Одним из сторонников модели социального государства является К. Г. Мюрдаль, шведский экономист и политиче­ский деятель, автор книги «За пределы государства благо-


18 Глава 1. История политических и правовых учений—

действия». Под государством благоденствия Мюрдаль по­нимает государство, в котором действует смешанная эконо­мика, политический процесс поставлен под расширенный контроль народа и преодолены идеологические разногла­сия в обществе.

Однако некоторые современные философы, не отрицая самой модели социального государства, сдержанно оцени­вают возможности воплощения этой модели на практике. Они пытаются ответить на вопрос: безупречна ли сама по себе модель социального государства? Анализ обнаружи­вает много слабых сторон этой модели. Р. Даррендорф, современный немецкий философ, выделяет следующие слабые стороны: социальное государство нуждается в фор­мировании дополнительной бюрократии, которая не спо­собна разглядеть истинное положение индивида; социаль­ное государство стоит дорого, поэтому неясно, что делать, когда наступает экономический спад; в основе социального государства лежит перераспределение доходов от богатых слоев населения к бедным, что создает угрозу росту эффек­тивности экономики; социальное государство предполагает расширение числа получателей социа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: