1.1. Предмет, содержание и значение истории политических
и правовых учений......................................................................... 10
1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии.... 13
1.3. Возникновение науки истории политических
и правовых учений в России........................................................ 15
1.4. Актуальные проблемы истории политических
и правовых учений......................................................................... 16
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 22
Литература.............................................................................................. 22
Глава 2. Политические и правовые учения
в Древней Греции.................................................................................. 24
2.1. Политические и правовые взгляды софистов......................... 24
2.2. Учение Платона о государстве и законах............................... 29
2.3. Политико-правовое учение Аристотеля.................................. 37
2.4. Учение Полибия о формах государства.................................. 41
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 44
Литература.............................................................................................. 44
Глава 3. Политические и правовые учения
в Древнем Риме...................................................................................... 46
3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона........ 46
3.2. Римские юристы о праве и его видах....................................... 50
3.3. Политическое учение Аврелия Августина.............................. 53
Вопросы для самоконтроля................................................................. 58
Литература............................................................................................. 58
Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья. 59
4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве................. 59
4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.......... 65
Вопросы для самоконтроля........................:....................................... 70
Литература.............................................................................................. 70
4________________ Оглавление___________________________
Глава 5. Политические и правовые учения эпохи
Возрождения и Реформации.............................................................. 71
5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли.......................... 72
5.2. Политическое учение Жана Бодена......................................... 76
5.3. Политико-правовые идеи раннего социализма.
«Утопия» Томаса Мора................................................................. 83
5.4. Политико-правовые идеи Томазо Кампанеллы
в произведении «Город Солнца»................................................ 88
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 93
Литература.............................................................................................. 93
Глава 6. Политико-правовая мысль Московского
государства (XV-XVI вв.).................................................................... 94
6.1. Политическое учение Филофея.................................................. 95
6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого
и Нила Сорского............................................................................. 97
6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова.................... 99
6.4. Политическое учение А. Курбского........................................ 102
Вопросы для самоконтроля................................................................ 104
Литература............................................................................................ 104
Глава 7. Возникновение теорий естественного права
в Западной Европе XVII в...................;........................................... 105
7.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве.......................... 105
7.2. Политическое учение Томаса Гоббса.................................... 109
7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве.
Теория разделения властей........................................................ 113
7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы................. 116
Вопросы для самоконтроля................................................................ 123
Литература............................................................................................ 124
Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в.......... 125
8.1. Политико-правовая идеология церковного раскола.
Никон, Аввакум............................................................................. 127
8.2. Политико-правовые идеи Юрия Крижанича........................ 130
Вопросы для самоконтроля................................................................ 134
Литература............................................................................................ 134
Глава 9. Политико-правовая мысль во Франции XVIII в... 135
9.1. Политико-правовая программа Вольтера............................. 136
9.2. Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье.
Развитие теории разделения властей...................................... 140
9.3. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо...................... 148
9.4. Политико-правовое учение Морелли..................................... 157
9.5. Политико-правовые взгляды Гракха Бабёфа и других
участников «Заговора во имя равенства».............................. 160
Вопросы для самоконтроля................................................................ 163
Литература............................................................................................ 164
_____________________ Оглавление___________________ 5
Глава 10. Политико-правовые учения в Италии XVIII в..... 165
10.1. Политико-правовое учение Джамбаттисты Вико............. 165
Вопросы для самоконтроля................................................................ 171
Литература............................................................................................ 171
Глава 11. Политико-правовые учения в США в период
борьбы за независимость.................................................................. 172
11.1. Томас Пейн о государстве и праве........................................ 173
11.2. Политические и правовые взгляды Томаса
Джефферсона............................................................................... 179
11.3. Политико-правовые идеи Джеймса Мэдисона.................. 182
11.4. Политические и правовые взгляды Александра
Гамильтона.................................................................................. 185
Вопросы для самоконтроля................................................................ 190
Литература............................................................................................ 190
Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в...... 191
12.1. Ф. Прокопович о государстве и праве.................................. 192
12.2. В.Н. Татищев о государстве и праве..................................... 196
12.3. Политико-правовая идеология купечества.
И.Т. Посошков.............................................................................. 198
12.4. Политико-правовое учение СЕ. Десницкого...................... 202
12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве................... 205
Вопросы для самоконтроля................................................................ 208
Литература............................................................................................ 208
Глава 13. Политико-правовая мысль в Германии конца
XVIII - начала XIX в........................................................................... 209
13.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве............ 209
13.2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма
Фридриха Гегеля........................................................................ 215
Вопросы для самоконтроля................................................................ 222
Литература............................................................................................ 223
Глава 14. Консервативные политико-правовые учения
на Западе в конце XVIII — начале XIX в................................... 224
14.1. Политико-правовое учение Жозефа де Местра................ 224
14.2. Политико-правовое учение Бональда................................. 230
14.3. Политико-правовое учение Эдмунда Бёрка...................... 235
Вопросы для самоконтроля................................................................ 242
Литература............................................................................................ 242
Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго, Фридрих
Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта)........................................ 243
Вопросы для самоконтроля................................................................ 251
Литература............................................................................................ 251
Глава 16. Политико-правовая мысль в России конца XVIII —
начала XIX в......................................................................................... 252
16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского.............. 253
■4-.Ц,
6______;_______ Оглавление______________
16.2. Политические и правовые взгляды декабристов................ 257
Вопросы для самоконтроля................................................................ 261
Литература............................................................................................ 262
Глава 17. Возникновение юридического позитивизма
в правоведении XIX в. Джон Остин............................................. 263
Вопросы для самоконтроля................................................................ 266
Литература............................................................................................. 266
Глава 18. Либеральные политико-правовые учения
в Западной Европе первой половины XIX в............................. 267
18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана............ 271
Вопросы для самоконтроля................................................................ 276
Литература............................................................,.............................. 276
Глава 19. Проблемы государства и права в социологии
XIX в.........................................:........... '..................................................... 277
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта......................... 277
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера............... 288
Вопросы для самоконтроля................................................................ 298
Литература............................................................................................298
Глава 20. Основные направления социалистической
политико-правовой мысли во второй половине XIX в......... 299
20.1. Политико-правовое учение марксизма................................ 300
20.2. Политико-правовое учение и программа социальной
демократии. Фердинанд Лассаль.......................................... 310
20.3. Политико-правовая идеология «русского социализма».
А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский........................................... 313
Вопросы для самоконтроля................................................................ 327
Литература............................................................................................ 328
Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма............ 329
21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона........................ 330
21.2. Политико-правовое учение М. А. Бакунина...................... 338
21.3. Политико-правовое учение П.А. Кропоткина.................... 349
Вопросы для самоконтроля................................................................ 358
Литература............................................................................................ 359
Глава 22. Политическая и правовая мысль в России
во второй половине XIX — начале XX в.................................... 360
22.1. Государственно-правовые воззрения
Г.Ф. Шершеневича..................................................................... 360
22.2. Государственно-правовые взгляды Н.М. Коркунова...... 364
22.3. Государственно-правовые воззрения
П.И. Новгородцева..................................................................... 367
22.4. Политико-правовые взгляды И.А. Ильина..........,.............. 371
22.5. Политико-правовое учение Б.А. Кистяковского................ 377
___________________ Оглавление_____________________ 7
Вопросы для самоконтроля................................................................ 389
Литература............................................................................................ 390
Глава 23. Политические и правовые учения в конце XIX —
первой трети XX в............................................................................... 392
23.1. Социологическая теория права Рудольфа Иеринга......... 392
23.2. Политико-правовое учение Георга Еллинека.................... 400
23.3. Школа «свободного права» начала XX в.
Евгений Эрлих............................................................................. 403
23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма................. 408
23.5. Солидаристская теория права и государства
Леона Дюги.................................................................................. 414
23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу.......................... 418
23.7. Неокантианские концепции права.
Рудольф Штаммлер................................................................... 423
23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве.................... 429
23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого........ 438
Вопросы для самоконтроля................................................................ 442
Литература............................................................................................ 443
Глава 24. Политические учения как основа новой науки —
политологии.......................................................................................... 445
Вопросы для самоконтроля................................................................ 451
Литература............................................................................................ 451
Глава 25. Политические и правовые учения на Западе
(первая треть XX — конец XX в.)............................................. ....А52
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича........................................ 452
25.2. Нормативистская теория права и государства
Ганса Кельзена........................................................................... 458
25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда............ 462
25.4. Реалистическая школа права в США................................... 466
25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена................. 469
25.6. Основные направления современной политической
мысли во Франции..................................................................... 476
Вопросы для самоконтроля................................................................ 486
Литература............................................................................................ 487
Литература ко всему курсу............................................................. 488
Персоналии............................................................................................ 490
Об авторах..............................................................................................495
Предисловие
g
Предисловие
Предлагаемый учебник по курсу истории политических и правовых учений адресован прежде всего будущим юристам. В этом курсе представлена панорама политического и правового мышления за период времени, исчисляемый двумя с половиной тысячами лет, что позволит студентам познакомиться с многообразием политического и правового мышления; анализируются политические и правовые учения как западных, так и российских мыслителей.
Курс предоставляет студентам возможность выявить различные приемы аргументации в обоснование того или иного тезиса о природе политических и правовых явлений и обнаружить идентичность этих приемов на протяжении столетий. Политическое и правовое мышление авторов различных доктрин может стать фундаментом для формирования и развития собственного политического и правового мышления студентов.
Материал данного учебника преднамеренно подвергнут некоторой формализации. Студентам предлагается проанализировать политические и правовые доктрины по определенному алгоритму. Вначале необходимо выяснить, кто является автором учения. Далее следует определить, в какое время разрабатывалось это учение (назвать век), в какой стране, в каких основных произведениях автора оно было изложено. Затем уместно вспомнить мыслителей (современников автора или мыслителей прошлого), под влиянием которых находился рассматриваемый автор или с кем он активно полемизировал. После этого нужно проанализировать структуру конкретного политического или правового учения, которая имеет логическое основание, содержательную и программную части.
Содержательная часть политического или правового учения разбита на отдельные смысловые рубрики. Приводятся таблицы, в которых представлены классификации политических и правовых явлений одного из мыслителей,
или таблицы, позволяющие сравнить политические и пра-новые взгляды нескольких мыслителей между собой. Представляется, что эти средства дают возможность студентам задействовать различные виды памяти для усвоения материала курса истории политических и правовых учений.
Отдельные политические и правовые учения снабжены комментариями сложных или неоднозначных понятий, которые использовал автор учения. Там, где это необходимо, дается словарь терминов и выражений. Каждая тема завершается вопросами для самоконтроля и списком литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.
В результате успешного освоения курса истории политических и правовых учений у студентов должны сформироваться значимые ассоциации с именем того или иного мыслителя, поэтому так важно уяснить то оригинальное, что внес данный мыслитель в политический и правовой дискурс. Так, с именами некоторых древнегреческих софистов связаны противопоставление естественного права праву позитивному и критика позитивного права с позиций естественного права. Платон вошел в историю политической и правовой мысли как философ, разработавший два проекта идеального государства, согласно одному из которых лучшими правителями государства могут быть только философы. Ж.-Ж. Руссо выступил в защиту непосредственной демократии, создав теорию народного суверенитета. Анархистские доктрины, распространившиеся в Западной Европе в XIX в., явились свидетельством фундаментальной критики государства и законов.
Курс истории политических и правовых учений для вдумчивого студента может стать хорошей школой плюрализма политического и правового мышления.
1.1. Предмет, содержание и значение истории...
Глава 1
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ
И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ КАК
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на юридических факультетах высших учебных заведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право.
Отличие истории политических и правовых учений от перечисленных научных дисциплин определяется предметом изучения. Предмет истории политических и правовых учений — политические и правовые учения в их историческом своеобразии. В рамках данной дисциплины анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. Поэтому история политических и правовых учений — это история особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, — греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кель-зен и Маритен и др.
История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но различает:>ти две научные дисциплины следующее:.
• теория государства и права (впрочем, как и любая на
ука) — это систематизация знаний, прежде всего современ
ных знаний о современных государстве и действующем
сейчас праве, это некий общий ориентир для практику
ющего юриста;
• история политических и правовых учений — это сис
тематизация многовекового опыта индивидуального (не
коллективного) осмысления государственно-правовых яв
лений.
Зачем будущим юристам изучать историю политических и правовых учений?
Изучение этого курса позволит студентам понять сущность плюрализма политического и правового мышления как основы открытого информационного общества, в котором никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предоставляет студентам возможность познакомиться с различными, конкурирующими между собой способами аргументации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений поможет обнаружить устойчивость и повторяемость некоторых решений политико-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому освоить курс истории политических и правовых учений значит сделать шаг вперед в направлении к компетентности в вопросах понимания сущности политико-правовых явлений.
Источником знаний о политике-правовых учениях прошлого и настоящего служат исторически значимые политико-правовые произведения. Этому критерию соответствуют:
• произведения, которые не утратили свою значимость
за многие столетия и оказали серьезное воздействие на раз
витие последующей политико-правовой мысли. Например,
работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в
высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего
«Утопию» (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в
работе «Политика» (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в рабо
тах Фомы Аквинского «Сумма теологии», «О правлении
государей», написанных в XIII в. В свою очередь работы
французского философа XX в. Ж. Маритена («Человек и
государство», «Права человека и естественный закон»)
12 Глава 1. История политических и правовых учений...
концептуально связаны с уже названной работой Фомы Аквинского «Сумма теологии»;
• произведения, оказавшие колоссальное влияние на со
временников; авторов этих произведений можно назвать
«рупорами эпохи». Например, известно, что работа Мон
тескье «О духе законов», опубликованная в 1755 г., в тече
ние последующих полутора лет выдержала около 20 изда
ний в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том,
что Монтескье уже при жизни стал известным европейским
политическим и правовым мыслителем. Другой пример
прижизненной известности — «Манифест Коммунистиче
ской партии» Маркса и Энгельса. Он был опубликован на
немецком и французском языках в 1848 г., на английском
языке — в 1850 г., вскоре появились датское и польское, а за
тем русское и американское издания;
• произведения, не получившие широкой известности
при жизни автора, но значительно позднее их интеллекту
альная ценность была признана. Например, работы италь
янского философа Дж. Вико (1668-1744) «О единствен
ном начале и единственной цели всеобщего права (1720),
«Основания новой науки об общей природе наций» (1725)
получили признание лишь спустя почти столетие. Извест
но, что своими исследованиями истории развития права
Вико на столетие опередил представителей немецкой исто
рической школы права.
В курсе истории политических и правовых учений изучаются следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий:
• философы: греческие софисты, Платон, Аристотель,
Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др.;
• юристы: римские юристы, Воден, Монтескье, Сави-
ньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др.;
• историки: Полибий, Вико, Татищев; -
• социологи: Конт, Спенсер;
• политические деятели: Пересветов, Бабёф, Сперан
ский, декабристы.
Политическое и правовое учение, как и всякое учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов:
1) логической основы: мифологии; философии (реляти
визм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.); рели
гии; науки (психология, биология, социология и др.);
2) содержания: решение той или иной политической и
правовой проблемы (обоснование договорного происхож-
1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии 13
дения государства, обоснование суверенитета государства
" др.);
3) программной части, т.е. вывода, который делает сам аитор, или вывода, который логически вытекает из его учения.
На основании исследования программной части политическое и правовое учение можно причислить к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права; школе юридического позитивизма; политическому реформизму, или радикализму, и др.
1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии
Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.
Содержание политических и правовых учений определяется темами, выбранными для осмысления различными авторами. В их выборе существует некоторая закономерность. Темы формулируются мыслителями, включенными в определенную социальную среду (экономическую, культурную, политическую, правовую). Эта среда может существенно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения развиваются неравномерно. Примерами особенно интенсивного развития политической и правовой мысли могут служить политические и правовые учения греческих софистов (V в. до н.э.) и французских просветителей (XVIII в.).
На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин. Он считал, что в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, а «политический союз был началом всего». Это нашло соответствующее отражение в политической мысли древних греков: «Государство представлялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древности». Этому тезису Б.Н. Чичерина вполне соответствует, например, представление Платона о том, что государство возникает в силу очевидности общественного разделения труда. Анало-
14 Глава 1. История политических и правовых учений...
гичное понимание связи между жизнью древних греков и политико-правовыми учениями того времени можно обнаружить у американского исследователя В. Вильсона, впоследствии ставшего президентом США. Вильсон полагал, что «в Греции трудно найти следы политической мысли, стремящейся ограничить общественную власть во имя неотчуждаемых прав личности. Как в греческом, так и в римском представлении правительственная власть была столь же древней, как и само общество, она была его верным отражением и воплощением».
В эпоху Средних веков сформировалась христианская церковь. По мнению Б.Н. Чичерина, в это время «политическое мышление вращалось вокруг спора между светской властью и церковной». Следует признать, что политико-правовое учение Фомы Аквинского — яркое тому подтверждение.
В Новое время, считал Б.Н. Чичерин, в Западной Европе происходят существенные изменения: «Воздвигается новое государство, возвышаясь над церковью и гражданским обществом. Спор заканчивается в пользу светской власти. Исходная точка мышления иная, нежели в древнем мире. Мыслители Нового времени видели перед собой не веками установленный политический организм, а хаос средневековых сил, столкновение властей. Государство представлялось им необходимым выходом из анархии. Заботились об установлении первоначальных условий общежития, и прежде всего власти, охраняющей порядок. Эти условия они выводили логическим путем из требований разумного общежития». Основываясь на таком взгляде Чичерина, можно объяснить появление в XVI в. теории государственного суверенитета Бодена, в соответствии с которой средством преодоления средневекового хаоса во Франции могло стать только сильная государственная власть. Этот же взгляд Чичерина помогает понять то рациональное объяснение государства, который искали многие философы в XVII-XVIH вв. Эти философы (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и др.) сделали вывод: в основе государства лежит общественный договор.
Если попытаться объяснить специфику политического мышления в Европе в конце XIX — начале XX в., то можно, в частности, найти ответ на этот вопрос у французского ученого, профессора публичного права Карре де Мальберга (1861-1935), который в своей работе «К вопросу об общей
______ 1.3. Возникнове н ие науки истор ии полит ических...____ 15
теории государства» Писал: «С 1871 по 1914 год мир должен был жить в условиях возрастающей угрозы немецкой гегемонии... Тем самым в милитаризованной Европе, всегда готовой вступить в войну, концепт государства главным образом развивался в направлении идей силы, могущества и, следовательно, господства над индивидами национального сообщества». Этот вывод Мальберга подтверждают, например, определение государства Энгельса, для которого оно выступало орудием господства одного класса над другим, или определение М. Вебера, для которого государство сводилось к монополии на легитимное применение физического насилия.
1.3. Возникновение науки истории политических и правовых учений в России
Впервые в России курс «История политических учений» стал читать в 60-е гг. XIX в. в Московском университете русский правовед Б.Н. Чичерин. Он же издал «Историю политических учений» в пяти томах (1869-1902). В этом курсе рассматривались не только политические, но и правовые учения. Следует заметить, что в Англии и США издания, в какой-то степени подобные пятитомному изданию Чичерина, появились лишь в начале XX в. в Англии — работа Карлайлов (R. W. et A. J. Carlyle) «История средневековой политической теории на Западе» (1903), в США — трехтомник «История политических теорий» (1902-1920) Данинга (W. D. Dunning).
В конце XIX в. в России появляются курсы лекций по истории философии права: в Казани Г.Ф. Шершеневич издает «Историю философии права» (1896); П.И. Новгородцев в Москве— «Историю философии права» (1897); в Санкт-Петербурге Н.М. Коркунов — «Историю философии права» (1898); в Киеве Е.Н. Трубецкой — «Лекции по истории философии права» (1901). В этих курсах также затрагивалась и политическая проблематика.
Эти курсы лекций по истории политических учений и по истории философии права представляют собой истоки современного отечественного учебного курса «История политических и правовых учений».
В советское время учебный курс «История политических и правовых учений» делился на домарксистский и марксистский периоды. Считалось, что с появлением марксистского
Г"»
16 Глава 1. История политических и правовых учений...
политико-правового учения произошел радикальный «переворот» в учениях о государстве и праве. В настоящее время этот идеологический постулат преодолен, и марксистское учение о государстве и праве занимает лишь одну из ниш политико-правового дискурса, относящегося ко второй половине XIX в.
1.4. Актуальные проблемы истории политических и правовых учений
Как история политических и правовых учений связана с современностью?
Следует признать, что существуют вечные темы политико-правового дискурса наряду с постоянно возникающими новыми. Эти вечные темы продолжают волновать каждое новое поколение мыслящих людей. Поэтому для компетентного решения той или иной политико-правовой проблемы в настоящее время необходимо знание традиций их рассмотрения в прошлом, прежде всего знание различных способов аргументации в пользу того или другого решения.
Какие же темы политико-правового дискурса, рассматривавшиеся в прошлом, не потеряли своей актуальности и в настоящее время?
1. Каким должно быть государство в XXI в.: правовым («минимальным») или социальным (государством «всеобщего благоденствия»)"}
Учение о правовом государстве оформилась еще в первой трети XIX в. в Германии. Это учение развивали немецкие правоведы Молль, Гнейст, Шталь и др. Но это учение не потеряло своих приверженцев и в конце XX в. В качестве примера можно назвать профессора философии Гарвардского университета Р. Нозика, автора книги «Анархия: государство и утопия» (1974). Р. Нозик — сторонник концепции правового государства и противник концепции социального государства. Само появление его работы в известной степени объяснимо. Ведь именно на 70-е гг. XX в. приходится, как пишет один из современных исследователей, «кризис государства всеобщего благоденствия, наблюдавшийся в индустриальных обществах. Он посеял сомнение во всемогуществе государства и его способностях приноравливаться к любым изменениям».
Автор книги «Анархия: государство и утопия» считает, что только «минимальное государство» — единственный
i
1.4. Актуальные проблемы истории... учений
тип государства, который можно оправдать, поскольку «минимальное государство» не нарушает прав индивида. Функции такого государства должны сводиться исключительно к защите от насилия, воровства, обмана и к выполнению договоров. При этом государство должно быть невосприимчиво к социальным проблемам и к проблемам защиты окружающей среды. Свободное общество, по Р. Но-зику, не допускает установления «моделей распределения», так как это ведет к вмешательству в права человека; государство незаконно присвоило себе право обогащать одних за счет других. Р. Нозик критикует также факты использования государства для своих целей различными мощными экономическими группами. По его мнению, «минимальное государство» обладает следующими достоинствами:
S «рассматривает нас как индивидов, права которых нельзя ни нарушить, ни использовать в качестве средств или орудий других людей; оно видит в нас личности и защищает наше достоинство»;
S является «минимально желаемой целью» людей, «жаждущих политической власти и манипулирования государством или желающих экономических выгод».
Современный немецкий правовед О. Хёффе скептически относится к теоретической позиции, которой придерживается Р. Нозик. О. Хёффе отдает предпочтение концепции социального государства, так как считает, что модель «минимального государства» нереальна для современных развитых стран. Он считает, что если «минимальное государство» предполагает признание гражданских и политических прав, то оно не может не заботиться о создании экономических, социальных и политических условий для их обеспечения. Согласно логике О. Хёффе, именно социальное государство является условием «минимального» (правового) государства.
Обращаясь к концепции социального государства, мы сталкиваемся с проблемой: какой смысл вкладывается в понятие «социальное государство»? Что такое социальное государство: должно ли оно обеспечить людям право на «стремление к счастью» или же оно должно обеспечить лишь условия для максимального самовыражения людей? Одним из сторонников модели социального государства является К. Г. Мюрдаль, шведский экономист и политический деятель, автор книги «За пределы государства благо-
18 Глава 1. История политических и правовых учений—
действия». Под государством благоденствия Мюрдаль понимает государство, в котором действует смешанная экономика, политический процесс поставлен под расширенный контроль народа и преодолены идеологические разногласия в обществе.
Однако некоторые современные философы, не отрицая самой модели социального государства, сдержанно оценивают возможности воплощения этой модели на практике. Они пытаются ответить на вопрос: безупречна ли сама по себе модель социального государства? Анализ обнаруживает много слабых сторон этой модели. Р. Даррендорф, современный немецкий философ, выделяет следующие слабые стороны: социальное государство нуждается в формировании дополнительной бюрократии, которая не способна разглядеть истинное положение индивида; социальное государство стоит дорого, поэтому неясно, что делать, когда наступает экономический спад; в основе социального государства лежит перераспределение доходов от богатых слоев населения к бедным, что создает угрозу росту эффективности экономики; социальное государство предполагает расширение числа получателей социа