Божий Завет с человечеством
(краткий конспект)
- Как Сам Христос понимал сущность Своего служения
- Что мы знаем о подростке Иисусе?
- Какие отрывки Писания свидетельствуют, что Иисус – Бог?
- Какие представительские роли нашли своё отражение во Христе?
- В чем сущность нашего спасения?
Христос пришёл, чтобы открыть в Себе Отца, Его волю и Его спасение. Будучи Богом и человеком в одном лице, Он дарует нам благословения спасения, которое совершил в человеческой природе. Смысл спасения в том, что Он избавляет нас от гибели во грехах и примиряет с Отцом. Мы призваны расти в отношениях с Отцом, предоставляя Святому Духу возможность восстанавливать в нас образ Христа.
Ранние годы и взросление Иисуса
Иисус был истинным Богом и истинным человеком. Поскольку Он имел подлинную человеческую природу, Ему необходимо было пройти через постепенное осознание Своей личности и той цели, ради которой Он пришёл в мир. Однако в Библии практически нет сведений о Его ранних годах. Нам известно, что когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, Его земные родители в очередной раз взяли Его с собой в Иерусалим на праздник Пасхи. По окончании праздника Его родители отправились домой, не заметив того, что Иисуса не было среди друзей и близких. Когда же, наконец, они нашли Его через три дня, Иисус оказался в храме среди учителей закона. В тексте нет никаких указаний на то, что Иисус учил раввинов. Мы видим Его в качестве ученика, удивляющего учителей Своим познанием закона.
«И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них… Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (от Луки 2:51-52).
Иисус: истинный Бог
|
Из Ветхого Завет ученики должны были понять, что Бог намеревался совершить искупление не только Израиля, но и всего мира. Иисус исполнил ветхозаветные ожидания. Он принёс в мир Царство Божье таким способом, который противоречил всем человеческим представлениям.
Ранняя церковь пришла к выводу, что божественность Иисуса есть неотъемлемая часть их понимания Евангелия. Отсюда следовала необходимость воплощения для нашего спасения.
«их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (к Римлянам 9:5).
Иисус есть истинный Бог, Творец Вселенной.
Иисус: истинный представитель Божьего народа
Первый Адам пал, и теперь последний Адам (Иисус) возглавил новое послушное Богу человечество (к Римлянам 5:12-21). Такой аргумент развивает апостол Павел в Послании к Римлянам. Он описывает первого Адама как представителя всего падшего человечества, а Иисуса, как в совершенстве послушного Богу человека. Христос стал представителем нового человечества, через Которого Бог совершил Своей труд искупления:
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (к Римлянам 5:19).
Подобно всем остальным людям, Иисус испытывал искушения, но преодолел каждое из них:
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (к Евреям 4:15).
Повествование об искушениях Христа нужно рассматривать в свете того, что оба сына Бога, Адам и Израиль, не устояли в испытаниях. Послушанием Иисуса, истинного Сына, правильные отношения с Богом были восстановлены:
|
«хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (к Евреям 5:8-9).
С ролью Слуги Господня тесно связано сыновство Иисуса. Настоящий сын – тот, кто служит Отцу. В момент крещения, Отец подтвердил сыновство Иисуса: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (от Матфея 3:17).
Другие представительские роли
В Ветхом Завет главными представителями народа выступали пророки, священники и цари.
Пророк
Иисус, истинный пророк, провозглашающий Царство Божье. Он не просто возвещает истины о Боге, Он Сам, Слово Божье. Христос, высшее откровение Бога и Его воли:
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (к Евреям 1:1-2).
Священник
Иисус исполнял функцию священника посредством Своей жертвенной смерти во искупление многих (от Иоанна 10:11, 15). Сущность Его священства подробно рассматривается в послании к Евреям, где автор демонстрирует как преемство, так и превосходство священства Христа над священством Ветхого Завета:
«Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (к Евреям 2:17-18).
Тема священства тесно связана с темой завета.
Царь
|
Царское положение Иисуса восходит корнями к династии Давида и является исполнением пророческих предсказаний о Мессии из рода Давидова (от Луки 1:30-33). Через воскресение из мёртвых и вознесение Иисус провозглашён царственным Сыном Божьим, Которому дана всякая власть на небе и на земле. Он царствует не только над Своим народом, но и над всем творением. Чудеса, совершённые Христом, свидетельствуют о восстановлении владычества человека над природой и о победе Бога над сатаной:
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (к Филиппийцам 2:9-11).
Мудрость
Наконец, Христос стал для нас мудростью от Бога, благодаря чему мы избавлены от ложной «мудрости» этого мира (1-ое Коринфянам 1:18-2:16).
«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1-ое Коринфянам 1:30).
Сущность нашего спасения
Покаяние и вера в Иисуса Христа ведёт к тому, что верующий входит в Царство Божье, становиться чадом Божьим и наследует вечную жизнь. Уверовавший во Христа уже спасён. Но начало новой жизни в Царстве Божьем подразумевает начало процесса ученичества и познания того, что значит подчиняться правлению Бога в повседневной жизни. Это означает, что верующий спасается от власти греховной природы, которая противостоит воле Божьей в его жизни. Иногда этот процесс называют освящением. В настоящее время спасение для нас состоит в постоянном возрастании в отношениях с Богом и в практике послушания Ему в каждой сфере нашей жизни.