Проверка ЧТЕНИЯ РАССКАЗА.




Рассказ А.П. Платонова

«Возвращение»

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЧИТАЙТЕ РАССКАЗ

ВНИМАНИЕ. ИДЕТ УРОК.

ШАГ ПЕРВЫЙ. ЗАПИСАЛИ ЧИСЛО.

ШАГ ДВА- ЗАПИСАЛИ ТЕМУ УРОКА.

ШАГ 3- ЗАПИСАЛИ ЗАДАЧУ УРОКА

ШАГ ЧЕТЫРЕ- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЕТЕ НА ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ВАМ –ИХ 6.ШЕСТЬ.

ЭТО Д/З. ПОЭТОМУ У ВАС БУДЕТ 2 ОЦЕНКИ.

ЭТОТ ОБЪЕМ РАСЧИТАН НА 4.05 И 5.05.КТО ВЫПОЛНИТ, НА ВТОРНИК УПР. НЕ БУДЕТ.

В ПОМОЩЬ УЧЕБНЫЙ РОЛИК. ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

 

Тема урока: Картины войны и мира в рассказе А.П. Платонова «Возвращение»

Задачи урока: ПРОЧИТАТЬ РАССКАЗ

УМЕНИЕ вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы и находить на них ответы.

- самостоятельно делать выводы.

1. Сообщение темы, целей и задач урока: Сегодня наш урок посвящен рассказу А.П. Платонова «Возвращение»..ПОСТАРАЙТЕСЬ понять идею рассказа, проанализируйте чувства и состояние героев, их поступки, а также причины, по которым герои так поступают.

 

- Обратите внимание на эпиграф к уроку, прочитайте, подумайте над его значением. «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» - А.П. Платонов.

2.ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО- С чем ассоциируется у нас слово «война»?

Произведения Платонова в этом смысле незаменимы. Для него важен человек, его мысли, переживания, поступки. Он заглядывает в такие потаенные уголки души, о которых не каждый человек догадывается. Об обгорелых на поле боя и в тылу человеческих душах рассказ А.П. Платонова «Возвращение».: в этом рассказе есть страдание. Какое оно? душевное

 

-3-

или физическое? Опять Вам в этом надо разобраться и постараться научитЬся на примере литературных героев поступать правильно.

 

3.- Рассказ называется «Возвращение». Что имел в виду автор:ПИСЬМЕННО

Т Возвращение

к кому? (………………………………….

куда? (……………………………………………………………

к чему? (…………………………………………………………….

Проверка ЧТЕНИЯ РАССКАЗА.

1. Тест и контрольные вопросы по тексту.

а) Назовите героев рассказа Платонова «Возвращение», описания которых даны:

· «...был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок»;

· «...кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет; серые глаза... глядели... скромно, даже застенчиво, и говорил он хотя и прямо, но деликатно и любезно <...> глухой, хриплый голос пожилого человека, его темное грубое лицо и выражение силы и беззащитности на нем»;

· «...у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась...»;

· «...была миловидна, проста душою и добра своими большими рабочими руками и здоровым, молодым телом <...> любили ее, как старшую сестру... за ее большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности».

б) Какой прием использует автор рассказа «Возвращение», поэтизируя образ героини: «...волосы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть».

в) Почему фраза Петруши «А я хочу, чтоб вам больше досталось» заставила родителей содрогнуться?

г) «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точней и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

– Какую роль играет этот отрывок в понимании смысла названия рассказа Платонова «Возвращение»?

д) Алексей и Любовь Ивановна говорят о тяготах жизни на фронте и в тылу. Как вы считаете, существовало ли где-нибудь на территории нашей страны или на линии фронта спокойное место, где не было бы слез, горя, смертей?

 

Вывод: Герои Платонова – настоящие живые люди с натуральными чувствами, невыдуманным поведением.

 

5.1-Почему Иванов решил уйти из дома? (……………………………….)

 

5.2 Почему семья выжила без отца? (………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….)

 

5.3- Когда же произошло понимание Ивановым нужности его семье? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Обратимся ЕЩЕ РАЗ к эпиграфу. О каком таланте человека можно говорить, имея в виду рассказ «Возвращение»?

Детский талант любить отца исправляет эгоизм, самолюбие, слепоту взрослых. В рассказах Платонова 30-40-ых годов часто эгоизм, самолюбие, слепоту взрослых исправляют дети.

 

- Остались ли теперь у вас какие-то непонятные вопросы? Задайте их.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

. А мой вопрос будет вашим домашним заданием.

 

Какие картины войны и мира мы увидели в рассказе А.П. Платонова «Возвращение. Запишем в тетради : Картины войны и мира в рассказе Платонова «Возвращение». Письменный ответ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

- Заканчивая сегодня говорить о рассказе «Возвращение »,ХОЧЕТСЯ еще сказать, что основой его является человечность и правда. Читая рассказ,

думаешь о самом главном – о мире, о ценности человеческой жизни, о богатстве человеческой души. На память приходит стихотворение «Мальчикам» Михаила Матусовского:

 

Пусть достанутся мальчикам двери, открытые настежь,

Путеводные звезды, зажженные нами во мгле.

И мечта о всеобщем, большом человеческом счастье

На еще неуютной, еще предрассветной земле.

 

И пусть по жизни их теперь сопровождает такая светлая мелодия (Мелодия «Встреча»)НАЙДИТЕ В ИНЕТЕ И ПОСЛУШАЙТЕ ЭТУ МЕЛОДИЮ

 

.

 

__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________

 

 

_________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

________________

__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________

__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________

__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________

__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________

__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________

Встреча (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Разлука

Любовь (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Ненависть

Счастье (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Несчастье

Счастье (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Несчастье

Счастье (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Несчастье

 

Неудача (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Успех

Анализ урока

М.М. Бахтин (известный мыслитель 20 века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, статья в газете, доклад на собрании, заявление о приеме на работу, школьное сочинение, даже СМС-сообщение. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов;

- характеристика литературного героя;

- написание отзыва о произведении;

- написание сочинения.

Большинство из этих видов деятельности присутствовало на уроке.

По мнению В.Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить на них ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Вот какие активные формы обучения присутствовали на уроке:

-интерпретационные вопросы (объясняющие). Обычно начинаются они со слова «почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, то он из интерпретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Такое в уроке тоже было.

-толстые и тонкие вопросы: тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, толстые это проблемные вопросы

-«Три предложения»

-прием «Диаманта»

-прием «Мудрые совы»

-думаю, что оживили урок фрагменты из фильма, а также красивая музыка

Сегодня я много цитирую. Поэтому хочу привести еще одну цитату: «П лохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить». Хочется быть хорошим учителем или попытаться им стать. Попыталась настроить учеников на поиск истины, развивать умение сопоставлять, анализировать, аргументировать свою точку зрения.

8 класс – читающий программные произведения, думающий, есть хороший творческий потенциал, они откликаются на предложение участвовать в чем-то необычном. С ними мы выполняли много творческих работ, в том числе работали по проекту на районный конкурс, участвовали они в конкурсах чтецов, рисунков, писали лингвистические сказки. Во всех этих конкурсах есть призовые места. На олимпиадах по русскому языку и литературе они тоже занимали призовые места, показывали неплохие результаты. Думаю, что этот урок является моим итогом работы с классом. На следующий год этот класс – выпускной, поэтому особенно тревожить я их не буду.

Урок достиг своей цели. Ребята анализировали, отвечали, высказывали свое мнение, т.е. думали, а это, я считаю, основная цель уроков литературы – побуждать думать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: