Основы философского анализа общества




План

1. 43. Основы философского анализа общества. Теоретические модели общества……………………………………………………………………. ……..2-9

2. 119. Человек в информационно - техническом обществе…………………..9-13

3.35. Научно - технический прогресс и социальность………………………..14-22

4.Список использованной литературы……………………………………...........23

 

 

Основы философского анализа общества

Общество – это социальная форма движения материи. Своеобразие этой формы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. Общество – это совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе многообразия видов деятельности. Выделяются три подхода к объяснению связей и закономерностей общественной жизни: натурализм, идеализм и материализм.

Наиболее ярким представителем идеалистического подхода был Гегель, который в качестве цементирующего начала общества рассматривал культуру как совокупность ценностей духовного порядка. Концентрированным выражением объективных ценностей духовной культуры являлся «мировой разум», который действует неуклонно и неумолимо. Сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.

Суть натуралистического подхода состоит в том, что общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, а в конечном итоге – космоса. Здесь тип общественного устройства и ход истории определяются: ритмами солнечной активности и космических излучений (Гумилев, Чижевский); особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье); рельефом местности, наличием или отсутствием водных путей полезных ископаемых, плодородной почвы, а также спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями.

Сущность материалистического понимания общества состоит в двух принципах:

1) общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию;

2) развитие общества есть объективный естественноисторический процесс, который осуществляется в деятельности людей на основе присущих ему закономерностей.

К.Маркс пришел к выводу, что в основе общественной жизни людей лежит бытие – экономическая деятельность людей по производству материальных благ. Производной от экономической жизни является духовная жизнь, бытие человека определяет его сознание.

Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит в том, что общественное бытие возникает раньше, чем отразится в общественном сознании, оно не зависит от общественного сознания и оно определяет сознание.

Объективные условия в обществе – это прежде всего экономический фундамент, а также его социальная, политическая и духовная сфера. Субъективный фактор истории – это люди, их воля, сознательность, осознанная деятельность. К объективным условиям относятся не только материально-предметная среда и общественные отношения, но и духовный климат, духовная атмосфера общества. Объективные условия – это трамплин, от которого

отталкивается субъективный фактор, та база, которая предопределяет формы, способы и направления деятельности масс, классов, социальных групп. Уже поэтому люди не вольны по своему произволу и разумению изменять ход истории.

Законы истории так же объективны, как и законы природы, их действие не зависит от воли и желания людей, люди не в силах их отменить. Но законы природы действуют стихийно, а законы развития общества реализуются в деятельности людей. Люди делают историю. Кроме того, законы природы – вечные законы, а время законов общества ограничено историческим временем.

Фатализм – учение о том, что все в мире и жизни людей предопределено естественными или сверхъестественными силами. Фаталисты не учитывают, что история делается людьми, обладающими волей и сознанием.

Волюнтаризм – учение, отрицающее объективный характер законов общественного развития и преувеличивающее роль субъективного фактора в истории.

Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек – общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии – выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Социальные аспекты ярко представлены в философии древнего мира. В восточной философии – это проблема человека и общечеловеческих ценностей, добродетелей, проблема закона, народа и правителя. В античной философии социальная философия содержит более широкий спектр проблем. В древнегреческой философии и прежде всего в учениях ее крупнейших представителей Демокрита, Платона и Аристотеля рассматривались разнообразные проблемы общественной жизни – возникновения общества, разделения труда, сословий, рабства, имущественного деления общества, интересов, власти, войны и мира, но центральное место занимали вопросы этики и государства. Огромный скачок в исследовании общества был сделан в эпоху Возрождения, для которой характерно превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Для мыслителей этой эпохи человек не природное существо, а является прежде всего созидающим новый мир, красоту. Он творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя. Философия Нового времени и эпохи Просвещения содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям “естественного права” и “общественного договора” английских философов Т. Гоббса и Д. Локка, французского философа Ж.-Ж. Руссо. Ж.-Ж. Руссо принадлежат также идеи о диалектическом характере

развития истории, сочетании прогресса и регресса в общественном развитии, о частной собственности как причине общественного неравенства и возникновения государства. А. Сен-Симон, представитель утопического социализма 18 в., отстаивал мысль, что общественная система – целостный, закономерно развивающийся организм, основу которого составляет так называемая «индустрия», под которой подразумевалась экономическая деятельность людей и соответствующие ей формы собственности и общественные классы. Важная роль в осмыслении философских основ экономической жизни общества принадлежит английскому экономисту и философу XVIII в. А. Смиту, который с материалистических позиций исследовал сущность и разделение труда, природу экономических законов, классов. Многоплановый анализ общества предпринят представителем немецкой философии Г. Гегелем: структура общества, сущность труда, мораль, семья, общности, народ, гражданское общество, система общественного управления, формы государственного устройства, общественное и индивидуальное сознание, всемирно-исторический процесс и его объективный характер, свобода человека и ее реализация. В XIX – XX вв. социальная проблематика представлена прежде всего в работах французского философа и социолога О. Конта, который рассматривал общество как целостный социальный организм, разработал и применил понятия “социальна статика” и “социальная динамика” для характеристики структуры общества и механизма его функционирования и развития, исследовал проблему закономерного и прогрессивного развития общества и его основы.

Со времен О. Конта проблемы равновесия, гармонии, стабильности в обществе постоянно рассматривались в социальной философии. Примером может служить структурно-функциональный анализ американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, которые исследуют общество как стабильную, нормально функционирующую систему, и изучают те элементы социальной организации, которые играют дестабилизирующую роль, а также теория социального конфликта немецкого философа XX в. Р. Дарендорфа, анализирующая социальный конфликт как условие развития социальной системы и в то же время как нарушение ее равновесия.

В социальной философии XX в. решаются и другие актуальные в настоящее время социальные проблемы. Среди важнейших из них можно назвать проблему свободы у Ж.-П. Сартра разработку вопросов техники немецким философом XX в. М. Хайдеггером, концепцию идеальных типов немецкого социального философа 20 в. М. Вебера и его теорию социального действия, исследование цивилизаций немецким философом О. Шпенглером, английским философом А. Тойнби, научно-технической революции и ее социальных проблем Д. Беллом, А. Тоффлером.

Теоретические модели общества:

а) Теории исторического круговорота

С самых ранних пор люди задумывались о смысле развития общества, его направленности и конечных целях. Поиски ответа можно найти уже в мифологии. Так, в древнегреческой мифологии выделены: золотой, серебряный, бронзовый и железный века.

До христианства развитие общества представлялось как развитие, имеющее циклический характер. В христианстве история имеет уже однонаправленный характер от сотворения Мира к концу Света. Повториться этот процесс уже не может. Развитие общества носит не случайный характер, оно предопределено волей Бога.

Изучение общества всегда было затруднено сложностью и запутанностью общественной жизни. В обществе действуют люди, наделенные сознанием и свободой воли. Поэтому правомерен вопрос: возможна ли вообще теория общества? Н.А. Бердяев, например, дал на этот вопрос отрицательный ответ: «Социология — это мертвая, пустая дисциплина, так как естествознание имеет дело с повторяющимися явлениями, а история — с индивидуальными». Но в истории философии было немало попыток дать цельную картину развития общества, объяснить механизм и законы этого развития. Наибольший след оставили Вико, Кондорсе, Гегель и Маркс.

Итальянский ученый Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) выдвинул теорию исторического круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох:

-век богов (безгосударственность, подчинение жрецам, так как люди думали, что ими правят боги);

-век героев (аристократическое государство, аристократы думали, что они превосходят плебеев);

-век людей (демократическая республика или представительная монархия — все признали, что они равны).

Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества.

Придавая решающее значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса, Вико считал, что он носит объективный характер. Законы развития общества, по его мнению, являются провиденциальными.

Сторонники объяснения развития общества как круговорота рассматривали прогрессивные изменения в обществе как временные, локальные. Другие мыслители полагали, что общество всегда развивается по восходящей линии, то есть прогрессирует.

б) Теории прогресса

Попытки понять развитие общества как естественный процесс по восходящей линии (от низшего к высшему, от простого к сложному) предполагали поиск главного фактора, определяющего развитие общества. Одни мыслители (Монтескье, Мечников) главным фактором считали географическую среду, другие (просветители) — духовный, третьи (Маркс) — материальный.

Французский просветитель Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794 гг.) — один из основоположников идеи исторического прогресса, источник которого — безграничная возможность развития человеческого разума. Он выделил девять эпох в развитии общества: первобытное состояние, земледелие, разделение труда, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, появление наук, книгопечатание. Девятая, по его мнению, начинается с Декарта и завершается образованием Французской республики.

Гегель, обратив внимание на географический фактор, в основу положив развитие свободы, делит историю на 4 отрезка.

1) Восточный мир — детский возраст человечества, свободным чувствует себя только деспот.

2) Греческий мир — период юности, царство прекрасной свободы, здесь процветает истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля придерживается обычаев и законов, в политике преобладает демократия.

3) Римский мир — это возраст возмужалости истории. Здесь нет ни произвола ни деспота, ни субъекта. Индивид достигает свободы в подчинении общей цели. Господствует абстрактная свобода, которая ставит государство выше индивида. Но индивид чувствует себя личностью, так как является юридическим лицом. В политике преобладает аристократия.

4) Германский мир — здесь германский дух осуществляет абсолютную истину как самоопределение свободы. Дух достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории является прусская монархия.

Маркс в основу деления истории общества на периоды положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения составляют экономический базис общества, над которым возвышается надстройка (правовые, политические, духовные явления). Базис и надстройка составляют общественно-экономическую формацию. Всю историю Маркс разбил на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда, у Маркса есть и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Маркс еще употребил понятие азиатского способа производства. Это понятие до сих пор дискуссионное. Оно обозначает строй, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, прежде всего на землю, нет класса эксплуататоров, есть общины, владеющие землей, но эксплуатируемые государством. Власть имеет деспотический характер.

Смена общественно-экономической формации происходит по мере развития производительных сил в ходе социальных революций, когда старые производственные отношения, сдерживающие развитие производительных сил, заменяются новыми.

В 1960 г. вышел «Некоммунистический манифест» Ростоу. Он делит историю на пять стадий.

1) «Традиционное общество» включает все, вплоть до начала капитализма. Оно характеризуется низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства. В основе власти лежит доскональное знание порядков, правильность которых не подлежит обсуждению. Верхи также не свободны, как и низы, так как все должно быть подчинено естественным условиям жизни, циклам природы.

2) Стадия «переходного общества» условно совпадает с переходом к капитализму.

3) «Период сдвига» — характеризуется промышленными революциями и началом индустриализации.

4) «Период зрелости» — завершение индустриализации, возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран.

5) «Эра высокого массового потребления» — достигнута в США. На четвертом этапе возникает современное общество, которое отличается от традиционного тем, что труд уже способен преодолеть естественные ограничения производства (искусственные материалы, искусственный климат и т.д.). Человек уже контактирует не с дикой, а преобразованной природой, общество развивается на своей собственной основе, наращивая производство.

в) Теория культурно-исторических типов

Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) всемирную историю рассматривал не как единый процесс, а как сумму «цивилизаций», проходящих фазы: рождения, роста, крушения, разложения, гибели. По его мнению, цивилизации возникают в результате вызова, на который откликается творческое меньшинство народа. Вызовы могут быть природными и человеческими. Так, иссушение рек в Нильской долине было вызовом природы. Когда пастбища стали превращаться в пустыни, первопроходцы героическим трудом превратили безжизненные места в благодатные земли. Так возникла египетская цивилизация. Так возникли и другие цивилизации. Те племена, которые не смогли ответить на вызов и не изменили образ жизни, погибли.

Рост цивилизации происходит путем самоорганизации. Главную роль играет творческое меньшинство и великие личности. Некоторые цивилизации не выдерживают испытания, гибнут или «задерживаются», как, например, эскимосы, полинезийцы и др.

Надлом цивилизации происходит из-за того, что массы перестают подражать творческому меньшинству, и последние начинают терпеть неудачу, в результате утрачивается самодетерминация. В процессе надлома творческое меньшинство становится правящим меньшинством. Общество раскалывается, возникают конфликты, происходит распад цивилизации и ее гибель.

Тойнби насчитал пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые.

В числе живых:

-православно-христианское (византийское) общество;

-исламское общество;

-индуистское общество;

-дальневосточное общество;

-западное христианское общество.

К реликтовым он отнес группу стран: Армению, Египет, Сирию, т.к. здесь особое христианство. Вторую группу составляют буддисты Тибета, Монголии, Цейлона, Бирмы и Таиланда. Кроме этого, он насчитал еще свыше двадцати мелких цивилизаций.

Как видим, в основе выделения цивилизаций у Тойнби — религия.

Существует множество других представлений о развитии общества.

Оригинальный взгляд на общество у советского философа, проживающего с 70-х годов за границей, А.А. Зиновьева. По его мнению, в обществе действуют вечные и неизменные социальные законы (он их называет коммунальными), которые появляются вместе с возникновением общества. Это простые правила:

1) меньше дать, больше взять;

2) меньше риска, больше выгоды;

3) меньше ответственности, больше почета;

4) меньше зависимости от других, больше зависимости других от тебя.

Эти законы естественны, а цивилизация — явление искусственное, она есть результат создания обществом средств, ограничивающих действие социальных законов. Прогресс общества — это изобретение таких средств, к которым относятся: мораль, право, религия, пресса, гласность, общественное мнение, обычай. Капитализм и коммунизм — это лишь различные способы ограничения этих законов. Их недостатки — следствие их достоинств. Идеальных обществ не может быть в принципе. Поэтому любое общество должно накапливать культуру, чтобы стать цивилизованным, а не ломать уже накопленное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: