Конспект занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
МБДОУ «ДС № 418 г. Челябинска»
Выполнили педагоги группы:
Учитель-дефектолог Киприянова Наталья Валерьевна
Учитель-логопед Губанова Марина Васильевна
Педагог-психолог Никитина Юлия Юрьевна
«Путешествие с Айболитом»
Пояснительная записка
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является создание в ДОУ толерантной среды. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.
Толерантность - терпение, терпеливость, принятие. В дошкольный период важно закладывать толерантность, как одну из основ личности ребенка. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду включают в себя вопросы национальных и культурных различий, привитие уважения к лицам разного возраста (как к пожилым людям, так и к малышам), принятие людей с ограниченными возможностями.
Цели: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать. Формировать способность к эмпатии, пониманию и уважению позиции другого человека.
|
Задачи образовательные:
- расширять представление детей о людях с нарушением зрения;
- знакомить детей с образом жизни данной категории людей посредством собственного чувственного опыта;
- подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к друг другу.
Задачи развивающие:
- активизировать познавательные психические процессы: восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;
- развивать навык связного высказывания, расширять и активизировать словарный запас;
- развивать координацию движений в игре.
Задачи воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, стремление им помогать;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста посредством развития групповой сплоченности и навыков совместной деятельности.
Оборудование и материалы: атрибуты Айболита, телеграмма, таблица для проверки остроты зрения у дошкольников, лопатка для проверки зрения, лупа, шкатулка, небольшое зеркало круглой формы, мяч, скамья, мольберт, лист бумаги формата А3, цветные фломастеры.
Возраст детей: 5-6 лет.
Ход занятия:
Ведущий:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Стук в дверь. В группу заходит доктор Айболит.
Айболит:
-Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? Кто я? (Ответ детей)
Пришла мне телеграмма, от Гиппопотама (читает).
|
Айболит:
- Приезжайте, доктор, в Африку скорей и спасите, доктор, наших малышей.
Айболит:
- Ладно, ладно я бегу. Вашим деткам помогу.
Айболит обращается к детям:
- Мне одному не справиться. Вы поможете мне добраться до Африки?
Дети:
- Да
Айболит:
- Собираемся тогда. Но, перед долгим путешествием нужно проверить ваше здоровье, ваше зрение. Лечением глаз и зрения занимается врач-офтальмолог. Если люди плохо видят, им прописывают очки, упражнения для глаз, лекарства для лечения зрения. Таких людей называют слабовидящими. Среди нас тоже есть девочки, которые носят очки. Кто это?
Дети:
- Ксюша, Ляйсан.
Айболит:
- У них плохое зрение, поэтому они носят очки, которые им помогают хорошо видеть все, что их окружает. Чтобы вам было понятно, как видит человек с нарушением зрения, я вам принес лупы. Поднесите лупу к глазам и посмотрите. Что вы видите?
- Теперь вам, ребята, понятно, как тяжело жить, когда плохо видишь. Поэтому к людям с плохим зрением, к тем, кто носит очки, нужно относится уважительно, помогать им. Вы согласны со мной?
- Вот и мы сейчас с вами, перед отправлением в Африку, проверим ваше зрение. А проверять мы будем с помощью специальной таблицы и лопатки.
Дети по очереди садятся на стульчик и называют фигуры на таблице, закрывая лопаткой сначала один глаз, затем другой.
Айболит:
- Зрение мы с вами проверили, сейчас посмотрим, насколько вы здоровы.
Физминутка «Быстро встаньте»
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
|
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Айболит:
-Теперь все готовы. Пора отправляться в путь!
- И вот перед нами море. Бушует, шумит на просторе, а в море высоком ходит волна, сейчас меня с вами проглотит она. А чтобы волна нас не проглотила, мы должны выполнить задание. Вы готовы?
Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.
Все участники в кругу, закрывают глаза.
Ведущий:
Ребята, передавайте дуг другу шкатулку. Каждый, кто получает эту шкатулку, открывает глаза и заглядывает внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того, как в шкатулку заглянет каждый:
- Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
Айболит:
- И горы встают у нас на пути. И мы по горам начинаем ползти. А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи. И в горах нас тоже ждут задания.
Игра «Пройди от одной вершины горы до другой»
Игра на сплочение сначала, где нужно пройти по тонкой скамейке, к примеру, мальчики должны помочь девочкам и провести их за руку.
Игра «Комплименты»
Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Имя соседа произносится в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится. (Например, «У Анечки красивые длинные волосы», «Сонечка - прекрасно рисует», «Данил - хороший друг», «Ляйсан - очень добрая» и т.д.)
Айболит:
- Посмотрите, виднеется земля! Мы с вами прибыли в Африку, где нас ждут больные зверята. Здесь нам нужно выполнить последнее задание.
Коллективная работа «Африка»
Айболит:
- Чтобы больные зверята быстро выздоровели, нам нужно подарить им частички своей доброты и душевного тепла. Давайте мы это сделаем с помощью рисунка. А чтобы он у нас получился лечебным, теплым, добрым, нам необходимо расслабиться и представить, то, что вы будете рисовать. Предлагаю сейчас лечь и немного отдохнуть после проделанного пути.
Дети ложатся на пол, на подушечки, играет спокойная музыка для релаксации «Звуки природы», дети закрывают глаза и представляют, что они в Африке, ведущий читает текст, описывающий солнечный день, природу Африки.
После релаксации ведущий беседует о том, что каждый ребенок представил и, что он будет рисовать. Далее дети по очереди подходят к мольберту и рисуют то, что они представили (солнце, дерево, птицы, песок, море и т.д.)
Ведущий:
- Посмотрите, какую мы с вами нарисовали прекрасную картину для зверей. От нее исходят ваши тепло и доброта! Вы молодцы!
Айболит:
- Ребята, спасибо вам за то, что вы проводили меня до Африки, помогли выполнить все задания. А, теперь мне нужно спешить к больным зверятам. Вашу волшебную картину я им передам. Вы очень смелые, умные, добрые и, главное, дружные ребята! Берегите себя! Будьте здоровы! Помогайте, заботьтесь друг о друге! До свидания, ребята!
Список источников и литературы:
· Чуковский К. «Айболит» Сказки в картинках В. Сутеева. Сказки и стихи. - ООО «Издательство Астрель», 2002. – 535 с.
· Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников» // Сфера, 2008. – 80 с.
· Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам. Составили педагоги МДОУ «Детский сад №16» город Ярославль. https://mdou228.edu.yar.ru/innova/mediatsiya/kartoteka_igr_po_tolerantnomu_otnosheniyu.pdf
· Проект «Неделя толерантности. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в образовании. Москва 2016.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/11/nedelya-tolerantnogo-otnosheniya-k-detyam-s-ovz
· Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ и их социализация в условиях детского сада (из личного опыта).
https://infourok.ru/vospitanie-tolerantnosti-k-doshkolnikam-s-ovz-i-ih-socializaciya-v-usloviyah-detskogo-sada-iz-lichnogo-opita-3989491.html