ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ




Народническое

Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма в стране в частности, выступало против царизма и феодально-крепостнических пережитков в стране, требуя их уничтожения

Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а в XX веке – религиозное.

По вопросам тактики народничество делилось на три направления:

а) народники- пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым,

б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,

в) народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Народники-пропагандисты считали, что важной предпосылкой революции в России является необходимость предварительной разработки революционных принципов, революционных идей и пропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьян.

Лавров считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив его движущие силы и критерии.

Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.

Ткачев – виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками народников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкой революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу, подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований.

Народники-анархисты считали государство главным врагом народа и призывали его разрушить. Они говорили, что народ давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.

Бакунин, в отличие от Лаврова, считал, что народ надо не учить, а побуждать к бунту. Какого бы философского вопроса не касался Бакунин, каждый раз он стремится повернуть его лицом к общественной жизни. Он считал, что если философия занимается общими проблемами бытия и познания, то её продолжение – социология. Социология – это наука «об общих законах», управляющих развитием человеческого общества, её он считал высшей из наукгалактионов, с.285].

Революционное народничество создало такую организацию, как «Земля и воля», которая в 1879 году раскололась на «Народную волю» и «Чёрный передел». Во главе «Народной воли» стали Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер, Фроленко, а во главе «Чёрного передела» - Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов [5, с. 9].

Либеральное

Это направление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны [3, с. 25].

Представителем либерального направления был Чичерин Б. Н. Свой вклад он внёс в такие науки, как правоведение, политика, история, философия и социология. Им написаны такие работы, как «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» и др.

Чичерин связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется авторомкак «экономический материализм». В общем социологическая концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией.

Своё мнение было у Чечерина и насчёт таких вопросов, как семья, гражданское общество, государство. Он считал, что «семья предшествует обществу, формы брака меняются и всегда отражают признаки зрелости общества. Гражданское общество – это совокупность частных отношений между лицами» [1, с. 160]. По его мнению, государство возвышается над обществом, оно является выражением общих интересов и целей народов и призвано устранять общественные противоречия. Продолжателями Чичерина были Струве, Булгаков, Бердяев.

Марксистское

Во второй половине XIX века значительное влияние в Европе приобрела социально-философская и экономическая теория немецкого мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключалась в её социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти [Голосенко, с. 214Первым российским учёным, работавшим в рамках марксистской парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова, засвидетельтвовавшие зарождение нового направления в российской социологии.

Плеханов – один из авторитетов марксистской социологии, он опубликовал много работ, посвящённых марксистской критике народничества, пропаганде марксизма. Социологическая концепция Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, таких как: «Социализм и политическая борьба», «Основные вопросы марксизма» и др. Ему принадлежит заслуга социалистического обоснования необходимости ведения политической борьбы рабочей партии для решения насущных социальных задач угнетённых классов, прежде всего рабочего класса. Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова служит материалистическое понимание истории, т. е. принцип материализма в объяснении действий, как отдельной личности, так и больших социальных групп.

В основе экономического материализма лежат следующие положения:

1) фундаментом и причиной всей социально-культурной жизни является экономическая структура,

2) исторический процесс должен объясняться из борьбы классов, происходящей на почве экономических отношений и интересов,

3) социальная эволюция совершается на основе объективных законов, независимых от воли и сознания индивидов,

4) капитализм саморазрушается и посредством революции сменяется социологизмом.

Наряду с экономическим материализмов в 90-е годы возникает и «легальный марксизм», его сторонниками являлись Струве, Булгаков, Бердяев, Франк.

Работы Бердяева носят ярко выраженный социально-философский характер. Он определяет содержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию к конкретным наукам, аналитическим; считает, что в задачу социологии и наук того же уровня не входит исследование общества как единого целого образования. В основе общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм, консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны два понимания общества и пути его развития: общество строится как природа или как дух; в обществе различают несколько уровней социальности. Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, обратился к вопросу о роли техники в развитии общества.

Анархическое

Анархизм, как течение общественной мысли зародилось на Западе, однако большой вклад в него внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.

П. А. Кропоткин занимался теоретической разработкой анархизма. Он написал много сочинений различной направленности, но все они имеют выход на социологические проблемы. Главный социальный субъект, по его мнению, народ. Способом уничтожения государства является социальная революция. Общество, покончившее в результате революции с частной собственностью, будет организовано на началах безгосударственного анархического коммунизма или коллективизма. Кропоткин считал, что анархический коммунизм способен обеспечить полную свободу личности.

Учёный считал, что ключевая роль в обосновании современной философии и социологии принадлежит позитивизму Конта. В духе нового мировоззрения должны быть перестроены общественные науки, в том числе и социология. Основным вопросом социологии, по его мнению, был – «является ли жизнь в обществе средством освобождения личности или средством порабощения» [4, с.117]. Центральной проблемой социологии он считал проблему взаимопомощи

 

3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

В 80-е годы XIX в. в российской социологии наиболее активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи - в трудах Б. А. Кистяковского, В.М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве. Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-х годов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал факт, неопозитивизм начала XX в. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой - теоретических обоснований, так как самовычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано. Один из виднейших представителей неопозитивизма П. А. Сорокин(1889-1968 гг.) оказал громадное влияние на развитие всей социологии XX в. Ученик М. М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполне сформировал свою социологическую позицию, отраженную в двухтомной «Системе социологии», изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности. До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета; его влияние испытали создатели основных школсовременной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Здесь он осуществляет анализ социокультурной динамики, стремясь проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной суперсистемы.

Сорокин выделяет три стадии - чувственную, умозрительную и идеалистическую - выступающие одновременно как своеобразные парадигмы социокультурного существования, воспроизводящиеся в циклической эволюции суперсистемы. В поздних работах Сорокина возрождаются на новом уровне в социологическом контексте идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, т. е. те идеи, которые определяют этическую направленность всей российской социологии. Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К.Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.).Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856-1918 гг.), В. И. Ленина (1870-1924гг.) А. А. Богданова (1873- 1928 гг.). С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институтебыла создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский,Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе - секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии. После Октябрьской революции в развитии отечественной социологической школы еще некоторое время действовала инерция мощного подъема, характерного для предшествующего периода. Однако к концу 20-х годов доминирование в обществознании марксизма вылилось в его узаконение в качестве единственно верной теории, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России как официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется, не могло привести к полному прекращению развития социологической мысли, однако существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный статус не утратила лишь статистика, но и она попала под жесточайший административный контроль. К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием общества массового потребления как способа не допускать разрушительных экономических кризисов. (Пережив последний, самый ошеломляющий кризис 1929 г. - великую экономическую депрессию, Запад и принял новую модель.) На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929-1930 годы также стали переломными - годами утверждения культа личности, что исключало возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе мы рассмотрели развитие российской социологии XIX –XX веков. В первой главе мы осветили вопрос развития общественной мысли в России данного периода. Было выявлено, что появление социологии, как науки, это не случайный процесс. Необходимость появления предмета требовала данная ситуация в стране. Интерес к социологии появился немного позже, чем она возникла на Западе. Социология в своём развитии с 60-х гг. XIX века до 20-х гг. XX века прошла 3 тапа: первый с 1860 по 1890 гг. – это стадия возникновения новой науки, основоположником социологии в России считается П. Л. Лавров, второй этап – с 1890 по 1900 гг.- это период теоретико-методологической критики. В это время утверждается мнение, сто социология одна из многих наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. Начинается преподавание науки в учебных заведениях. Третий этап – до 10-20-х гг. XX века.

Развитие науки шло до тех пор, пока она не достигла когнитивной зрелости. Временем появления новой науки считается период реформ. Для каждого периода развития социологии характерны свои черты, свои представители. Во второй главе мы рассмотрели основные направления в развитии российской социологии, раскрыли основные их черты и представителей.

Необходимо ещё сделать вывод, что отличием русской социологии от было следующее:

1. на протяжении всей истории была включена в борьбу политических партий.

2. существовала и развивалась в составе философских учений.

3. создала большое количество теорий

4. устремлённость в будущее.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галактионов А. А. Русская социология XIX – XX веков: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 416 с.

2. Голосенко И. А., Еозловский В. В. Мстория русской социологии XIX – XX вв. М.: Онега, 1995. – 288 с.

3. Китаев В. А. От фронды к охранительству (из истории русской либеральной мысли 50-60-х годов XIX века). М., «Мысль», 2002. – 288 с.

4. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии /Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. – Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. – 343 с.

5. Щипанов И. Я. Философия и социология русского народничества. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003. – 279 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: