Лирическая линия Снегурочки




«Снегурочка » - любимая опера Римского-Корсакова и один из самых обаятельных и поэтичных образов, созданных в русской музыке.

Снегурочка – первый, вполне сформировавшийся полуреальный-полуфантастический девичий образ в творчестве Римского-Корсакова. Он заставляет вспомнить оч. Яркие образы подобного рода, созданные в литературе («Русалочка» Г. Х. Андерсена, «Ундина» Ламотт Фуке и Жуковского). Она принадлежит природной стихии, сказочно «холодна», но в то же время полна обаяния юности, лиризма, живой человечности. Сам композитор определил лирическую сущность Снегурочки, как поэтическое чувство, таящееся «в душе холодной девушки».

Образ Снегурочки в опере имеет символическое значение – подтверждает незыблемость ярилиных законов жизни. Она рождена противоестественным союзом Весны и Мороза (холода и тепла), но не наделена «ярилиным» чувством любви. Появление Снегурочки вносит дисгармонию в жизнь берендеев: она невольно разрушает счастье Купавы и страдает сама, познавая горестные чувства. Получив от матери-Весны дар любви, Снегурочка истаивает от жара испытываемого чувства, а так же от безжалостных лучей Ярило-Солнца. Но гибель Снегурочки воспринимается не как трагическая смерть, а восстановление гармонии и благоденствия в природе и Берендеевом царстве.

Снегурочка – существо природное, фантастическое, стремящееся стать человеком, но возвращающееся к природе. Одной из особенностей этого образа, является превращение полусказочной девочки в живую девушку и длительное лирическое развитие. Психологически, характеристика Снегурочки превосходит полуреальную-полуфантастическую Морскую Царевну («Садко») и приближается к некоторым реальным персонажам композитора.

Другая важная особенность образа Снегурочки в том, что он приподнят над миром природы и миром людей, хотя принадлежит обоим. От явлений природы Снегурочку отделяет заложенная в ней человечность, но для берендеев – она существо волшебное.

Эволюция образа носит смягченный характер. Двойственность натуры Снегурочки выражается в контрасте ее первых характеристик (н/р: ария «С подружками по ягоды ходить» и ариетта «Слыхала я»). Характеристики Снегурочки опираются на плавные смены устойчивых психологических состояний, выраженные в небольших, закругленных по форме номерах. Так, в арии «С подружками» и ариетте «Слыхала я» из пролога дается экспозиция образа; в ариетте из I действия «Как больно здесь» выражается печаль от отказа Леля – первое человеческое чувство испытанное героиней; в ариозо «Пригожий Лель» из III д – ревность; в IVд развитие образа становится более напряженным, формы более свободными, обращение к Весне «Кругом меня все любят» полно страдания и тоски, а восклицания «Ах мама, мама, что теперь со мной!» - восторга обновленной души; в дуэте с Мизгирем «Душа моя полна» передается сладостное изнеможение и в сцене таяния достигает своей кульминации.

В «Снегурочке» Римский-Корсаков широко и последовательно использует лейтгармонии и лейттембры (флейта – у Снегурочки, валторна – у Весны, кларнет – Лель, кларнет-бас – Мизгирь). Однако лейтмотивы имеют несколько иной склад – не краткие, самостоятельные тематические образования, а довольно пространные темы-мелодии, цельные и, как правило, неоднородные.

Первые музыкальные характеристики и лейтмотивы Снегурочки даются в прологе, в арии «С подружками по ягоды ходить» и ариетте «Слыхала я». В этих номерах композитор характеризует основные стороны образа Снегурочки: реальные девические и волшебные черты.

Последняя зимняя ночь в заснеженном лесу. Вернувшись из теплых краев, Весна прогоняет Мороз, но встает вопрос: как же быть с их дочкой Снегурочкой? Снегурочка свободолюбива и хочет быть поближе к людям, но Мороз предупреждает Весну о злых умыслах Ярило-солнца (заронить в сердце Снегурочки огонь любви, а затем сжечь). Они решают отдать дочь в поселок берендеев, где за ней будут присматривать. Снегурочка рада этому известию, в своей арии она упоминает Леля и Мороз этим обеспокоен.

В арии представляется образ Снегурочки, как холодной девушки, полной обаяния, но лишенной теплоты человеческих чувств. Ария написана в трехчастной форме. В ней представлены пять лейтинтонаций, характеризующих Снегурочку: оркестровое вступление, «с подружками», «Ау», «в сумеречки тебя утешу», «милей Снегурочки твоей». В Вокальной партии - опора на инструментальный тип мелодики. Большую роль играет солирующая флейта, являющаяся лейттембром Снегурочки.

В мелодике первой темы преобладают подвижные мотивы инструментального характера у флейты. Она окрашена в холодно-прозрачные тона, имеет легкий, воздушный характер (пример, «С подружками»).

В среднем разделе появляется четвертая лейттема Снегурочки. Это первый лейтмотив, имеющий кантиленное происхождение (пример, «в сумеречки тебя утешу»).

Ариетта вносит контраст. В ней полнее раскрывает таящееся в Снегурочке весеннее начало. Она выражает неудержимое стремление к людям, полна сдержанно-страстного томления (пример, «и жаворонков пенье»). Мелодия ариетты построена на напряженных оборотах, полутоновых интонациях, сопоставлениях мажора и минора. Ариетта написана в форме периода из трех предложений со вступлением. Напряженный октавный скачок, паузы и английский рожок не случайно отделяют ключевые фразы «и слушаешь… и таешь…». На основе этой темы строится сцена таяния в IV действии.

Мороз вызывает Лешего и строго наказывает ему оберегать Снегурочку. Родители прощаются с ней и Снегурочка остается одна. Становится слышно пение толпы берендеев, провожающих масленицу. Бакула-бобыль уходит в чащу леса и натыкается на Снегурочку. Берендеевцы удивлены её появлением. Принимается решение, что Снегурочка станет нареченной дочерью Бобыля и Бобылихи.

В I действии происходит первый этап эволюции образа Снегурочки.

Вечер в избе Бобыля, приютившего Снегурочку. Пастух Лель идет к Бобылю на ночлег, но ему нечем расплатиться за приют, кроме своих песен. Первая грустная песня «Земляничка-ягодка» доводит Снегурочку до слез, тогда Лель запевает веселую плясовую «Как по лесу лес шумит». Снегурочка дарит Лелю цветок. Бросив его, Лель уходит к другим девушкам.

В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» получают развитие лирические, человеческие черты. Снегурочка впервые испытывает настоящие чувства – обиду, тоску. (пример). Тема опирается на инструментальный лейтмотив из пролога, но в условиях медленного темпа, интонации приобретают кантиленый характер, плавность и ходы на квинту и сексту сочетаются с декламационностью.

Следующий этап в развитии образа дается в III действии, в сцене в заповедном лесу.

Последний вечер весны. В заповедном лесу берендеи празднуют приближение лета. Царь Берендей желает всем любви и радости, а Лелю, в награду за исполненную песню, позволяет выбрать девушку и поцеловать перед царем. Надежды Снегурочки рушатся, когда Лель выбирает Купаву.

В ариозо Снегурочки «Пригожий Лель» выражается чувство уязвленной гордости, ревности. Оно приближенно к монологу, в основе которого лежат контрастные эпизоды. Здесь мысли и чувства Снегурочки развертываются свободно. Римский-Корсаков обращается к драматическим средствам выразительности: мелодия опирается на декламационное содержание, острые гармонические средства. Во вступлении к ариозо звучит лейттема Снегурочки в миноре, где приобретает печальный характер (пример). На слова «а ты берешь Купаву» появляется мотив «ревнивого горя Снегурочки». Развитие этого мотива прерывается речитативом Снегурочки «Разве лучше Снегурочки Купава». Реприза звучит более мягко, песенно. В этом ариозо появляется тема из пролога «ах, цветочки-василечки», являясь переходом к дуэту с Мизгирем.

Плененный красотой Снегурочки, Мизгирь упорно преследует её, добиваясь взаимности.

В дуэте вокальные фразы Мизгиря наполнены страстью, признанием, а чувства Снегурочки – сдержанны.

Блуждая по лесу, Снегурочка встречает Леля и Купаву. Лель бросает ей жестокий упрек «Учись у ней любить», и Снегурочка, сраженная этими словами, вспоминает о матери-Весне. Она обращается к ней с отчаянной мольбой и мать-Весна соглашается оделить Снегурочку даром любви.

IV действие открывается развернутой сценой Снегурочки с Весной. Действие происходит в Ярилиной долине. Сцены окрашены в лирические, красочные тона. Снегурочка просит у матери-Весны подарить ей чувство любви («любви прошу»). Сцена и образ Весны дополняются хором цветов. Кульминацией сцены является небольшое ариозо Снегурочки «Ах, мама, мама» (пример). Это ариозо пронизано теплыми, песенными интонациями. Несмотря на сохранение контраста, темы из пролога трансформируются из инструментального в вокальные. Появляется лейтмотив Ярило-солнца. Символом обретения теплых чувств является надевание венка из цветов на голову Снегурочки.

IV д построено как цепь сквозных сцен. Важным этапом развития драмы Снегурочки становится её дуэт с Мизгирем.

Наказав Снегурочке таиться от лучей Ярило-солнца, Весна отпускает её. Снегурочка видит ищущего её Мизгиря и просит увести её из долины, но Мизгирь не внимает её просьбам. Долину заполняют берендеевцы: царь, а так же женихи и невесты. Пары поочередно подходят к царю, в их числе Мизгирь и Снегурочка.

Здесь развивается и закрепляется новое эмоциональное состояние Снегурочки. Лирическим центром дуэта становится ариозо Снегурочки «Душа моя полна» (пример). Это типичный дуэт любви и согласия. Музыка приобретает яркий лирический характер. В основе лежат песенно-романтические интонации, подчеркиваются изменения, происходящие в душе героини. Кульминацией дуэта становится второе ариозо Снегурочки «О, милый мой», звучит в Des-dur’e на фоне покачивающегося аккомпанемента (пример).

В момент признания, Снегурочку настигает гнев Ярило-солнца. Яркие лучи озаряют девушку, и источник жизни и любви – Солнце – сжигает её незнакомым Снегурочке жаром любовной страсти.

Сцена таяния является высшей точкой развития драмы Снегурочки. Лирическая сторона получает здесь наиболее полное выражение. Ариозо Снегурочки состоит из нескольких контрастных разделов и включает материал ариетты из пролога. Мотивы, характеризующие Снегурочку, представлены в этой сцене в новом свете. Так, первая фраза Снегурочки «Великий царь» развивает фразу «людские песни», а так же начальный мотив ариетты (пролог) и грозный мотив Ярило-солнца. Она является вступительным разделом к самой сцене таяния. Ведущие образы – томление, сладкое блаженство (пример). Тематический материал окрашен в теплые тона, звучит у флейты. Огромные выразительные функции падают на гармонию и тембровое обновление. Основная тема звучит и в оркестре у солирующей скрипки, вместо гобоя в прологе. Вместо гармонизации трезвучиями в прологе, Р-К использует септаккорды разных ступеней, придающие звучанию сладостную экспрессивность и зыбкость. Тема проводится 4 раза, это придает сцене черты рондальности. В кульминации еще раз появляется обращение к Мизгирю «О, милый мой». Сцена завершается проведением в оркестре растворяющегося глиссандо арфы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: