Семинар по истории стран и народов.




Вопрос №1.

О семи чудесах света писали «отец истории» Геродот и «отец географии» Страбон, Павсаний и Плиний Старший, но я ориентируюсь на дошедшее до нас тоненькое – едва в двенадцать страниц – сочинение «О семи чудесах света» Филона Византийского, жившего примерно в Ш веке нашей эры. Почему семь? Это число считалось священным числом бога Аполлона, и ещё с древности именно оно считалось полным, законченным и совершенным.Во времена расцвета Древней Эллады мир вокруг казался ее жителям уютным, потому что они знали только небольшую часть, и красивым, так как жили они в окружении чудеснейших произведений искусства и гигантских (по тем временам) инженерных сооружений. Вот они: Статуя Зевса Олимпийского, Александрийский маяк, Колосс Родосский, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды Эфесской, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне и Египетские пирамиды.

Точно так же как их не видел Филон, не можем их видеть и мы, кроме одного, самого старого: Египетских пирамид. Остальные чудеса погибли ещё в древности от землетрясений, пожаров и людей.Но те семь чудес света, о которых мы знаем сейчас были далеко не единственными. Путешественники, бороздя из конца в конец Средиземное море, удивлялись и поражались многому, что встречалось на их пути, и оставили описания разных архитектурных шедевров, они тоже вошли в историю, но по разным причинам не попали в список именно самых главных, список семи.

Ø Египетские пирамиды самое древнее из всех чудес и единственное «дожившее» до нашего времени. Располагаются они недалеко от современного Каира и тянутся на десятки километров до самого Фаюмского оазиса. Считается, что первую пирамиду построил фараон Джосер (около 2780-2760 до н. э), она сравнительно небольшая: высотой около 60 метров и состоит из 6 огромных ступеней. Но, пожалуй, самыми известными являются 3 гигантские пирамиды фараонов IV династии, построенные в 3 – 2 тысячелетии до н.э.: Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Первая, самая большая, имеет высоту 137 метров, длина ее стороны 233 метра, сложена она из 2 млн. 300 тысяч каменных глыб, каждая весом 2,5 тонны. Пирамиды строились в течении примерно 20 лет, одновременно в строительстве участвовало около 100 000 рабочих, сменявшихся каждые три месяца. Пирамиды были очень красивы, облицованные снаружи отполированными плитами, они ослепительно сверкали в лучах горячего египетского солнца, внутри белый известняковый пол хорошо гармонировал с розовыми гранитными столбами и темно-зелеными статуями фараона. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов Египта. Более поздние правители уже не строили таких сооружений.

 

Ø Висячие сады были созданы около 700 лет до н.э. по приказу вавилонского владыки Навуходоносора Второго для своей любимой жены, которая была родом из зеленой гористой страны Мидии (северный Иран) и очень тосковала в пыльном Вавилоне. Они представляли собой неправильный четырехугольник со сторонами 42 и 34м, расположенный с северо-западной стороны его огромного дворца, и представляли собой гигантскую пирамиду, состоявшую из четырех ступеней-платформ, напоминавших горные уступы. Опорами были колонны высотой до 25 метров. Каждая платформа состояла из который были уложены толстые свинцовые пластины – всё это были меры предосторожности, чтобы поливная вода не просачивалась с верхних ярусов на нижние. На свинцовые пластины был насыпан слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы в нем росли цветы и травы, кусты и деревья. Вода для поливки этого огромного зеленого холма бралась из реки: рабы постоянно крутили большие водоподъемные колеса, зачерпывающие кожаными ведрами речную воду, подававшуюся по трубам внутри колонн на верхние ярусы.

Эти сады очень нравились Александру Македонскому, и именно среди их зелени он и скончался. Постепенно всё пришло в запустение: перестали качать воду для полива – так погибли почти все цветы и деревья, потом огромное наводнение подмыло столбы, и обожженные в спешке кирпичи не выдержали – гигантское сооружение рухнуло.

По ошибке, это сооружение названо именем ассирийской царицы Семирамиды, правившей примерно за 200 лет до Навуходоносора Второго.

Ø Храм богини Артемиды в Эфесе был построен греками в 550 г. до н.э. Собственно говоря, храмов на этом было множество, одни сгорали, другие были разрушены землетрясениями, а третьи просто ветшали от времени. Но наиболее известными и вошедшими в историю оказалось два. Первый был построении архитектором Херсифроном: в мягкой болотистой почве был вырыт глубокий котлован, заполненный смесью древесного угля и шерсти – это послужило своеобразной «подушкой» от многочисленных в этой местности землетрясений. При строительстве этого храма возникало множество задач, для решения которых было найдено множество нестандартных решений, но о самом храме мы знаем очень мало: как выглядела статуя Артемиды, какие ещё колонны, картины, фрески там были – неизвестно. И все это «благодаря» Герострату. Простой человек захотел прославиться, войти в историю навечно – у него это получилось: в 356г. до н.э. он сжёг храм, простоявший менее 100 лет… Существует предание что именно в этот день родился Александр Македонский.

А храм было решено отстроить вновь, только теперь в еще больших масштабах. Что и сделал преемник Херсифрона Хейрократ. Новый храм имел 109 метров в длину, 50 - в ширину, и его в два ряда окружали 127 колонн 20-метровой высоты, внутри он был украшен великолепными полотнами греческих художников, золотыми и серебряными статуями богини. Этот храм и был признан чудом света.

Он долго оставался прибежищем язычников, и был люто ненавидим ранними христианами. В 263 году готы разграбили храм. А когда Эфес вошел в состав Византии, его крыша была разобрана, и храм рухнул…

Ø Статуя Зевса в Олимпии воздвигнута в 430 г. до н.э. Случайно или нет, но это единственное из чудес находившееся на территории Европы… Олимпия – место где согласно древнегреческим мифам Зевс победил своего отца Крона и родина учрежденных в честь этого события Олимпийских игр. Впервые они состоялись в 776 году до н.э., а через более чем 200 лет появился храм, посвященный Зевсу, который стал главной святыней не только города Олимпии, но и всей Эллады, его размеры: длина – 64 метра, ширина – 28, высота внутреннего помещения около 20 метров. Украшением храма являлась статуя Зевса Олимпийского работы великого Фидия, по описаниям очевидцев, ее высота была от 12 до 17 метров, изготовлена она была из дерева, лицо, руки и другие обнаженные части тела покрывали розоватые пластины из слоновой кости, волосы, борода, плащ, сандалии и венок на голове покрывали пластины золотые, в глазах – драгоценные камни, в одной его руке была золотая статуя богини победы Ники, в другой – жезл. Трон, на котором восседал Зевс, тоже был богато украшен барельефами из слоновой кости и золотыми статуями других Олимпийских богов. Перед статуей был устроен специальный бассейн, в который стекали остатки оливкового масла, после обработки им статуи от сырости. Темная поверхность маслянистой жидкости отражала падающий из дверей свет, лучи его шли вверх, и казалось, что сама статуя излучает божественный свет. Существует легенда, что закончив работу Фидий подошел к статуе, поднял голову вверх и спросил: «Доволен ли ты, о, великий Зевс?». Ему в ответ сверкнула вспышка молнии, разбившая мраморный пол перед статуей – Зевс был доволен…

Первые византийские императоры, еще умевшие ценить красоту древностей, со всеми предосторожностями перевезли статую в Константинополь. Но в V веке нашей эры во время пожала уничтожившего дворец императора Феодосия П, статуя погибла…

Ø Мавзолей в Галикарнасе был построен примерно в то же время, что и второй храм Артемиды Эфесской. Владыка Карии Мавсол был правителем жестким и несправедливым, но и у тиранов бывают любящие женщины. Артемиссия – родная сестра и любимая жена Мавсола проливала горячие слезы над телом умершего, и эта гробница считается таким же памятником любви как Висячие сады или Тадж-Махал. Но это не совсем верно. Такое огромнейшее сооружение обычно строилось не один год, а Артемиссия умерла через 2 года после смерти Мавсола. А еще через 20 лет Александр Великий осматривал мавзолей готовым. Значит его начали строить ещё при жизни Мавсола. Огромнейшее трехярусное почти квадратное сооружение высотой около 60 метров состояло из погребальной камеры высотой около 20 метров и площадью примерно 5000 кв.м., построенной из кирпича и облицованной снаружи плитами из белого мрамора, украшенных по верху фризами знаменитых греческих зодчих, где собственно и были похоронены Мавсол и Артемиссия. Второй ярус, окруженный колоннадой из 36 колонн и скульптур, являлся заупокойным храмом, в котором приносили жертвы. Третий представлял собой многоступенчатую пирамиду, на вершине которой стояла квадрига: колесница, запряженная четверкой лошадей, в которой стояли статуи Мавсола и Артемиссии.

С приходом в эти места римлян имя царя стало звучать как Мавзол, а гробницу назвали Мавзолеем. С тех пор именно так стали называть все крупные усыпальницы.

Мавзолей простоял почти 2 тысячи лет и был окончательно разрушен рыцарями крестоносцами в 1522 году.

Ø Статуя Гелиоса в Родосе или Колосс Родосский была задумана как памятник покровителю острова богу Гелиосу, покровителю острова, и в благодарность за помощь в снятии осады потомков греческих завоевателей, в 304 г. до н.э. После снятия осады, греки бросили на берегу огромную обитую железом гелиополиду – осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта, которую приводили в движение три тысячи четыреста воинов. На деньги от продажи гелиополиды «на металлолом» и был возведен тридцатишестиметровый Колосс. Основу его составляли три массивных каменных столба, скрепленных поперечными балками на уровне плеч и пояса. На эти столбы и балки крепили железный каркас и сразу же обшивали его чеканными листами бронзы. Вся эта работа длилась двенадцать лет, и все двенадцать лет статую никто не видел: для удобства делавших ее мастеров, она была окружена насыпью, и после обшивки очередного пояса, насыпь подсыпали выше. И только по окончании строительства насыпь была убрана, и перед родосцами предстал их могущественный и прекрасный покровитель, вглядывающийся в даль из-под приложенной к глазам правой руки, и поддерживающий ниспадающее до земли покрывало левой.

Стоявший на берегу гавани на искусственном, облицованном белым мрамором холме, сверкающий бог в лучистом венце был виден за много километров от Родоса. Но простоял он совсем недолго: через пятьдесят лет во время разрушительнейшего землетрясения у Колосса лопнули колени, и он упал на землю. Отсюда и пошло выражение: «Колосс на глиняных ногах». Лежавшая на берегу статуя поражала всех огромными размерами, отсюда и пошли легенды, уверявшие что размер Колосса был намного больше чем в реальности, перенесшие его ко входу в гавань и говорящие, что он стоял на двух островах и между его ног проходили корабли…

Тысячу лет пролежал на земле поверженный бог, пока в 977 году местный правитель – арабский наместник – продал его купцу. Понадобилось 900 верблюдов, чтобы уложить все бронзовые части разрезанного на куски Колосса…

Ø И седьмое чудо света – Александрийский маяк, был воздвигнут на острове Фарос в 285 г. до н.э архитектором Состратом Книдским во время правления царя Птолемея Второго. Александрия была городом богатым, имеющим огромный флот, гигантские каменоломни, и огромный мусейон – это и академия, и жилище ученых, и технический центр, и школа, и библиотека одновременно. Но у нее была очень неудобная, из-за ежегодного наноса ила Нилом, гавань Поэтому и решено было для удобства мореплавания возвести маяк. Построили его очень быстро – всего за пять лет. Трехэтажная башня высотой 120 метров, облицованных белым мрамором, в основании которой был квадрат со стороной 30 метров. Первый этаж высотой 60 метров был сложен из огромных каменных плит, на нем находился второй – сорока метровый восьмигранник, и третий – круглая, обнесенная восемью колоннами башня, увенчанная 8-метровой бронзовой статуей Посейдона, внутри которой и был сам маяк – постоянно горевший огромный костер, свет которого, усиленный очень сложной системой зеркал, был виден, по разным сведениям, на расстоянии от 60 до 100 километров. Топливо для костра доставляли по огромной спиральной лестнице, находящейся внутри маяка.

Маяк служил не только собственно маяком, а был еще и наблюдательным пунктом: с его вершины, благодаря все той же системе зеркал, можно было увидеть приближение вражеского флота задолго до его появления непосредственно у стен города. Благодаря ученым мусейона на маяке было много сложный астрономических приборов того времени, а так же часы и флюгера.

Разрушался маяк не один раз, и в основном землетрясениями, но каждый раз его восстанавливали, пока землетрясение 1326 года его окончательно не разрушило. Остатки его стен послужили основанием крепости Кейт Бей, которая стоит и поныне.

А название острова: Фарос – стало означать: маяк… скорей всего отсюда и пошло название: фара – источник света…

Вопрос №2.

· Мегалитические храмы Мальты(Джгантия, Мнайдра).

Загадочные мегалитические храмы Мальты входят в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО, как единая группа. Этим удивительным святилищам более 5 тысяч лет. Каждый мегалитический храмовый комплекс развивался самостоятельно, некоторые были сооружены еще до постройки египетских пирамид, другие – в бронзовом веке. До сих пор ученые пытаются найти разгадку их появления

На острове Гозо расположен комплекс из двух храмов Джгантия, это самые древние отдельно стоящие памятники и самые древние сооружения бронзового века, сохранившиеся в мире. Они подтверждают, что остров был обитаем еще за тысячу лет до постройки египетских пирамид в Гизе. Ранее местные жители думали, что эти мегалиты были построены великанами-гигантами, насколько они поражали своими масштабами. В мальтийском языке «Джгантия» означает «гигант».Оба храма имеют по пять апсид, соединенных центральным коридором, ведущим в трифолий. Они сооружены с использованием ложковой и тычковой техник кладки, из блоков кораллового известняка, некоторые из которых имеют более пяти метров в длину и весят около 50 тонн.

Мнайдра – это комплекс из трех храмов, расположенный меж утесов южного побережья острова Мальта. По своей планировке он напоминает листок клевера. Верхний храм, относящийся к 3600-3200 гг. до н.э., является самым древним, это трёхапсидное здание из кораллового известняка. Нижний, самый хорошо сохранившийся храм был спроектирован и построен по астрономическим закономерностям, поэтому 20 марта и 22 сентября лучи солнца проходят точно через специальным места храма в соответствии с замыслами архитекторов. Средний храм был построен в поздний Таршиенский период и располагается между двумя другими.

Храмы были открыты сравнительно недавно – только в 1960-х годах. Сами храмы сохранились довольно плохо, но на их территории были сделано очень важные находки, относящиеся к периоду раннего неолита.

· Стоунхендж.

Стонхендж - одна из наиболее посещаемых археологических достопримечательностей в мире. Мистическая атмосфера Стонхенджа притягивает сюда такое множество туристов, особенно во время летнего солнцестояния, что уже была выражена озабоченность по поводу причиняемого памятнику вреда. В результате место было огорожено и доступ публики к камням ограничен.

Стоящий в чистом поле посреди равнины Солсбери в Уилтшире, Стонхендж представляет собой загадку, которая, кажется, стара как мир.Странные концентрические каменные круги, из которых состоит это сооружение, - результат смены археологических эпох, происходившей на протяжении тысячелетий. Памятник, связавший конец каменного и начало бронзового веков, возводился в три или даже четыре этапа в течение приблизительно 1500 лет. Однако основные работы производились между 1800 и 1400 годами до н. э. Но то, что осталось от Стонхенджа сегодня, - это лишь бледная тень былого великолепия. Более половины камней либо упали, либо ушли под землю, либо исчезли каким-нибудь другим образом. Строительство началось примерно за 2800 лет до н. э. (некоторые специалисты полагают, что за 3800), когда был выкопан широкий кольцевой ров и в образовавшейся земляной насыпи было сделано 56 выемок, названных впоследствии «шахтами Обри» в честь открывшего их в XVII веке Джона Обри. Потом эти ямы были залиты раствором. Считается, что первый установленный там гигантский камень, Хилстоун, стоящий у входа в земляное сооружение, до сих пор остался на своем первоначальном месте. Еще два кольца шахт, кольцо У и кольцо Z, которые, возможно, были вырыты с астрономическими целями, располагаются между «шахтами Обри» и массивными каменными кольцами в центре. Около 2100 года до н.э. из Уэльса было привезено 80 глыб голубого песчаника, из которых было сложено два концентрических круга. Позже вместо них было сооружено кольцо из 30 огромных песчаниковых монолитов, называемых сарсенами. Внутри этого кольца находились две подковообразные конструкции - внешняя состояла из пяти сарсеновых дольменов (двух вертикально стоящих камней - менгиров и одного горизонтального, лежащего на них как перекладина), а внутренняя - из 19 кромлехов (отесанных плит голубого песчаника). Единственным инструментом, имевшимся в распоряжении строителей, была мотыга, сделанная из рогов благородного оленя. Поэтому-то эти архитектурные памятники просто поразительны. Саксы назвали мегалит Стонхенджем, что означает «висячий камень». А средневековые переписчики упоминали его под поэтическим именем «Игрушка великана». Хотя большинство ученых сходились во мнении, что это место связано с отправлением религиозного культа, о его истинном предназначении ничего не было известно. Например, живший в XVII веке архитектор Иниго Джонс утверждал, что камни - это развалины римского храма. Но в XVIII и XIX веках общепринятой стала точка зрения, согласно которой каменный круг не что иное, как храм друидов, где поклонялись солнцу и приносили в жертву людей. Вряд ли это соответствует действительности, поскольку Стоунхендж был построен по меньшей мере за 1000 лет до расцвета друидического культа. Совсем недавно астрономы, утверждающие, что они якобы «расшифровали» камни, выдвинули гипотезу, согласно которой Стонхендж - это доисторический вычислительный механизм, астрономический календарь или астрономический калькулятор. Это следует из того, что расположение камней, похоже, имеет непосредственное отношение к движению Солнца, Луны, планет и их постоянно меняющихся взаимных влияний. Таким образом, единой теории, которая объяснила бы загадочное и легендарное прошлое Стонхенджа, пока нет.

· Зиккурат в Уре.

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый из них был самостоятельным государством, имевшим своего правителя и армию. В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре. Позднее зиккурат в Уре перестроили, увеличив число ярусов до семи. Символически вселенная состояла из семи уровней; семь ярусов зиккурата отождествлялись с уровнями вселенной. В последующие годы зиккурат испытал лишь незначительные изменения, несмотря на разнообразие культур и народов, населявших Месопотамию.

· Мохенджо-Даро.

Древние города Хараппской цивилизации, основанные по преимуществу в бассейне Инда, отличались элементарной геометрической правильностью. Вскрытые раскопками английских и индийских археологов в первой половине XX в. Хараппа, Мохенджо-Даро, и ряда других городов оказались построенными по заранее продуманной схеме, что позволяет говорить о возможном существовании сильной централизованной власти. Немаловажным является и тот факт, что главным строительным материалом для населенных пунктов служил обожженный кирпич на илистом или известковом растворе в отличие от многих городов Передней Азии, применявших лишь недолговечный кирпич-сырец. Из раскопанных поселений лучше других сохранились руины Мохенджо-Даро, спланированного в виде правильно очерченного прямоугольника со сторонами примерно 1100 х 1250 м в центральной части долины Инда. Город со всех четырех сторон защищали массивные оборонительные стены, к башням которых подходили широкие и прямые улицы, пересекавшиеся под прямыми углами. 12 кварталов города были образованы геометрически правильной системой улиц шириной от 5 до 10 м, строго ориентированных по странам света: две улицы - с запада на восток и три улицы-с севера на юг в соответствии с направлением северных и южных ветров.В делении города на две части, т. е. на цитадель и жилой район, использован был планировочный прием, общий не только для Хараппы и Калибангана, но и для других городов Древнего Востока. Цитадель занимала один из средних кварталов в западной части Мохенджо-Даро, Севернее и южнее цитадели две параллельные улицы пересекали город с запада на восток и соединяли башни противоположных оборонительных стен поселения, Цитадель располагалась на вершине небольшого холма и, несомненно, господствовала над городской застройкой. В числе крупных сооружений цитадели необходимо назвать здание дворца с двумя просторными внутренними дворами, который был обнаружен во время раскопок в северной ее части, а также крытый рынок в виде квадратного зала со стороной в 26 м, общественное зернохранилище и окруженный галереей бассейн длиной 12 м и шириной 7м.Прямоугольные кварталы жилого района состояли из лишенных украшений двух-трехэтажных зданий с внутренними двориками для очага. Большинство жилых домов, имевших комнаты для ритуальных омовений, посредством специальных каменных лотков присоединялось к городской системе водоснабжения и канализации, признанной одной из наиболее совершенных на Древнем Востоке.

· Минойский дворец в Кноссе.

Первая значительная цивилизация на берегах Эгейского моря возникла на греческом острове Крит в 1500 году до н. э. Великолепный город-дворец вы Кноссе символизирует её расцвет.

В 4 км от северного побережья Крита, в глубине острова, стоят древний город Кносс. Он был центром одной из великих цивилизаций, возникших в доисторическое время на берегах Эгейского моря. Согласно легенде, в Кносском дворце жили царь Минос и его дочь Ариадна. Подыскивая определения для открытой им культуры, британский археолог Артур Эванс остановился на слове "минойская". С тех пор и люди жившие на Кноссе, называются минойцами. Разрушительное извержение вулкана на соседнем острове Санторин превратило Кносс в руины. В результате минойскому влиянию пришёл конец. Лишь в начале 20 века благодаря масштабным археологическим раскопкам мир смог увидеть великолепный Кносский Дворец.Это громадное для того времени сооружение состоит из царских покоев и служебных помещений, кладовых и купален, коридоров и лестниц, которые хаотично группируются вокруг прямоугольного двора. Их расположение делает понятным, почему легенду о Минотавре, томящимся в лабиринте, стали связывать с этой беспорядочно созданной постройкой. В отличии от древних греков минойцы не владели искусством симметрии. Создается впечатление, что крылья, залы и портики их дворцов были зачастую просто " прилеплены" к тому месту, где они были нужны, вопреки законам гармонии.Тем не менее каждое жилое помещение было прекрасно в своей завершённости. Многие из них украшались искусными фресками с изображениями изящных фигур, благодаря чему мы можем заглянуть в жизнь минойского двора.На фресках стройные юноши в юбках занимаются спортом: кулачным боем и прыжками через быка. Жизнерадостные девушки со сложными причёсками также изображены прыгающими через быка. Минойцы были искусными резчиками, кузнецами,ювелирами и гончарами.В царские покои попадали по большой лестнице, отличающейся изысканностью и вкусом. Чёрные и красные сужающиеся к низу колонны обрамляют световую шахту, которая не только освещает расположенные внизу покои, но и является своего рода "кондиционером", обеспечивающим естественную вентиляцию дворца. Когда теплый воздух поднимался вверх по лестнице, можно было открывать и закрывать двери Царского зала, чтобы регулировать поток более холодного и наполненного ароматами дикого тимьяна и лимона воздуха, поступавшего с внешней колоннады. Зимой двери закрывались и в покои для обогрева приносили переносные печи.Западное крыло - это церемониальный и административный центр дворца. Три каменных колодца у западного входа использовались в религиозных церемониях, когда кровь и кости жертвенных животных вместе с подношениями (в основном это были мед, вино, масло и молоко)возвращались земле, из которой они появились Наибольшей роскошью в западном крыле отличается Тронный зал, в котором и сейчас стоит гипсовый трон с высокой спинкой, охраняемый расписанными грифонами. В зале могло разместится примерно 16 человек, пришедших на аудиенцию к царю. Перед входом в зал стоит большая порфировая чаша. Поставленная сюда Артуром Эвансом, который считал, что минойцы использовали её в ритуале очищения, прежде чем войти в святая святых дворца. Установка чаши - это один из мелких эпизодов в удивительной истории реконструкции Кносского дворца в том воде, в каком он существовал за 1500 лет до н. э. Археолог хотел воссоздать образ золотого века древней культуры.

· Храмы Карнака

·.Карнак назывался по-египетски ипет-сут, «Священнейшее из мест». Карнак был также «Избранным местом», «Небом на земле», а Фивы иногда называли «Гелиополем Юга», «городом света, где стояла нога Творца», «матерью городов великого бога, который существует от начала».Развалины Карнака занимают площадь более 100 га. Это самый большой храмовый комплекс Древнего Египта.В период расцвета Карнакский храм существовал за счет труда приблизительно 80 тыс. человек, ему принадлежало шестьдесят пять деревень, более 2000 км2 земли, огромные стада и судоверфь. Храм был центром огромного хозяйства, управление которым фараон поручал коллегии верховных жрецов. Храм представляет собой целый комплекс построенных в разное время сооружений с чередующимися залами и дворами разной величины, в которых возводились часовни и небольшие храмы, пилоны и обелиски. Храм представляет собой целый комплекс построенных в разное время сооружений с чередующимися залами и дворами разной величины, в которых возводились часовни и небольшие храмы, пилоны и обелиски. Карнакский храм Амона-Ра был соединен аллеями сфинксов с храмом Мут, храмом Амона в Луксоре и берегом Нила. Сохранилась часть сфинксов эпохи Аменхотепа III, остальные относятся к более позднему времени. Испытав потрясение от гигантских масштабов Карнака, невольно задаешься вопросом: не является ли этот комплекс памятников результатом случайного нагромождения сооружений, созданных в разные эпохи? Это не так. Карнак по праву считается единым целым. Фараоны строго следовали плану гармоничного развития комплекса. «Каждый новый пилон, – пишет архитектор Жан Лоффрэ, – все дальше отстоит от предыдущего. Соотношения между размерами пилонов и расстоянием между ними подчинены арифметической прогрессии».

Карнак является тройным храмом, или, точнее, комплексом из трех храмов.

На оси между востоком и западом, которая соответствует движению солнца, расположен большой храм Амона, окруженный оградой и выстроенный согласно классической схеме: монументальный пилон, большой двор, гипостильный зал, зал приношений, зал священной барки, святая святых.

Храм Амона расширяется с южной стороны. На оси север – юг, на пути, по которому следовали священные процессии, сооружены четыре пилона.

Точка пересечения обоих направлений между третьим и четвертым пилонами отмечена обелисками, которые воздвигли Тутмос I и Тутмос III.

К востоку от оси север – юг находилось большое священное озеро.

Второй храм, расположенный к северу от центрального святилища Амона и окруженный оградой, был посвящен богу Монту. Этот храм, к сожалению, разрушен.Третий храм посвящен богине Мут. Он находится к югу от храма Амона и, таким образом, является завершением аллеи сфинксов, которая соединяла ограды обоих храмов. Внутри ограды храма Мут с западной стороны находятся храм Аменхотепа III, собственно храм Мут, ее священное озеро и храм Рамсеса III.

 

· Большой храм Абу Симбела.

Подлинная жемчужина Нубии - храмы в Абу-Симбеле, маленьком городке, расположенном почти на границе с Суданом, в 280 км южнее Асуана. Грандиозный комплекс - второе творение Рамсеса в Нубии. Сложно даже представить себе, сколько времени потребовалось на его сооружение. Наравне с пирамидами Гизы и храмами Луксора они относятся к числу наиболее выдающихся памятников древнеегипетской архитектуры. Большой храм, фараона Рамсеса II, и малый, его жены Нефертари, были вырублены в скале в XIII веке до н.э. Рамсес приказал соорудить большой храм в Абу-Симбеле в ознаменование его победы над хеттами. Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога - Амон, Ра и Птах, Рамзес велел изобразить их, а заодно и себя, в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Так на широкой террасе у входа в храм появились четыре 20-метровые изваяния сидящего на троне фараона. У ног Рамсеса - скульптуры членов его многочисленной семьи - жены Нефертари, матери и нескольких детей, которых у него было более 200. Два раза в год -22 февраля и 22 октября - в Абу-Симбеле можно наблюдать уникальное световое представление: когда в 6 часов утра первый луч солнца проникает через входной портал и освещает коридор длиной 65 м, ведущий к культовой нише святилища, он и на секунду не коснется статуи бога Птаха, а на Амоне и Ра задерживается по 6 минут, чтобы затем в течение 12 минут ярко освещать Рамсеса II. Внутри храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с подсобными боковыми помещениями. В первый зал впускали всех, во второй - только \"благородных\", в третий - жрецов. В последний маленький зал входил лишь сам фараон со свитой. Там установлены четыре скульптуры, выполненные по тому же принципу, что и у входа в храм: боги Амон, Ра и Птах с лицами Рамсеса II и сам фараон. Большой зал просторен и высок. Все его стены и колонны от пола до потолка покрыты цветными рельефами и текстами. В основном они рассказывают о военных подвигах фараона. Рядом с большим храмом в скале вырублен храм поменьше, посвященный богине Хатор, которой приданы черты царицы Нефертари. В фасаде храма есть глубокие ниши, в которых установлены шесть фигур Рамсеса II и Нефертари высотой более 10 м. Внутренние помещения богато украшены цветными барельефами. В 60-х годах была проведена уникальная операция - храмы в Абу-Симбеле были аккуратно распилены и перенесены на новое, более высокое, место - сейчас они стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега, - ибо иначе их поглотило бы водохранилище им. Насера, созданное с возведением Асуанской плотины. 22 сентября 1968 года храмы в Абу-Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения и мы и сегодня можем любоваться его великолепием.

· Сокровищница Атрея в Микенах.

К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц - толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» - мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая. Внутренняя камера гробницы представляет собой монументальное круглое в плане помещение с (высоким около 13,5 м) куполообразным сводом. Стены и свод гробницы выложены из великолепно отесанных каменных плит и первоначально были украшены бронзовыми и золочеными розетками. По всей вероятности, именно здесь помещалось царское погребение, разграбленное еще в древности. Большинство из неописуемого и бесценного золота и изделий из слоновой кости, найденных в Микенах, выставлены в Национальном Археологическом Музее в Афинах. Гробницей Агамемнона – или Сокровищницей Атрея – называют крупнейшую из девяти купольных гробниц, открытых на сегодняшний день в Микенах.

· Набатейские гробницы в Петре.

Петра (от греч. petra «камень»; араб. Аль-Бутра) – древний город в Иордании, лежащий на склоне горы Хор. Он известен прежде всего зданиями, высеченными из цельного камня. Характерная для всех зданий Петры: и дворцы, и храмы, и гробницы — все было вырублено в монолитных скалах. Здания были врезаны в них неглубоко, иногда только тщательно обработанный фасад создавал иллюзию дворца, за ним же (кроме небольшой ниши) ничего не было. Настоящие жилые дома тоже были вырезаны в скалах. Они были двухэтажными, и на второй этаж, видимо, надо было подниматься по вырезанным лестницам, которые до нашего времени не сохранились. В набатейских гробницах сразу заметны черты национальной архитектуры, вместе с тем некоторые элементы позаимствованы как у египтян, так и у греков. Похожие гробницы есть в башнях города Эль-л-Эджр в Северной Аравии, и они могут помочь в определении даты сооружения гробниц Петры. Позже появляются гробницы с полукруглой аркой, позаимствованной в архитектуре Северной Сирии, и, наконец, сложные римские фасады, скопированные с римских храмов. Точные даты смен архитектурных стилей установить не удалось. Как ни странно, в Петре сохранилось очень мало надписей какой бы то ни было длины; возможно, они исчезли после эрозии цемента, которым были покрыты многие здания. Самые простые набатейские гробницы могут быть датированы примерно VI в. до н.э.

· Чавин-де-Уантар в Перу.

Культура Чавин (Chavin) развилась в перуанских Андах в 1200-1300 гг. до нашей эры и просуществовала до 400-200 г. до н.э. Название она получила от впечатляющего культового центра - селения Чавин-де-Уантар (или Чавин де Гуантар), расположенного на высоте 3500 м в Перуанских Андах, между двумя цепями гор. Открыты остатки платформ, храмовая каменная постройка ("Кастильо"), многочисленные подземные галереи, каменные статуи божеств, резные плиты с изображениями ягуаров, кондоров и фантастических существ. Культовый комплекс Чавин-де-Уантар был центром новой влиятельной религии, основанной на культе ягуара с оскаленными клыками и сосредоточенной вокруг оракула, который, как считали, находился в храме и якобы способен был предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с просьбами к богам. Ювелиры Чавин использовали обработку листового золота молотком, рельефные изображения на металле, пайку и сварку. Искусство этой эпохи схоже с искусством ольмеков - народа, населявшего побережье Мексиканского залива. Археологи уже доказали, что око



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: