Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на тему «Осень»
Цель: Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с заиканием двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционно – развивающие: Развивать темпо ритмическую сторону речи; Развивать речевое дыхание; Развивать фонематическое восприятие; Развивать артикуляционный аппарат.
Коррекционно - оздоровительные: Укреплять у детей с заиканием костно – мышечный аппарат; Развивать дыхание, моторные функции; воспитывать правильную осанку, походку, грацию движений.
Коррекционно – образовательные: Формировать двигательные умения и навыки; развивать пространственные представления; развивать координацию, переключаемость движений.
Коррекционно - воспитательные: Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение двигаться в соответствии с данным образом; Совершенствовать личные качества, чувство коллективизма.
Оборудование: листочки
Ход занятия:
1. Логопед: Дети - «здравствуйте», давайте мы с вами познакомимся.
Дети: Здравствуйте
Логопед: Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте отгадать про какое время года оно написано:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
Логопед: Самая радостная и красивая осень — в лесу. В городе хмуро и сыро, а в нашем волшебном лесу осень все раскрасила яркими красками. Мы на опушке леса.
Посмотри, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит, зовет.
|
Может вставить сразу после загадки? До марша
«МАШЕНЬКА»
Материал: колпачок-девочка; декорации леса: ели, берёзы и т. д., выполненные из картона и раскрашенные, — все деревья на подставках.
На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Вызывается ребёнок, он садится за стол и медленно дует на колпачок. Остальные дети комментируют: (Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла). Затем дует другой ребёнок и т. д.
Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т. д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.
А теперь Давайте встанем в кружок и немного погуляем.
1. Звучит «Марш». Ходьба, маршировка.
- Ходьба, руки на поясе.
По лесу мы все идем
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- Ходьба на пяточках, руки на поясе.
Высоко от земли пролетают журавли,
Все летят, должно быть это
Пролетает наше лето.
- Ходьба на носочках, с поднятыми руками.
На носочках тихо, тихо
Мы по листикам идем.
Руки выше поднимаем
Мы до неба достаем.
- Бег по кругу.
Мы по лесу побежали
И к полянке подбежали.
- Построение в круг.
Встали дружно мы в кружок
Дай мне руки, мой дружок.
. А теперь мы все подышим:
|
2. Дыхательное упражнение «Ветер».
«ВЕТЕРОК» Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Материал: небольшая трубочка из плотного картона или ватмана длиной 10—15 см и диаметром 3—5 см.
Педагог сначала сам дует на руку или волосы ребёнка, а затем просит его «подуть так же», т. е. приблизить свои губы к трубочке и сделать выдох.
Или
«ВЕТЕР»
Материал: «дерево» на подставке, крона которого состоит из разноцветных полосок бумаги.
«Дерево» ставится на маленький столик. Ребёнок присаживается к столу и 2—3 раза с перерывом дует на его крону, т. е. на полоски бумаги, изображая ветер.
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф.
И качает так листок — ф-ф-ф. Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф.
И качает так листок — ф-ф-ф. Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки. Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а.
Рябиновый — и-и-и.
Березовый — о-о-о.
Дубовый — у-у-у.
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
А наши листочки падают с больших деревьев, давайте посмотрим как:
3. Упражнение, регулирующее мышечный тонус. Мы проговариваем текст и выполняем движения. «ДЕРЕВЦЕ»
Дует ветер нам в лицо. (махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревце. (руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)
Ветерок всё тише-тише, (плавно опустить руки)
Деревце всё выше-выше. (поднять руки и тянуться вверх)
4. Упражнение для общей и мимической моторики «Осень». Описание. Дети сидят в кругу.
Осень солнцу улыбнулась – дети улыбаются
Обсушилась (трясут кистями)
|
Отряхнулась (поглаживающие движения от плеча к кистям)
Раскраснелась (руки в стороны)
Разошлась (руки на пояс)
Бабьем летом назвалась (улыбаемся).
Музыкальное сопровождение (по выбору муз. руководителя, в ритме текста)
5. Пальчиковая гимнастика.
Цель: совершенствование ритмического чувства, развитие пальцевой моторики Описание. Дети сидят в кругу.
Капли первые упали (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки
И детишек напугали (указательный и средний «бегут» по центру ладошки)
Дождик застучал сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)
Птички скрылись сквозь ветвей (помахивание скрещенными кистями –«птички»)
Дождь полил как из ведра сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)
Разбежалась детвора (указательный и средний «бегут» по центру ладошки в ритме музыки)
В небе молния сверкает (руки сжаты в кулак, раскрываем резко пальцы- «молнии»)
Гром все небо разрывает (стучат кулачком о кулачок).
А потом из тучи солнце (руки поднимаем вверх, пальца раскрыты –«солнце»)
Вновь посмотрит нам в оконце (одна рука, согнутая в локте, над головой, другая - под подбородком – «окошечко»).
Не забыть в конце упражнения попросить детей улыбнуться.
Муз. сопровождение: «Дождик и слезинки» муз. Н. Лукониной
6. Подвижная игра
«Слушай внимательно»
Цель – развитие слухового внимания. Дети под маршевую музыку шагают по залу. –Если педагог ударяет
- один раз по бубну, дети останавливаются. В это время музыка не звучит
- два удара – дети должны присесть
7. Упражнение «Дождик» на координацию движения с музыкой и речью.
Дети.
Дождик, дождик на дорожке
(стучат кулачками друг о друга).
Он намочит наши ножки
(наклоняются, хлопают ладонями по коленям).
Нужно ножки поднимать
(стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).
Через лужицы скакать
(указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).
Вот так, вот так
Через лужицы скакать
(прыжки из стороны в сторону).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(семенящий бег на месте).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(присесть — «спрятаться в домик»).
8. Артикуляционная гимнастика.
У. -д. Ох, долгий, долгий путь.
Присядем отдохнуть.
Дети садятся на коврик.
Логопед показывает предметные картинки (солнышко, дождик, грибок, ветерок, говорит слова и показывает соответствующее упражнение, а дети выполняют.
«Улыбка»: Солнышко нам улыбнётся (губы сомкнуты и растянуты в улыбке).
«Дождик»: Дождик каплями прольётся (рот приоткрыт, язык стучит в верхние резцы: т-т-т-т-т).
«Грибок»: Вырастет грибок (прижать кончик языка к нёбу, оттягивая нижнюю челюсть вниз, таким об-разъ=ом растягивая подъязычную связку).
«Ветерок»: Подует ветерок (рот открыт, широкий распластанный язык лежит на нижней губе, дуть на него: ф-ф-ф-ф).
9. Хороводная игра «По малину в лес пойдём»
Цель: Развитие чувства коллективизма, умение согласовывать движения с музыкой. Описание: дети стоят в кругу, взявшись за руки).
1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем
в лес пойдем (дети идут по кругу).
Плясовую заведем, заведем, заведем
(поочерёдно выставляют ноги)
Припев:
Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
2. Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)
Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок.
(щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудью Припев: движения те же
3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)
Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).
Припев: движения те же.
4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»).
Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»).
Припев: движения те же.
Муз. сопровождение А. Филиппенко «По малину в сад пойдём»
Мы погладим лобик
Мы погладим щечки
Мы погладим шейку
Мы погладим носик
Мы погладим ручки
Мы погладим ножки
Формула «формулу расслабления».
Музыкальное сопровождение:
Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят "волшебные" слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга).
Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).
Хорошо нам отдыхать…но пора уже вставать!
Используемая литература:
1)Рузина М.С. «Пальчиковые и телесные игры для детей»
2)Музыка Н.Лукониной «Дождик и слезинки»
3)Н.В.Нищева Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду.