Составьте словарь «Выдающиеся персоналии России времен Николая II» (20-30 персон).




Схемы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Заполните таблицу.

Событие Дата
1. Крестьянские волнения в Полтавской и Харь­ковской губерниях, стачки и демонстрации рабочих в Златоусте, Одессе, Киеве и др. 1902-1903
 
40. В Пскове Нико­лай II подписал акт отречения от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. 2 марта 1917 г

4. Фишбоун (развернутый смысловой план).

Подготовка Фишбоуна («рыбьего скелета»).

Варианты

На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие им факты, аргументы.

На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие им следствия.

На верхних косточках – отрицательное, на нижних – положительное.

На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения.

Всегда: в голове – тема, на хвосте – общий вывод.

Пример: «В гибели императорской России виноваты царское правительство и Николай II».

Причины Факты, аргументы
Россия значительно отставала от передовых стран Запада в социально-экономическом отношении. Национальный доход в расчете на одного человека составлял 89 рублей в год, что было в 5-8 раз меньше, чем в США, Великобритании, Германии и Франции.
Царское правительство не предпринимало достаточных усилий, чтобы предотвращать революции. Правительство не предприняло реальных мер по облегчению положения рабочих, подавляя их выступления.  
Революции в России не привели к решению главных социально-экономических и политических вопросов. В руках императора оставалась вся полнота власти, власти могли ликвидировать любую легальную организацию, заподозренную в оппозиции к царизму.
Деятельность П.А. Столыпина была направлена на уничтожение или уничтожение демократических достижений революции 1905-1907 гг. Столыпин был одним из инициаторов нового избирательного закона 1907 г., по которому значительно ограничивались избирательные права крестьян и рабочих, он был создателем военно-полевых судов.
В ходе Первой мировой войны русская армия действовала неудачно, что отразилось на развитии страны. В 1914 году 1-я и 2-я русские армии потерпели поражение в Пруссии; в 1915 году русские войска были вытеснены из Галиции и Польши; в 1916 году русская армия не смогла добиться разгрома Австро-Венгрии и вывода ее из войны; в 1917 году русская а р м и я потерпела поражение в ходе наступления на Юго-Западном фронте.
ВЫВОД
Падение монархии и гибель государственности в 1917 г. были предопределены значительными ошибками в политическом курсе страны, отказом от необходимых реформ в политическом и социально-экономическом направлении.

Возможные темы для составления фишбоуна: Внутренняя политика Николая II была неудачной, Внутренняя политика Николая II была удачной, Внешняя политика Николая II была неудачной, Внешняя политика Николая II была удачной.

Составление синквейна (“биографический штрих”), посвященного выдающемуся деятелю отечественной истории (полководцу, министру, священнику, правителю, ученому, первопроходцу, иконописцу, архитектору, художнику, писателю и т.д.)

Методика работы с синквейном позволяет, действуя по определенному алгоритму, сформировать чёткое представление об определённой эпохе, событии, исторической личности и т.д.

· в первом блоке – краткая автобиография (семья, образование, работа);

· во втором блоке – главные понятия автобиографии (достижения в карьере, должности);

· в третьем блоке – влияние на различные сферы общественной жизни (вклад в развитие страны);

· в четвертом блоке – отношение к достижениям деятеля со стороны истории;

· в пятом блоке – итог, оценка (резюме).

 

 

·

       
 
 
   

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

 


6. «Характеристика войн». Варианты: Война с Японией в 1904-1905 гг., Первая мировая война в 1914-1918 гг.

1. Причины войны, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

7. «Характеристика общественных выступлений (бунтов, восстаний, революций)». Варианты:революция 1905-1907 гг.

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности.

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

8. «Характеристика политического строя государства». Варианты: Правление Николая II.

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:
А) глава государства, его полномочия;
Б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
В) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
Г) судебные органы;
Д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
Е) местные органы власти.

9. «Характеристика культурного развития». Варианты: Правление Николая II.

1. Духовная жизнь общества (религия, философия, идеология).
2. Искусство (архитектура, изобразительное искусство, скульптура, музыка, театр, кино и прочее).
3. Образование (начальное, среднее, высшее).
4. Наука и техника (открытия, изобретения).
5. Литература (религиозная, светская; поэзия, проза).
6. Народное творчество (музыка, танцы, песни, устное творчество).
7. Быт (обычаи, традиции, обряды).

10. «Характеристика экономического развития». Варианты: Правление Николая II.

1. Земледелие.

2. Животноводство.

3.Агротехника (+орудия труда).

4. Характер производства (ремесленная мастерская или мануфактура, или фабричное производство).

5. Торговля (внутренняя и внешняя).

6. Строительство.

11. «Характеристика реформ». Варианты: реформы С. Ю. Витте 1892-1903 гг. аграрная реформа П.А. Столыпина.

1. Предпосылки.
2. Типы.
3. Цели.
4. Характер.
5. Методы.
6. Этапы.
7. Результаты, итоги.
8. Историческое значение.

Домашнее задание.

1. Напишите историческое сочинение по одному видному деятелю эпохи правления Николая Александровича II (1894-1917). Например, Азеф, Александра Федоровна, Бальмонт, Бердяев, Блок, Брусилов, Бунин, Вернадский, Витте, Гапон, Горький, Гумилев, Дягилев, Есенин, Зубатов, Качалов, Клейн, Ключевский, Кондатенко, Куприн, Ленин, Малевич, Мандельштам, Мартов, Маяковский, Мечников, Милюков, Николай II, Плеханов, Распутин, Рождественский, Руднев, Рябушинский, Серов, Скрябин, Станиславский, Немирович-Данченко, Столыпин, Стравинский, Толстой, Ханжонков, Шаляпин, Шанявский, Шехтель, Шмидт, Щусев.

Алгоритм выполнения задания

• Выделите события/явления/процессы, происходившие в данный период.

• Вспомните, какие личности осуществляли свою деятельность в данный исторический

период.

• Какова их роль в данных событиях?

• Составьте фразу, показывающую роль личности в данном историческом периоде. Помните, что необходимо указать роль двух личностей в событиях (явлениях/процессах) указанного периода.

• Выделите, какие события (явления/процессы), имели причины/следствия. Определите, в чем заключались причины/следствия выбранных Вами событий (явлений, процессов).

• Сформулируйте две причинно-следственные связи событий (явлений, процессов) выбранного Вами периода.

• Какой исторический период следовал за выбранным Вами периодом? Подумайте, какое влияние на него (или дальнейшее развитие страны) оказал рассмотренный Вами период.

• Сформулируйте и запишите данное влияние.

• Проверьте работу, которая у Вас получилась. Исправьте ошибки.

Составьте словарь «Выдающиеся персоналии России времен Николая II» (20-30 персон).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: