Процесс и стратегия использования различных сфер Википедии.




a) Фонд Викимедиа, Образовательный Проект Викимедиа и GLAM. У Фонда Викимедиа имеются две отличные программы по привлечению институтов: Образовательный Проект Викимедиа и GLAM. Многочисленные институты и организации глобального масштаба, в частности Британский Музей, Городская территория Сидней, Федеральный Архив Германии, Смитсоновский Институт и Гарвардский Университет, участвуют в этих программах. Эти программы дают учащимся хорошую возможность контактировать с людьми национальных и международных институтов, создавать контент в Википедии, а также признать и принять её как полезное средство обучения.

b) Подготовка учителей и Специалистов по Википедии на Месте. Для увеличения количества мероприятий Википедии и ради привлечения большего числа участников необходимо сформировать команду квалифицированных специалистов.

c) Производство аудиовизуальных ресурсов (изображения и аудио) для Wikimedia Commons. Несмотря на то, что написание статей и редактирование текстов это основная деятельность, предоставление фотографий и других ресурсов в хранилище Wikimedia Commons крайне важно. Только те материалы, одобренные Wikimedia Commons, могут появляться в Википедии, так как это гарантирует наличие лицензии на использование и бесплатное распространение. В Wikimedia Commons каждое изображение имеет свою страницу с описанием, ссылками на лицо, его предоставившее (в нашем случае – институт), и метаданные. Эти страницы разделены на категории и легко находятся через поисковую систему.

d) Производство контента для Википедии на испанском, английском и других языках.

e) Создание институциональной программы. Дабы иметь место быть, а также получать формальную поддержку от Википедии, проекты должны быть признаны на институциональном уровне; это означает, что они являются частью специфической группы, созданной для совместной работы с Википедией. Важно, чтобы участие было построено как долговременная программа, дабы была возможность достичь большего влияния и размаха. Институциональная программа характеризуется развитием культуры производства бесплатного распространяемого контента, посему группа учителей может подробнее познать технологию Википедии и работу её сообщества. Правильно делать свой вклад в Википедию – не просто, поэтому, для достижения успеха, учащимся и учителям требуются наставники, способные помочь им в этом деле. Фонд Викимедиа разработал систему представителей, добровольцев, которые являются наставниками учителей и учащихся.

Также важно, чтобы учителя, получающие подготовку от Википедии, относились к разным департаментам, из-за чего учащиеся смогут чаще выгодно использовать различные возможности. Для поддержания этого процесса в институте должен быть один учитель, который является экспертом по Википедии, также известный как «Специалист по Википедии на Месте». Эти Специалисты должны поддерживать контакты с другими учителями и другими образовательными инстанциями, ради того, чтобы развить программы и сделать участие университетов более заметным в сообществах редакторов.

f) Студент-специалист по Википедии. Концепт специалиста по Википедии на Месте может также распространяться на студентов. Существует множество музеев, архивов и других учреждений, которые могли бы извлечь выгоду из сотрудничества с Википедией, но не знают, как это сделать. Проект рассматривает возможность подготовки опытных Специалистов, которые бы продолжили обучение посредством сотрудничества с этими учреждениями. Эти студенты-специалисты прекрасно способствуют развитию программы.

g) Производство контента, который будет позже использован Википедией. Одним из ограничений, установленных Википедией по отношению к контенту, это запрет на использование первичных источников, то есть, оригинальной информации, которая ранее не публиковалась в достоверных источниках (книгах, статьях, журналах, газетах). Многие вещи, которые должны бы быть частью Википедию, все еще не разобраны ввиду отсутствия источников. Один из способов, которым университеты могут решить эту проблему, это создание институциональных изданий, основанных на первичных источниках: интервью, исследования, новостные статьи о людях или темах, а затем, использование их для написания статей в энциклопедии. Под проектом Вики-Биография студенты могут проводить интервью и изучать проекты под руководством их учителей. Они могут публиковать статьи в Вики-Биографии (с присвоением авторства) при помощи бесплатного лицензирования, а затем адаптировать текст к Википедии с ссылками на оригинальный текст.

h) Репрезентация в Сообществах Википедии. У Википедии есть собственное сообщество редакторов в каждом языке, и это сообщества обладают разными индивидуальными особенностями. Если бы больше ученых понимало, как работает испанская Википедия, то было бы больше возможностей для поддержки, корректировки и оценки статей, написанных студентами. К тому же, это сообщество редакторов способствует созданию групп, направленных на помощь учителям в работе с проекта испанской Википедии. Важно также подумать о привлечении учащихся и учителей, говорящих на других языках, и заключать договоры с другими институтами по производству статей на большем количестве языков.

i) Посещение международных мероприятий Википедии. Фонд Викимедиа и другие организации проводят некоторые мероприятия, относящиеся к распространению Википедии и вики-мира. Самое важное – это Викимания, которая проводится каждый год. Посещение этих мероприятий Специалистами по Википедии очень важно, так как там они могут познать её сообщество и создать интернациональные сети, позволяющие им распространить информацию о работе их института с Википедией.

Мы считаем, что эта модель введения Википедии как средства обучения позволит привлечь большее количество людей к участию в редакции энциклопедии. Таким образом, эта организация будет способна занять важное место в производстве информации в различных культурных дисциплинах в странах, говорящих на испанском, на английском и, по возможности, на других языках.

Проект создал синергии между различными отраслями организации; были предоставлены институциональные материалы; были проведены семинары-тренинги; студенты были включены в проект, как часть социального обслуживания; и мероприятия были организованы таким образом, что учителя могли задействовать их на обычных занятиях.

Таблица 1. Мероприятия проекта Wiki Learning

Мероприятия Результаты
Предоставление материалов Wikimedia Commons 601 фотография (лето 2014); 3838 фотографий (август-декабрь 2014); 7 графиков, 27 анимаций и 3 видео.
Конкурс фотографии ко Дню Мертвых, Wiki 2014 Style 36 участников, 594 фотографий
Презентации на национальных и международных конференциях Представление проекта Wiki Learning на Ежегодной Конференции Викимедиа и выставке в Лондоне. Участие в групповой Образовательной Программе Сотрудничества (проведение обучающих программ с помощью Википедии и сродных ей проектов) с встречами и участием в Образовательной Программе Викимедиа в Праге (март 2014) и Эдинбурге (ноябрь 2014). Участие в Профессиональных мероприятиях 2014 года и Монтеррейской Международной Книжной Ярмарке. Участие в VII и VIII Конгрессах Инновационных Исследований и Организации Образования и в Первом Международном Конгрессе Инновационного Образования в Мексике.
Тренинги 9 семинаров о Википедии как обучающей платформе в открытой цифровой среде. 8 семинаров-тренингов для студентов. Семинары для библиотекарей по основам редактирования Википедии.
Социальное обслуживание 12 студентов, участвующих в социальном обслуживании (лето 2014). 132 статьи Википедии на испанском.
Википедия в Классе Участвовали 5 учителей, 145 учащихся и 9 классов.
Редактирование созданных и измененных статей и переводов Создание и улучшение 132 статей Википедии на испанском (лето 2014). Добавлено 185 статей в испанскую Википедию, одна в английскую, 28 статей испанской Википедии были пересмотрены в плане курса составления текстов (август-сентябрь 2014).
Вики-марафон В течение трех дней в марте 2015 года в центральном районе Мексико Сити проводился Вики-марафон, при участии Festival Cervantino и CONACULTA.
Викимания 2015 Документальный фильм о Проекте Wiki Learning. Реферат о Википедии и совместном производстве информации. Презентация результатов проекта на секции международной образовательной программы.
Создание биографий известных гостей Кристобаль Кобо, Жиль Липоветский, Майкл Клейман, Энрике Метинидес, Пол Селигсон, Сергио Гонсалез Родгридез и другие

 

Анализ и результаты.

Анкеты использовались в качестве инструмента для определения предыдущего опыта участников и их впечатлений после использования энциклопедии в плане проекта Wiki Learning. Результаты позволили нам определить начальную точку и настроить модель в соответствии с областями, требующими большего внимания и развития компетенций.

Результаты анкеты по восприятию и использованию Википедии (Ricaurte & Carli, 2016) показывают, что для большой части опрошенных студентов (42.6%) Википедия является источником информации. Другая часть (12.1%) имеет негативное представление о Википедии и считает её ненадежным источником.

Большинство студентов (87%) не редактировали статьи Википедии, в основном, потому что они не знают, как это делать. Определенный процент (4.4%) тех, кто это когда-либо делал, посчитали редактирование простым, в то время как меньшинству (3.5%) оно показалось трудным. В случае с учителями, такой же процент опрошенных (3.5%) посчитали что оно либо простое, либо запутывающее. Несмотря на то, что 66.7% из них сказали что они пользовались Википедией, большинство участников опроса (80%) не использовали её как средство обучения. В отношении правил учителей по допущению студентов к использованию Википедии, 27% позволяют им пользоваться ей в качестве справочника. Вопрос об использовании Википедии получил положительные ответы, так как 24.3% хотели бы научиться ей пользоваться, а 17.3% хотели бы использовать её на занятиях или в своей области знаний. Всего лишь 5.2% не хотят использовать Википедию никоим образом. Для 9.5% Википедия является символом общей информации, и 3.4% надеются принять участие в создании общего контента.

В то время как все студенты знают о Википедии, небольшой процент учителей (3.5%) – нет. Разница между учителями и студентами, которые редактировали контент, меньше процента. Только 10.5% учителей упомянули, что имеют правило, позволяющее пользоваться Википедия, в отличие от 27% студентов. По существу, ни учителя, ни студенты не пользуются Википедией как средством обучения.

В целом, мы наблюдали наличие положительных ожиданий в плане возможностей использования Википедии. Как студенты (66.6%), так и учителя (69.9%) заинтересованы в освоении её как средства обучения или в участии каким-либо образом в производстве информации при помощи Википедии.

Дополнительный вопрос в анкете студентов спрашивал их, чему они научились при использовании Википедии. Большинство из них указали, что они освоили Википедию и её использование (22.6%). Вторым самым частым ответом было открытие общедоступного и коллективного характера производства информации и идеи об открытом и сотрудническом характере энциклопедии (11.3%). Другая часть (10.4%) отметили развитие лингвистических компетенций – орфографии, композиции, перевода. Остальная часть ответов относится к критическому мышлению и поиску качественных источников информации. Менее значительными оказались важность изучения методов редактирования текста, командная работа, информация о темах, развитых в статьях и придание энциклопедии нового значения как надежного источника информации.

Таблица 2. Компетенции, развиваемые при использовании Википедии (с точки зрения студентов).

  Студенты Кол-во %
Как вы думаете, чему вы научились после работы с Википедией? Использование Википедии/Платформы   22.6
Участие в совместном создании информации/Каждый может редактировать   11.3
Орфография/композиция   10.4
Перевод   6.9
Источник информации   4.3
Редактирование текста   3.4
Изучение темы статьи   3.4
Изучение программного кода   2.6
Командная работа   1.7
Ненадежный источник   1.7
Ничему   0.8
Другое   13.9
Без ответа    

Обсуждение и выводы.

Основываясь на результатах опроса, можно увидеть, что между ответами учителей и студентом нет большой разницы. В обоих случаях все же присутствует недостаток осведомленности о работе Википедии, особенно в качестве средства обучения. Это показывает, что Википедия может быть включена в сферу образования как средство для развития цифровых компетенций, но преподаватели не пользуются её потенциалом. Одна из причин этого недостатка участия это общая нехватка доверия у учителей и учащихся, как показал опрос, 21% и 12.1% соответственно не считают Википедию надежным источником.

Если мы вернемся к аргументу, сделанному Фернадесом-Крузом и Фернандесом-Диазом (2016) и посчитаем, что компетенции учителя определяют компетенции учащихся, то мы должны уделить большее внимание развитию цифровых компетенций при подготовке учителей. В зафиксированных нами моделях компетенций не было уделено особого внимания совместному производству информации как особой компетенции. Хотя сотрудничество указано как фундаментальный элемент, коллективное составление информации в открытых цифровых условиях не выделено как особая цель обучения. Никто из опрошенных учителей не собирался или не считал использование Википедии для создания общих материалов. Учителя должны изучать новые подходы, которые позволят им воспользоваться педагогическими возможностями цифрового пространства; планировать занятия, использовать средства, позволяющие создавать коллективные знания и полностью развивать способности. Мы считаем, что Википедия выполняет эту цель, и проект Wiki Learning был путем продвижения энциклопедии и её возможностей в университетское сообщество.

Часть изменений, необходимых учреждениям для превращения в места, способствующие развитию компетенций 21го века, включают в себя гибкость в программах и обучающих средах; межкультурную компетентность; критическое мышление; лингвистическую компетентность; процессы совместного производства знаний в цифровых условиях; и креативность.

Исходя из вопросов, заданных студентам о том, чему они научились после использования Википедии, можно сделать вывод, что педагогическая работа с энциклопедией может способствовать получению компетенций в личной и профессиональной жизни в среде, снаружи физических границ классной комнаты; она поддерживает включение технологий в образовательный процесс, совместное производство информации, критическое мышление, управление информацией и руководство контентом, и улучшение лингвистических и межкультурных способностей. К тому же, она может содействовать знакомству с ценностями свободной культуры и общедоступного обучения, и обогащению образовательного процесса путем обучения между сверстниками. Однако, необходимо создать педагогический план, который позволит эффективно получить различные компетенции.

Это изменение в парадигме ни мгновенное, ни простое. В случае с проектом Wiki Learning, несмотря на то, что были проведены семинары-тренинги для более чем 100 учителей, всего лишь несколько учителей формально разрабатывали проекты по Википедии в течение семестра. Хотя отношение со стороны учителей было положительным, почти никто не имел раннего опыта работы с Википедией (только 19.2% использовали её как средство обучения). Это представляло большую проблему при первом тренинге в плане проекта, так как мы начинали с идеей, что большинство из них не знакомо с темой, в частности с образовательными возможностями платформы. Чтобы добиться профессионального отношения к Википедии после их первого тренинга, нужны были серьезные усилия, которые требовали персонального наблюдения, больше подготовки и технической поддержки. Следовательно, необходимо разработать лучшую институциональную стратегию, которая позволить учителям объединятся, дабы уменьшить количество препятствий и мотивировать участие учителей. Несмотря на эти проблемы, проект достиг значительных результатов благодаря участию студентов, которое было учтено в их оценках по предметам или в их участии в социальном обслуживании.

Введение инновационных опытов в образовательные процессы подразумевает сложную задачу, как для института, так и для учителей и учащихся. Очень важно иметь институциональную поддержку при подготовке учителей, доступность подходящего пространства, ресурсов, а также гибкость учебного плана для введения занятий, не измеряемых традиционными параметрами. От учителей требуются дополнительные усилия: развитие особых технологических компетенций и осознание важности трансформации их педагогического опыта через новые парадигмы. От учащихся требуется развитие цифровой культуры, уделяющей особое внимание совместному производству информации, аутентичным сотрудническим компетенциям и сетям обучения глобального масштаба. Следовательно, необходимо разработать синергии, которые поспособствуют внедрению Википедии в академическую и цифровую культуру общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: