а) В поэзии С.А. Есенина мы видим трепетную жизнь лугов, равнин, лесов, различные переживания поэта. При описании различных трав в поэзии Есенина проявляются разные чувства. Например, грусти:
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка - царевна у реки…
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтезны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…
У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии.
С ручейками тихозвонными.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленный лист и золото травы …
Хорошо в эту лунную осень
Бродить по траве одному.
И сбирать на дороге колосья
В обнищалую душу - суму.
б) В иной раз у поэта возникает совершенно другое чувство, например, радости или хорошее настроение.
Ах колокольчик! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки…
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной…
Так, например, в стихотворении «С добрым утром!» видно, что лирический герой находится в хорошем расположении духа. Это передается через описание растений.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шеловито
«С добрым утром!»
Хорошо в эту лунную осень
Бродить по траве одному.
И сбирать на дороге колосья.
В обнищалую душу - суму.
в) Так же у Есенина много стихотворений, в которых лирический герой находится в душевном спокойствии. Это чувствуется через описание трав и цветов. Вот одни из них:
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
А над озером серебрянным
Камыши, склонясь, шептались.
За перепаханною нивой.
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя.
И обвитой крапивой плетень.
Чтобы создать выразительную картину мира. Поэт использует названия трав и цветов в прямом значении. Но очень часто он прибегает к переносному, метафорическому употреблению. Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего героя:
«Маком влюбленное сердце цветет,
Только не мне она песни поет»-
безответна любовь.
Восторг: «Васильками сердце светится,
Горит в нем бирюза».
«И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек» - грусть.
Рисуя картины природы, Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, растут, умирают, поют, шепчут, грустят и страдают.
Милая, ты ли? Та ли?
Розы ль мне то нашептали?
Цветы мне говорят прощай,
Головками склонясь ниже…
Свет вечерний шафранового края.
Тихо розы бегут по полям.
Так же:
И над озером серебряным
Камыши склонясь шепталися.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль.
Многоцветна, многокрасочна палитра поэта, переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпитетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:
Где ты, где ты отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок…
Белая свитка и алый кушак,
Рву я на грядках зардевшийся мак.
Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы»…
Здесь белые цветы - снежинки.
А в двустишии:
«Я милой голову мою
Отдам, как розу золотую »… - цвет волос ассоциируется с цветом золота.
Человек - дитя природы. Не возможно представить Есенина вне её. Он живет в мире природы, а она живет в нем. Вероятно поэтому в стихах
С.А. Есенина так часто встречаются сравнения человека с растением:
Только нам бы, только б нашей
Не скосили, как ромашке головы…
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом…
Вот что пишет А. Качаева: «Вся природа для Есенина едина и жива настолько, что он не ощущает четких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением, поэтому у него «не звенит лебяжьей ей рожь», «только будут колосья - кони о хозяине старом тужить». 8 В «Песне о хлебе» пронзительна мысль о хлебе, как о живом существе, об умирании природы - смерти колосьев:
Наше поле издавно знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома
Каждый сноп лежит как желтый труп.
А потом их бережно, без злости,
Головами стелят по земле
И цепами маленькие кости
Выбивают из худых телес.
В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и трав, но и с прилагательными - определениями, как в прямом, так и в переносном значении:
А степь под пологом зеленным
Кадит черемуховый дым …
Яблоневым цветом брызжет
Душа моя белая…
Ты - мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя…
Не жаль мне лет растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь …
С помощью эпитетов, сравнений, метафор поэт глубже выражает свое отношение к жизни: «Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», - писал поэт.