Травы - отражение настроения поэта




 

а) В поэзии С.А. Есенина мы видим трепетную жизнь лугов, равнин, лесов, различные переживания поэта. При описании различных трав в поэзии Есенина проявляются разные чувства. Например, грусти:

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка - царевна у реки…

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтезны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

У побережья зеленого,

Наклонив головки нежные,

Перешептывались лилии.

С ручейками тихозвонными.

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щербленный лист и золото травы

Хорошо в эту лунную осень

Бродить по траве одному.

И сбирать на дороге колосья

В обнищалую душу - суму.

б) В иной раз у поэта возникает совершенно другое чувство, например, радости или хорошее настроение.

Ах колокольчик! Твой ли пыл

Мне в душу песней позвонил

И рассказал, что васильки

Очей любимых далеки…

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной…

Так, например, в стихотворении «С добрым утром!» видно, что лирический герой находится в хорошем расположении духа. Это передается через описание растений.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь, шепчет шеловито

«С добрым утром!»

Хорошо в эту лунную осень

Бродить по траве одному.

И сбирать на дороге колосья.

В обнищалую душу - суму.

в) Так же у Есенина много стихотворений, в которых лирический герой находится в душевном спокойствии. Это чувствуется через описание трав и цветов. Вот одни из них:

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

А над озером серебрянным

Камыши, склонясь, шептались.

За перепаханною нивой.

Малиновая лебеда.

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя.

И обвитой крапивой плетень.

Чтобы создать выразительную картину мира. Поэт использует названия трав и цветов в прямом значении. Но очень часто он прибегает к переносному, метафорическому употреблению. Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего героя:

«Маком влюбленное сердце цветет,

Только не мне она песни поет»-

безответна любовь.

Восторг: «Васильками сердце светится,

Горит в нем бирюза».

«И в глазах завяли маргаритки,

Как болотный гаснет огонек» - грусть.

Рисуя картины природы, Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, растут, умирают, поют, шепчут, грустят и страдают.

Милая, ты ли? Та ли?

Розы ль мне то нашептали?

Цветы мне говорят прощай,

Головками склонясь ниже…

Свет вечерний шафранового края.

Тихо розы бегут по полям.

Так же:

И над озером серебряным

Камыши склонясь шепталися.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль.

Многоцветна, многокрасочна палитра поэта, переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпитетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:

Где ты, где ты отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженный песок…

Белая свитка и алый кушак,

Рву я на грядках зардевшийся мак.

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы»…

Здесь белые цветы - снежинки.

А в двустишии:

«Я милой голову мою

Отдам, как розу золотую »… - цвет волос ассоциируется с цветом золота.

Человек - дитя природы. Не возможно представить Есенина вне её. Он живет в мире природы, а она живет в нем. Вероятно поэтому в стихах

С.А. Есенина так часто встречаются сравнения человека с растением:

Только нам бы, только б нашей

Не скосили, как ромашке головы…

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом…

Вот что пишет А. Качаева: «Вся природа для Есенина едина и жива настолько, что он не ощущает четких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением, поэтому у него «не звенит лебяжьей ей рожь», «только будут колосья - кони о хозяине старом тужить». 8 В «Песне о хлебе» пронзительна мысль о хлебе, как о живом существе, об умирании природы - смерти колосьев:

Наше поле издавно знакомо

С августовской дрожью поутру.

Перевязана в снопы солома

Каждый сноп лежит как желтый труп.

А потом их бережно, без злости,

Головами стелят по земле

И цепами маленькие кости

Выбивают из худых телес.

В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и трав, но и с прилагательными - определениями, как в прямом, так и в переносном значении:

А степь под пологом зеленным

Кадит черемуховый дым

Яблоневым цветом брызжет

Душа моя белая…

Ты - мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя…

Не жаль мне лет растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь

С помощью эпитетов, сравнений, метафор поэт глубже выражает свое отношение к жизни: «Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», - писал поэт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: