Подготовка к обучению письму




ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительная часть

1.1. Организация студентов.

1.2. Актуализация опорных знаний:

- назвать основные направления работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к грамоте;

- считаете ли вы правильным обучение детей младшего и среднего возраста написанию букв? Поясните свой ответ;

- с помощью каких методов работы, на ваш взгляд, можно развить мелкую моторику ребенка и подготовить его руку к письму?

1.3. Мотивация учебной деятельности.

Основная часть.

2.1. Изложение содержания нового учебного материала по плану:

ПЛАН

1. Понятие графических навыков. Особенности процесса овладения навыком письма.

2.Задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе.

3. Подготовка руки ребенка к письму в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

4. Специальные упражнения по подготовке руки ребенка к письму: содержание и методика проведения*

Заключительная часть.

3.1. Обобщение и систематизация знаний студентов.

3.2. Направление последующей самостоятельной работы студентов над усовершенствованием знаний:

- изучение конспекта лекции;

- изучение материала учебника по теме;

- *СРС: изготовление альбома: «Задания по подготовке руки ребенка к письму»;

- *подготовка к практическому занятию по теме: Анализ приемов подготовки руки ребенка к письму.

 

Преподаватель: Шевцова Г.В.

 

Текст лекции

Подготовка к обучению письму

Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к характеристике процесса овладения навыком письма.

Этот процесс представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой.

Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов (Е. В. Гурьянов, Б. Г. Ананьев).

Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Эти трудности преодолеваются путем длительных, систематических упражнений. К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

Таким образом, в содержание подготовки детей к письму, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:

Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).

Выработку умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия (СНОСКА: Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. // Подготовка в детском саду к школе. / Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955).

Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: