Задачи учебного занятия: (образовательная, развивающая и воспитательная)




Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

 

Город: Магнитогорск

ОУ: № 55

Учитель: Алехина Ю.Ю.

Студент:

Класс: 5

Номер урока в четерти: 1

Тема учебного занятия: Древние образы в народном искусстве.

Продолжительность учебного занятия: 1 урок - 40 минут

Тип учебного занятия: Изучение нового.

Цель: Знакомство с истоками мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном.

Задачи учебного занятия: (образовательная, развивающая и воспитательная)

1. Дать представление о древних символах и знаках в народном искусстве.

2. Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.

3. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с красками, кистью, умениями применять цвет для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа; изображает символы, используя выразительные свойства художественного материала.

Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.

Познавательные УУД: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.

Личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применить по назначению приобретенные художественные способности.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации - другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

 

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютер, экран, мультимедийный проектор. Презентация «Древние корни народного искусства».

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

Зрительный ряд: образцы работ, таблицы «Знаки и символы имволы народного искусства».

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии.

Литературный ряд: отрывок из стихотворения Б. Дуброва

 

Ход учебного занятия:

Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОРы
Знания Умения
1. Организационный момент     2 минуты Подготовка учащихся к работе.   организация внимания и внутренней готовности. умение организовываться. словесный. фронтальный. Слайд-фильм на цифровых носителях. Использование аудиторной демонстрационной техники на основе ПК. Слайд № 1,2
Деятельность учителя   Деятельность учащихся
1.Проверка готовности уч-ся к уроку. 2.Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке узнаем о том, что язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Познакомимся с тайнами образной символики, которая поможет нам читать образы народного искусства. Вспомним произведения народного искусства, которые жили с человеком, помогали и помогают в быту, труде, были и остаются участниками праздников.   1.Подготовка к работе. 2.Приветствие учителя. 3.Прослушивание инструктажа.
Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОРы
Знания Умения
2. Знакомство с новым материалом. 20 минут Знакомство с истоками народного искусства, с древними языческими образами, присутствующими в орнаментах и изображениях изделий народного промысла Знакомство с материалом с демонстрационного экрана, выборка интересной информации. Анализировать полученную информацию, сравнивать пройденный материал с новым материалом. Работа с репродуктивным материалом.   Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивная беседа (трансляция). Коллективная, индивидуальная, самостоятельная и исследовательская. слайд-фильм на цифровых носителях. Использование аудиторной демонстрационной техники на основе ПК. Слайды № 3-15
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Через проектор с монитора ПК проводится демонстрация подобранного материала по теме урока «Абстракционизм – гармония беспредметности». Материал: 1.Сообщение нового материала Красочные цветные росписи, мерцающие резные узоры, яркие островки вышивок не только доставляли радость глазу, но и были знаком добродеяния, пожеланием блага (просмотр иллюстраций). Декоративно- прикладное искусство по своему происхождению- искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно - прикладного искусства мы видим мудрость народа, характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его произведения о лучшей жизни. Народные художественные промысла сохранились в разных уголках России. Мы знакомы с народной глиняной игрушкой, искусством Гжели, Хохломы, Жостово, но мы еще узнаем, как создают мастера свои произведения, познакомимся с приемами росписи. Рисунок придумывает нам природа, а вдохновение мы черпаем из нее (составление узора из цветов). Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Археологам удалось разгадать значение символов. Оказалось, что многие элементы древнего орнамента связаны с представлениями древнего человека об устройстве мира. Преклоняясь перед высшими силами природы, как бы прося у нее милости, защиты и покровительства, прочерчивала рука мастера своеобразные заклинания в виде образных знаков, которые мы с вами сейчас рассматриваем. Наши древние предки- были издавна земледельцами, вот почему все их мысли проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их рода. Нам предок обожествлял Солнце, Небо, Землю, воспринимал их как живые существа, верил в добрые начала всесильной природы. Что такое орнамент? Что является основным источником создания орнамента? В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли и интересы земледельца. На вид орнамент неприметен, Но он столетия живет. Не зря его на белом свете Народ издревне бережет. Быть может, нитками зигзагами В узоры вытканы не зря, И мы с тобою видим знаки Славянского календаря. Б. Дубров Смотрят, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.    
Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОРы
Знания Умения
3.Практическая работа. минут Применение на практике полученных знаний. Реализация творческих возможностей учащихся.   Учащиеся во время практической работы приобщаются к народному искусству, осваивают правила составления орнамента. Составлять геометрический и растительный орнаменты в полосе и прямоугольнике. Исследовательский. Самостоятельная работа. Слайд-фильм на цифровых носителях. Использование аудиторной демонстрационной техники на основе ПК. Слайд № 16,17,18
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организация практической работы. 2.Вводный инструктаж. 3.Оказание индивидуальной помощи учащимся во время практической работы. 4.Контроль. 1.Выполнение импровизации по теме: «Древние образы в народном искусстве».  
Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОРы
Знания Умения
5. Анализ детских работ. Выставление отметок. минут Проверка и контроль полученных результатов. Знать и понимать народное искусство. Анализировать особенности народного орнамента. Контроль полученных знаний. Фронтальная беседа.  
Деятельность учителя   Деятельность учащихся  
Мына урокепознакомились с народным творчеством. -Какая задача стояла перед вами в процессе выполнения творческого задания? -Рассмотрите внимательно и выскажите свое мнение о работах, которые вы выполнили сегодня на уроке. -Что удалось? -Что вызвало у вас трудности?   Устные ответы. Несколько учеников высказывают своё мнение о работах своих товарищей.
Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОРы
Знания Умения
6. Итог урока. 2мин. Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве». Знать особенности народного искусства. Условный язык древнего орнамента. Анализировать полученную информацию. Словесные. Фронтальная.  
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Что нового вы узнали на уроке? -Каким образом наши предки выражали свои представления о мире?   Народное искусство- это явление тайного, сложного, условного, многозначительного искусства, а мы судим лишь о части, видимой нам… А.Латынин   Отвечают на вопросы. Учащиеся рассказывают, что нового они узнали на уроке  

Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:

  1. Е.П. Львова, Н.Н. Фомина «Мировая художественная культура. XXвек» Очерки истории. – М.: Питер, 2007г.

2. Ю.Е. Галушкина «Мировая Художественная Культура». – Волгоград: Учитель, 2007г

3. Журнал «Искусство» №10 1987г.

4. Т.Г. Грушевская «Словарь по МХК» – Москва: «Академия», 2001г.

 

 

Учитель____________________________/

 

Методист__________________________/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: