Развитие информационного (интеллектуального) рынка в России на пример ИТ-услуг




 

В настоящее время рынок ИТ-услуг (мы имеем в виду ИТ-услуги, оказываемые внешними поставщиками) – наиболее динамично развивающийся сегмент отечественного ИТ-рынка. Однако информация об этом рынке (его объемах, структуре, динамике) носит неполный и противоречивый характер. Действительно, маркетинговых агентств, специализирующихся на изучении российского ИТ-рынка, немного, а компаний, регулярно проводящих исследования его ключевых сегментов, вообще единицы.

Разные подходы к сегментации рынка ИТ вообще и ИТ-услуг в частности приводят к разному пониманию результатов маркетинговых исследований. Кроме того, сами ИТ-компании зачастую используют собственную сегментацию ИТ-рынка.

Являясь эксклюзивным поставщиком информационных продуктов и услуг компании Gartner в России, мы имеем возможность использовать наработанный опыт и методологию исследований и анализа мировых рынков. Одинаковые подходы к изучению рынков позволяют нам сравнивать структуры и динамику рынков разных стран и прогнозировать дальнейшее развитие российского ИТ-рынка.

В данной работе мы используем следующую сегментацию рынка ИТ и ИТ-услуг, за основу которой приняты основные статьи расходов предприятий на информационные технологии.

Рынок ИТ-услуг, согласно классификации Gartner, состоит из двух основных сегментов: рынок услуг по поддержке продуктов (поддержка аппаратного и программного обеспечения) и рынок профессиональных услуг (услуги по разработке/интеграции, ИТ-обучению, ИТ-консалтингу, управлению ИТ и управлению бизнес-процессами).

Необходимо отметить, что в классификации отсутствует, казалось бы, ключевой сегмент – системная интеграция. Отсутствие этого сегмента в классификации Gartner можно объяснить тем, что системная интеграция – это комплекс услуг, в который входят как услуги в области консалтинга и интеграции, так и услуги по обучению и поддержке.

Кроме того, продолжительный опыт маркетинговых исследований на рынке ИТ убеждает в том, что руководители ИТ-департаментов предприятий зачастую включают в понятие «проект системной интеграции» поставку оборудования и/или ПО. Поэтому в ходе исследования объем сегмента «системная интеграция» может быть рассчитан неверно, и в полученный объем рынка будет включена часть рынка аппаратного/программного обеспечения. Используемая нами сегментация рынка ИТ-услуг позволяет избежать этого.

Немного статистики

 

По данным Gartner, объем рынка ИТ-услуг Западной Европы в 2008 г. составил около 620 млрд. долл., а расходы на эти услуги в таких странах, как Франция, Германия и Великобритания, достигли 30 млрд. долл.

Согласно результатам исследования, в 2008 г. объем российского рынка ИТ-услуг составил около 400–500 млн. долл., или примерно 10% общих расходов российских предприятий на ИТ.

Несмотря на относительно небольшую долю (совокупная доля расходов на программное и аппаратное обеспечение – около 60%), ежегодный темп роста этого сегмента рынка ближайшие годы предположительно составит 30%. Это наиболее высокая динамика среди всех остальных сегментов российского ИТ-рынка. К 2010 г. доля расходов на внешние услуги в ИТ-бюджетах российских предприятий, по нашим прогнозам, должна увеличиться до 12%. Хотя потенциально российские предприятия среднего и крупного бизнеса в среднем готовы тратить на приобретение внешних ИТ-услуг до 30% своего бюджета.

Региональная неоднородность уровня развития ИТ оказывает влияние и на структуру ИТ-бюджетов предприятий. Так, средняя доля расходов на ИТ-услуги предприятий Москвы примерно на 5% больше, чем региональных предприятий.

Внутренняя структура российского рынка ИТ-услуг характеризуется высокой долей услуг по поддержке продуктов (около 60%).

В отличие от России, расходы на профессиональные услуги предприятий Западной Европы составляют более 85% расходов на ИТ-услуги.

В дальнейшем доля расходов российских предприятий на профессиональные услуги будет возрастать, так как темпы роста рынка услуг по поддержке продуктов в 2008 г. составили около 24%, а темпы роста рынка профессиональных услуг в 2008 г. – около 34%.

Одной из причин снижения темпов роста рынка услуг по поддержке продуктов является высокая степень насыщенности этого рынка. Почти 87% средних и крупных российских предприятий уже приобретают услуги по поддержке продуктов, тогда как профессиональные услуги приобретают немногим более 50%. Кроме того, большинство предприятий предпочитают увеличивать скорее расходы на профессиональные услуги, чем на услуги по поддержке продуктов.

Наиболее значимыми сегментами рынка профессиональных услуг являются услуги по разработке/интеграции и услуги по ИТ-обучению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: